Литературная гостиная
«По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина
(Урок русской литературы, 8 класс)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по содержанию повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Задачи урока:
1. Проверить усвоение учащимися учебного материала.
2. Актуализировать и структурировать учебный материал в сознании учащихся, создав основу для последующего изучения творчества А.С. Пушкина и истории русской литературы в целом.
3.Углубить понимание идейно-художественного богатства романа.
4. Научить понимать замысел автора.
5. Выработать навык хорошей ориентации в тексте.
6. Развивать речь, внимание, творческий потенциал учащихся.
7. Воспитывать глубоко нравственные качества личности (честность, патриотизм, порядочность).
В «Капитанской дочке» все только
самая правда, но ещё как бы лучше её.
Н. В. Гоголь
Ход урока:
1. Орг. момент. Тема, цель и задачи урока.
2. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Сегодня мы проведем необычный урок. Я приветствую Вас в нашей литературной гостиной. Усаживайтесь поудобнее, начнём наше путешествие в мир повести «Капитанская дочка», над которой А. С. Пушкин начал работать в 1833 году.
А. С. Пушкин - явление необычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период классической литературы, «золотой век» русской словесности. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина — одно из совершеннейших созданий русской литературы, одинаково привлекательное и для совсем юного читателя, и для взрослого, уже умудренного жизнью. Простота и правда пушкинской прозы достигли здесь таких высот, что, по словам Ф. М. Достоевского, «в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества...». Непосредственный же замысел «Капитанской дочки» возникает в 1832 году в пору работы Пушкина над материалами для «Истории Пугачева». Крестьянская война 1773— 1775 гг. волновала воображение поэта, а художественная обработка этой темы позволила Пушкину высказать свои заветные думы о судьбах России, об ее истории, о русском национальном характере. Великий поэт не ограничился тщательным изучением архивных материалов: он предпринял трудное по тому времени путешествие в «восточные провинции», объехал Поволжье и оренбургские степи. Пушкин лично побывал в тех местах, где происходили занимавшие его события, встречался с местными старожилами, помнившими времена Пугачева, записывал песни и предания об этом времени, явившись по существу первым собирателем «пугачевского фольклора».
Все это не прошло бесследно. Погрузившись в атмосферу поэтического предания, Пушкин создает произведение, где впервые в русской и мировой литературе показан народ, передан его дух, дана народная оценка событий.
«Береги честь смолоду» — этим эпиграфом открывается произведение, и все его герои проходят действительную проверку на честь, и только Швабрин, «человек без чести», не выдерживает этого испытания.
А теперь окунёмся в мир «Капитанской дочки».
Проведём разминку для образования команд. На доске даны две даты. Что они обозначают?
(Кто из учащихся раньше других ответит на вопросы, тот становится капитаном и выбирает игроков в свою команду).
1833 год - начало работы над «Капитанской дочкой».
19 октября 1836 года - знаменательный для поэта день - 25 -я годовщина со дня открытия Лицея.
Теперь давайте вспомним содержание повести, ответив на следующие вопросы (правило поднятой руки: отвечает тот игрок, кто раньше всех поднял руку)
1 тур «Помните ли вы?»
1. В какой полк и кем был записан еще до рождения Петруша Гринев (в Семеновский полк - сержантом)
2.Когда Петруша выучился русской грамоте? (С пятилетнего возраста Петруша был отдан на руки стремянному Савельичу, под надзором которого на двенадцатом году выучился русской грамоте)
3.Кем был в своем отечестве француз Бопре? (Парикмахером, а потом в Пруссии солдатом)
4.Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу? (Французскому и немецкому языкам, всем наукам)
5.Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»? (Придворный календарь. Здесь помимо календарных и других сведений печатались списки высших военных и гражданских чинов, а также роспись дворцовых приемов)
6. Эпиграфом к «Капитанской дочке» является русская пословица в сокращенном виде. Знаете ли вы ее целиком? («Береги платье снову, а честь смолоду»)
2 тур «Словарная работа»:
Предлагаю вам провести словарную работу, в ходе которой надо установить значение слов:
стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина)
контракт (договор, письменное соглашение)
«волнение желчи» (раздражение)
«недоросль» (молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на военную или государственную службу)
«дядька» (слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье)
«борзая» (охотничья собака особой породы)
«алтын» (старинная русская монета, равная 3 копейкам)
«кибитка» (крытая повозка)
«лазутчик» (разведчик)
«облучок» (сиденье для кучера в повозке)
3 тур конкурса «Узнай героя»:
Прочитав предложенные ниже описания, ученики должны назвать героя повести:
1. Впереди стоял старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Увидя Гринева, он подошел, сказал несколько ласковых слов и стал опять командовать. (Капитан Иван Кузьмин Миронов)
2. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин)
3. Его за трезвое поведение пожаловали пятилетнему Петруше в дядьки. (Савелъич)
4. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло- русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша Миронова)
5. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза у него так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. (Пугачев)
6. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах, любитель игры в бильярд и мастер рассказывать армейские анекдоты. (Иван Иванович Зурин, ротмистр гусарского пажа)
7. Еще в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей симбирской деревне. (Андрей Петрович Гринев)
8. Юный прапорщик находился на службе в Оренбурге от начала октября 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он уже в команду не являлся. (Гринев Петр Андреевич)
4 тур «Дополни»:
Вместо точек вставить нужные слова в следующих предложениях:
1. Мосье Бопре в Пруссии был ... (солдатом)
2. Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора... (Петра III)
3. Петруша прилаживал мочальный хвост к ... (мысу Доброй Надежды)
4. Шаматон — это ... (бездельник, шалопай)
5. Савельич был и денег, и белья, и дел моих... (рачитель)
6. Дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта ... года. (1772)
5 тур «Блиц-опрос»:
1. Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович)
2. Как звали матушку Петруши? (Авдотья Васильевна)
3. Вспомните имя и фамилию Савельича (Архип Савельев)
4. Как звали жену капитана Миронова? (Василиса Егоровна)
5. Известно, что Петр Гринев увлекался сочинением стихов. О них позже с похвалой отозвался даже известный русский поэт. Назовите его. (Александр Петрович Сумароков)
6. Как звали генерала, старого друга Андрея Петровича Гринева? (Андрей Карлович)
7. Как назвал Гринев мужика, который вывел его на дорогу во время метели? (Вожатым)
8. Какой смысл в слово «вожатый» вкладывают герой и автор? (Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасает Гринева и выведет его на верный жизненный путь)
9. Из-за чего произошла дуэль между Гриневым и Швабриным? (Из-за оскорбления Швабриным чести Маши Мироновой)
10. За кого выдает себя Пугачев и на какой исторический пример ссылается? (За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева)
11. Когда и как состоялась последняя встреча Пугачева и Гринева? (Во время казни Пугачева, который «узнал его в толпе и кивнул ему головою»)
6 тур «Тесты»:
1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина относится к:
1) классицизму
2) романтизму
3) реализму
2. В «Капитанской дочке» рассказывается о:
1) народном восстании
2) царствовании Екатерины II
3) русском обществе XVIII века
3. Основная тема «Капитанской дочки»:
1) история любви Петра Гринева и Маши Мироновой
2) рассказ о военной службе Петра Гринева
3) картина народного восстания
4. В «Капитанской дочке» действуют следующие исторические персонажи:
1) Александр II и Степан Разин
2) Екатерина II и Емельян Пугачев
3) Емельян Пугачев и Александр 1
5. Основная проблема «Капитанской дочки»:
1) чести и долга
2) отцов и детей
3) любви и измены
6. А.С. Пушкин написал следующие произведения:
1) «Цыганы» и «Мцыри»
2) «Цыганы» и «Капитанская дочка»
3) «Цыганы» и «Недоросль»
7 тур «Даты»:
Учащимся предложены даты. Нужно определить, с какими событиями жизни А.С.Пушкина они связаны, какие произведения были написаны в эти годы:
1. Даты, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
1817- 1820 (Петербург; «К Чаадаеву», «Деревня»)
1820-1824 (Южная ссылка; «Узник», «Кинжал», «Песнь о вещем Олеге»)
1824—1826 (Михайловское; «Пророк», «Няне», «Зимняя дорога»)
1827 («Послание в Сибирь», «Арион», «Полтава»)
1830 (Болдинская осень, «Элегия», «Пора, мой друг, пора!»)
1831-1837 (Петербург, последние годы жизни поэта; «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
2. Даты, связанные с именем Е. Пугачёва:
29 мая 1773г. - побег Пугачёва из Казани
август 1773 г - появление Пугачёва на постоялом дворе солдата Степана Оболяева
80-400-2,5 тысячи людей - постепенное увеличение войска Пугачёва
30 тысяч, 86 орудий - войско Пугачева в декабре 1774 г.
