Литературная гостиная «По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина

  • doc
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.doc

Литературная  гостиная

«По  страницам  «Капитанской  дочки»  А.С. Пушкина

(Урок русской литературы,  8 класс)

Цель урока: Обобщение и систематизация зна­ний учащихся по содержанию повести   «Капи­танская  дочка» А.С. Пушкина.

Задачи урока:

1.  Проверить усвоение учащимися учеб­ного материала.

2. Актуализировать и структурировать  учеб­ный материал в сознании учащихся, создав основу для последующего изучения творчества А.С. Пушкина и истории русской ли­тературы в целом.

3.Углубить понимание идейно-художественного богатства романа.

4. Научить понимать замысел автора.

5. Выработать навык хорошей ориентации в тексте.

6. Развивать речь, внимание, творческий потенциал учащихся.

7. Воспитывать глубоко нравственные качества личности (честность, патриотизм, порядочность).

                                                                                                                                                                                              В «Капитанской дочке» все только

самая правда, но ещё  как бы лучше её.

 Н. В. Гоголь

 

Ход урока:

1.  Орг.  момент.  Тема,  цель  и  задачи  урока.

2.  Вступительное слово учителя:

     Здравствуйте,  дорогие  гости,  ребята. Сегодня мы проведем необычный  урок.   Я  приветствую  Вас  в  нашей  литературной  гостиной.  Усаживайтесь  поудобнее,  начнём  наше  путешествие  в  мир  повести  «Капи­танская  дочка», над которой  А. С. Пушкин начал работать в 1833 году.

     А. С. Пушкин - явление нео­бычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период классической литературы, «золотой век» русской словесно­сти.  «Капитанская дочка»  А.С. Пушкина — одно из совершеннейших созданий русской литературы, оди­наково привлекательное и для совсем юного читателя, и для взрослого, уже умудренного жизнью. Простота и правда пушкинской прозы достигли здесь таких высот, что, по словам Ф. М. Достоевского, «в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утра­тилось, дошло до естества...».  Непосредственный же замысел «Капитанской дочки» возникает в 1832 году в пору работы Пушкина над материалами для «Истории Пугачева». Крестьянская война 1773— 1775 гг. волновала воображение поэта, а художественная обработка этой темы позво­лила Пушкину высказать свои заветные думы о судьбах России, об ее истории, о рус­ском национальном характере. Великий поэт не ограничился тщательным изучением ар­хивных материалов: он предпринял трудное по тому времени путешествие в «восточные  провинции», объехал Поволжье и оренбургские степи. Пушкин лично побывал в тех местах, где происходили занимавшие его события, встречался с местными старожилами, помнившими времена Пугачева, записывал песни и предания об этом времени, явившись по существу первым собирателем «пугачевского фольклора».

   Все это не прошло бесследно. Погрузившись в атмосферу поэтического пре­дания, Пушкин создает произведение, где впервые в русской и мировой литературе показан народ, передан его дух, дана народная оценка событий.

   «Береги честь смолоду» — этим эпиграфом открывается произведение, и все его герои проходят действительную проверку на честь, и только Швабрин, «человек без чести», не выдерживает этого испытания.

А  теперь  окунёмся  в  мир  «Капитанской  дочки».

Проведём разминку  для  образования  команд. На  доске  даны  две  даты.  Что  они  обозначают? 

(Кто  из  учащихся  раньше  других  ответит  на  вопросы,  тот  становится  капитаном   и  выбирает   игроков  в  свою  команду).

1833  год -  начало  работы  над  «Капитанской  дочкой».

19 октября 1836 года  -  знаменательный для поэта день - 25 -я годовщина со дня от­крытия Лицея.

Теперь давайте вспомним содержание повести, ответив на следующие вопросы  (правило  поднятой  руки:  отвечает  тот  игрок,  кто  раньше  всех  поднял  руку)

1  тур «Помните  ли  вы?»

1. В какой полк и кем был записан еще до рождения Петруша Гринев (в Семеновский полк - сержантом)

2.Когда Петруша выучился русской гра­моте? (С пятилетнего возраста Петруша был отдан на руки стремянному Савельичу, под надзором которого на двенадца­том году выучился русской грамоте)

 3.Кем был в своем отече­стве француз Бопре? (Парикмахером, а потом в Пруссии сол­датом)

4.Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу? (Французскому и немецкому языкам,  всем наукам)

5.Чтение какой книги производило в отце Петруши «удиви­тельное волнение желчи»? (Придворный календарь. Здесь помимо календарных и других сведений печатались списки высших военных и гражданских чинов, а также роспись дворцовых приемов)

6. Эпиграфом к «Капитанской дочке» является рус­ская пословица в сокращенном виде. Знаете ли вы ее цели­ком? («Береги платье снову, а честь смолоду»)

2  тур «Словарная  работа»:

Предлагаю вам провести словарную работу, в ходе которой надо установить значение слов:

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего госпо­дина)

контракт (договор, письменное соглашение)

«вол­нение желчи» (раздражение)

«недоросль»  (молодой  дворянин,  не  достигший  совершеннолетия  и  не  поступивший  на  военную  или  государственную  службу)

«дядька» (слуга,  приставленный  к  мальчику  в  дворянской  семье)

«борзая»  (охотничья  собака  особой  породы)

«алтын» (старинная  русская  монета,  равная  3  копейкам)

«кибитка»  (крытая  повозка)

«лазутчик»  (разведчик)

«облучок»  (сиденье  для  кучера  в  повозке)

3 тур конкурса «Узнай героя»:

Прочитав предложенные ниже описания, ученики должны назвать героя повести:

1. