Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина
Оценка 4.9

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Оценка 4.9
doc
16.01.2020
Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина
Урок.doc

Литературная  гостиная

«По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

(Урок русской литературы,  8 класс)

Цель урока: Обобщение и систематизация зна­ний учащихся по содержанию повести   «Капи­танская  дочка» А.С. Пушкина.

Задачи урока:

1.  Проверить усвоение учащимися учеб­ного материала.

2. Актуализировать и структурировать  учеб­ный материал в сознании учащихся, создав основу для последующего изучения творчества А.С. Пушкина и истории русской ли­тературы в целом.

3.Углубить понимание идейно-художественного богатства романа.

4. Научить понимать замысел автора.

5. Выработать навык хорошей ориентации в тексте.

6. Развивать речь, внимание, творческий потенциал учащихся.

7. Воспитывать глубоко нравственные качества личности (честность, патриотизм, порядочность).

                                                                                                                                                                                              В «Капитанской дочке» все только

самая правда, но ещё  как бы лучше её.

 Н. В. Гоголь

 

Ход урока:

1.  Орг.  момент.  Тема,  цель  и  задачи  урока.

2.  Вступительное слово учителя:

     Здравствуйте,  дорогие  гости,  ребята. Сегодня мы проведем необычный  урок.   Я  приветствую  Вас  в  нашей  литературной  гостиной.  Усаживайтесь  поудобнее,  начнём  наше  путешествие  в  мир  повести  «Капи­танская  дочка», над которой  А. С. Пушкин начал работать в 1833 году.

     А. С. Пушкин - явление нео­бычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период классической литературы, «золотой век» русской словесно­сти.  «Капитанская дочка»  А.С. Пушкина — одно из совершеннейших созданий русской литературы, оди­наково привлекательное и для совсем юного читателя, и для взрослого, уже умудренного жизнью. Простота и правда пушкинской прозы достигли здесь таких высот, что, по словам Ф. М. Достоевского, «в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утра­тилось, дошло до естества...».  Непосредственный же замысел «Капитанской дочки» возникает в 1832 году в пору работы Пушкина над материалами для «Истории Пугачева». Крестьянская война 1773— 1775 гг. волновала воображение поэта, а художественная обработка этой темы позво­лила Пушкину высказать свои заветные думы о судьбах России, об ее истории, о рус­ском национальном характере. Великий поэт не ограничился тщательным изучением ар­хивных материалов: он предпринял трудное по тому времени путешествие в «восточные  провинции», объехал Поволжье и оренбургские степи. Пушкин лично побывал в тех местах, где происходили занимавшие его события, встречался с местными старожилами, помнившими времена Пугачева, записывал песни и предания об этом времени, явившись по существу первым собирателем «пугачевского фольклора».

   Все это не прошло бесследно. Погрузившись в атмосферу поэтического пре­дания, Пушкин создает произведение, где впервые в русской и мировой литературе показан народ, передан его дух, дана народная оценка событий.

   «Береги честь смолоду» — этим эпиграфом открывается произведение, и все его герои проходят действительную проверку на честь, и только Швабрин, «человек без чести», не выдерживает этого испытания.

А  теперь  окунёмся  в  мир  «Капитанской  дочки».

Проведём разминку  для  образования  команд. На  доске  даны  две  даты.  Что  они  обозначают? 

(Кто  из  учащихся  раньше  других  ответит  на  вопросы,  тот  становится  капитаном   и  выбирает   игроков  в  свою  команду).

1833  год -  начало  работы  над  «Капитанской  дочкой».

19 октября 1836 года  -  знаменательный для поэта день - 25 -я годовщина со дня от­крытия Лицея.

Теперь давайте вспомним содержание повести, ответив на следующие вопросы  (правило  поднятой  руки:  отвечает  тот  игрок,  кто  раньше  всех  поднял  руку)

1  тур «Помните  ли  вы?»

1. В какой полк и кем был записан еще до рождения Петруша Гринев (в Семеновский полк - сержантом)

2.Когда Петруша выучился русской гра­моте? (С пятилетнего возраста Петруша был отдан на руки стремянному Савельичу, под надзором которого на двенадца­том году выучился русской грамоте)

 3.Кем был в своем отече­стве француз Бопре? (Парикмахером, а потом в Пруссии сол­датом)

4.Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу? (Французскому и немецкому языкам,  всем наукам)

5.Чтение какой книги производило в отце Петруши «удиви­тельное волнение желчи»? (Придворный календарь. Здесь помимо календарных и других сведений печатались списки высших военных и гражданских чинов, а также роспись дворцовых приемов)

6. Эпиграфом к «Капитанской дочке» является рус­ская пословица в сокращенном виде. Знаете ли вы ее цели­ком? («Береги платье снову, а честь смолоду»)

2  тур «Словарная  работа»:

Предлагаю вам провести словарную работу, в ходе которой надо установить значение слов:

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего госпо­дина)

контракт (договор, письменное соглашение)

«вол­нение желчи» (раздражение)

«недоросль»  (молодой  дворянин,  не  достигший  совершеннолетия  и  не  поступивший  на  военную  или  государственную  службу)

«дядька» (слуга,  приставленный  к  мальчику  в  дворянской  семье)

«борзая»  (охотничья  собака  особой  породы)

«алтын» (старинная  русская  монета,  равная  3  копейкам)

«кибитка»  (крытая  повозка)

«лазутчик»  (разведчик)

«облучок»  (сиденье  для  кучера  в  повозке)

3 тур конкурса «Узнай героя»:

Прочитав предложенные ниже описания, ученики должны назвать героя повести:

1. Впереди стоял старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Увидя Гринева, он подо­шел, сказал несколько ласковых слов и стал опять коман­довать. (Капитан Иван Кузьмин Миронов)

2. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин)

3. Его за трезвое поведение пожаловали пятилетнему Петруше в дядьки. (Савелъич)

4. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло- русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша Миронова)

5. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В  черной  бороде  его  показалась  проседь;  живые  большие  глаза  у  него  так  и бегали. Лицо его имело выражение доволь­но приятное, но плутовское. (Пугачев)

6. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чер­ными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах, любитель игры в бильярд и мастер рассказывать армейские анекдоты. (Иван Иванович Зурин,   ротмистр гусарского пажа)

7. Еще в молодости служил при графе Минихе и вы­шел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей симбирской деревне. (Андрей Петрович Гринев)

8. Юный прапорщик находился на службе в Оренбур­ге от начала октября 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он уже в команду не являлся. (Гринев Петр Андреевич)

4  тур  «Дополни»:

Вместо точек вста­вить нужные слова в следующих предложениях:

1. Мосье Бопре в Пруссии был ... (солдатом)

2. Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость при­нятием на себя имени покойного императора... (Петра III)

3. Петруша прилаживал мочальный хвост к ... (мысу Доброй Надежды)

4. Шаматон — это ... (бездельник, шалопай)

5. Савельич был и денег, и белья, и дел моих... (рачитель)

6. Дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта ... года. (1772)

5   тур   «Блиц-опрос»:

1. Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович)

2. Как звали матушку Петруши? (Авдотья Васильевна)

3. Вспомните имя и фамилию Савельича (Архип Са­вельев)

4. Как звали жену капитана Миронова? (Василиса Его­ровна)

5. Известно, что Петр Гринев увлекался сочинением стихов. О них позже с похвалой отозвался даже известный русский поэт. Назовите его. (Александр Петрович Сумароков)

6. Как звали генерала, старого друга Андрея Петрови­ча Гринева? (Андрей Карлович)

7. Как назвал Гринев мужика, который вывел его на дорогу во время метели? (Вожатым)

8. Какой смысл в слово «вожатый» вкладывают герой и автор? (Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасает Гринева и выведет его на верный жизненный путь)

9. Из-за чего произошла дуэль между Гриневым и Швабриным? (Из-за оскорбления Швабриным чести Маши Мироновой)

10. За кого выдает себя Пугачев и на какой историчес­кий пример ссылается? (За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева)

11. Когда и как состоялась последняя встреча Пугачева и Гринева? (Во время казни Пугачева, который «узнал его в толпе и кивнул ему головою»)

6 тур  «Тесты»:

1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина относится к:

1) классицизму

2) романтизму

3) реализму

2. В «Капитанской дочке» рассказывается о:

1) народном восстании

2) царствовании Екатерины II

3) русском обществе XVIII века

3. Основная тема «Капитанской дочки»:

1) история любви Петра Гринева и Маши Мироновой

2) рассказ о военной службе Петра Гринева

3) картина народного восстания

4. В «Капитанской дочке» действуют следующие исто­рические персонажи:

1) Александр II и Степан Разин

2) Екатерина II и Емельян Пугачев

3) Емельян Пугачев и Александр 1

5. Основная проблема «Капитанской дочки»:

1) чести и долга

2) отцов и детей

3) любви и измены

6. А.С. Пушкин написал следующие произведения:

1) «Цыганы» и «Мцыри»

2) «Цыганы» и «Капитанская дочка»

3) «Цыганы» и «Недоросль»

7  тур  «Даты»:

Учащимся  предло­жены даты. Нужно определить, с какими событиями жиз­ни А.С.Пушкина они связаны, какие произведения были написаны в эти годы:

1. Даты, связанные  с  жизнью  и  творчеством  А.  С.  Пушкина

1817- 1820 (Петербург; «К Чаадаеву», «Деревня»)

1820-1824 (Южная ссылка; «Узник», «Кинжал», «Песнь о вещем Олеге»)

1824—1826 (Михайловское; «Пророк», «Няне», «Зим­няя дорога»)

1827 («Послание в Сибирь», «Арион», «Полтава»)

1830 (Болдинская осень, «Элегия», «Пора, мой друг, пора!»)