март 1774г.- поражение Пугачева
8 сентября 1774г.- арест Пугачева
10 января 1775 г. – казнь Пугачева (четвертование, Москва, Болотная площадь)
8 тур «Толковый словарь»:
1. Толмачи:
В этом конкурсе от каждой группы участвуют по 1 человеку. Нужно выполнить перевод некоторых устаревших слов на современный русский язык:
Фортеция (крепость), чаятельно (вероятно), оказия (случай), челобитье (прошение), дабы (чтобы), буде (если), супостат (враг), извет (донос, клевета), сикурс (помощь), сайдак (лук с колчаном), роброн (широкое женское платье), штоф (бутыль объёмом 1/10 ведра), ходатай (заступник), зазноба (любимая, возлюбленная), рекрут (солдат-новобранец)
2. Тестовая минутка для капитанов команд:
1. Целовальник - это...
а) парикмахер
б) продавец вина;
в) настойчивый кавалер
2.Инвалидом в повести «Капитанская дочка» называют:
а) человека, сраженного физическим недугом
б) военнослужащего, состарившегося на военной службе
в) военнослужащего, имеющего увечья.
3. Грош (в 18 веке) - монета достоинством...
а) в две копейки
б) в одну копейку
в) в 10 копеек
9 тур «Словесный марафон».
В марафоне» участвуют либо по нескольку представителей от каждой команды, либо команда в полном составе. Ведущий в быстром темпе задает вопросы. Побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов
Вопросы для 1 команды:
1. Лицо, награжденное орденом (кавалер)
2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе (недоросль)
3. Сборник законов о воинских обязанностях (артикул)
4. Слуга, ухаживающий за лошадью (стремянный)
5. Солдат-новобранец (рекрут)
6. Любимец, человек, пользующийся особым доверием (наперсник)
7. Распорядитель на свадьбе (дружка)
Вопросы для 2 команды:
1. Человек, достигший большой власти вследствие близости к царю или к царице (временщик)
2. Слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье (дядька)
3. Лицо, прислуживающее при бильярде (маркер)
4. Арестант, узник в колодках (колодник)
5. Помещение, где допрашивали арестованных (приказная изба)
6. Комната, где одеваются и приводят себя в порядок (уборная)
7. Старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов (камзол)
10 тур «Аукцион «Раз словечко, два словечко»:
Команды должны угадать афоризм. Собственно угадыванию предшествует «торг»:
«Я угадаю название с трех слов. Минимальную «цену» назначает ведущий
1. Афоризм: «Береги платье снову, а честь смолоду»
2. Афоризм: «Худой мир лучше доброй ссоры»
3. Афоризм: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью»
4. Афоризм: «Будет дождик, будут и грибки»
5. Афоризм: «Заткни топор за спину: лесничий ходит»
6. Афоризм: Кто ни поп, тот батька»
11 тур «Рассказ по иллюстрации»: (Учащимся предлагаются иллюстрации к повести, нужно вспомнить и рассказать эпизод, изображённый на рисунке)
12 . Итоги конкурса. Оценивание.
13. Рефлексия:
Учитель: Итак, ребята, мы сегодня поговорили о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор отразил важнейшие события в жизни России. Пушкин — это духовная история России, которую нельзя представить без Емельяна Пугачева, а значит и без «Капитанской дочки». Опубликованная в четвертом томе «Современника» (декабрь, 1836) «Капитанская дочка» — последнее произведение Пушкина, вышедшее при его жизни, своеобразное завещание великого писателя русской литературе и русскому народу. Особенный смысл своего творения Пушкин подчеркнул тем, что поставил под ним дату, которая была для него священна, — 19 октября. Обычно на день лицейской годовщины он откликался стихотворением. На сей последний раз — стихотворение осталось неоконченным («Чему, чему свидетелями были...»), но вместо него нам была дарована «Капитанская дочка».
«Капитанская дочка» — редкостное произведение, наиболее, пожалуй, точно отвечающее нашим понятиям о художественном совершенстве. Изумительны композиция и язык; поразительна емкость каждой пушкинской фразы. Так было в прошлом; так будет и впредь, ибо каждое новое живописное или графическое прочтение «Капитанской дочки» — радостная встреча с бессмертным творением А. С. Пушкина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.