1831-1837 (Петербург, последние годы жизни поэта; «Ка­питанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

2.  Даты,  связанные  с  именем  Е. Пугачёва:

29  мая  1773г.  -  побег  Пугачёва  из  Казани

август  1773  г -  появление  Пугачёва  на  постоялом  дворе  солдата  Степана  Оболяева

80-400-2,5  тысячи  людей  -  постепенное  увеличение  войска   Пугачёва

30  тысяч,  86  орудий  -  войско  Пугачева   в  декабре  1774 г.

март  1774г.- поражение  Пугачева

8  сентября 1774г.- арест  Пугачева

10  января  1775 г. – казнь   Пугачева (четвертование, Москва,  Болотная  площадь)

8  тур    «Толковый словарь»:

1. Толмачи:

В этом конкурсе от каждой группы участвуют по 1 человеку. Нужно выполнить пере­вод некоторых устаревших слов на современный рус­ский язык:

Фортеция (крепость), чаятельно (вероят­но), оказия (случай), челобитье (прошение), дабы (чтобы), буде (если), супостат (враг), извет (донос, клевета),  сикурс (помощь),  сайдак  (лук  с  колчаном),  роброн (широкое   женское  платье),  штоф  (бутыль  объёмом  1/10  ведра),    ходатай  (заступник),  зазноба  (любимая,  возлюбленная),  рекрут (солдат-новобранец)

2. Тестовая минутка для капитанов команд:

1. Целовальник   -  это...

а) парикмахер

б) продавец вина;

в) настойчивый кавалер

2.Инвалидом в повести «Капитанская дочка» на­зывают:

а) человека, сраженного физическим недугом

б) военнослужащего, состарившегося на воен­ной службе

в) военнослужащего, имеющего увечья.

3. Грош (в 18 веке) - монета достоинством...

а) в  две   копейки

б) в одну копейку

в) в 10 копеек

9  тур   «Словесный марафон».

В  марафоне» уча­ствуют либо по нескольку представителей от каж­дой команды, либо команда в полном составе. Ведущий в быстром темпе задает вопросы. Побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов

Вопросы для 1 команды:

1. Лицо, награжденное орденом (кавалер)        

2. Молодой дворянин, не достигший совершен­нолетия и не состоявший на службе (недоросль)

3. Сборник законов о воинских обязанностях (ар­тикул)

4. Слуга, ухаживающий за лошадью (стремянный)

5. Солдат-новобранец (рекрут)

6. Любимец, человек, пользующийся особым доверием (наперсник)

7. Распорядитель  на свадьбе (дружка)

 Вопросы для 2 команды:

1. Человек, достигший большой власти вследствие близости к царю или к царице (временщик)

2. Слуга, приставленный к мальчику в дворян­ской семье (дядька)

3. Лицо, прислуживающее   при бильярде (маркер)

4. Арестант, узник  в   колодках (колодник)

5. Помещение, где допрашивали арестованных (приказная изба)

6.  Комната,  где  одеваются  и  приводят  себя в по­рядок (уборная)

7. Старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов (камзол)

10 тур   «Аукцион   «Раз словечко, два  словечко»:

Команды   должны  угадать  афоризм. Собственно  угадыванию  предшествует  «торг»:

 «Я угадаю назва­ние с   трех   слов.  Минимальную «цену» назначает  ведущий

1. Афоризм: «Береги  платье  снову,  а  честь  смолоду»

2. Афоризм: «Худой мир лучше доброй  ссоры»

3. Афоризм:  «Чем триста лет пи­таться падалью,  лучше раз напиться живой кровью»

4. Афоризм:  «Будет  дождик, будут  и  грибки»

5. Афоризм:  «Заткни  топор  за  спину:  лесничий  ходит»

6. Афоризм:  Кто  ни  поп, тот  батька»

11  тур   «Рассказ  по  иллюстрации»:  (Учащимся  предлагаются  иллюстрации  к  повести,  нужно  вспомнить  и  рассказать  эпизод,  изображённый  на  рисунке)

12 .  Итоги  конкурса.  Оценивание.

13.    Рефлексия:

Учитель:  Итак, ребята, мы сегодня поговорили о повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор от­разил важнейшие события в жизни России. Пушкин — это духовная история России, которую нельзя представить без Емельяна Пугачева, а значит и без «Капитанской дочки». Опубликованная в четвертом томе «Современника» (декабрь, 1836) «Капитанская дочка» — последнее произведение Пушкина, вышедшее при его жизни, своеобразное за­вещание великого писателя русской литературе и русскому народу. Особенный смысл своего творения Пушкин подчеркнул тем, что поставил под ним дату, которая была для него священна, — 19 октября. Обычно на день лицейской годовщины он откликался стихотворением. На сей последний раз — стихотворение осталось неоконченным («Чему, чему свидетелями были...»), но вместо него нам была дарована «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» — редкостное произведение, наиболее, пожалуй, точно отвечаю­щее нашим понятиям о художественном совершенстве. Изумительны композиция и язык; поразительна емкость каждой пушкинской фразы. Так было в прошлом; так будет и впредь, ибо каждое новое живописное или графическое прочтение «Капитанской дочки» — радостная встреча с бессмертным творением А. С. Пушкина.

 

 

 

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

Литературная  гостиная «По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020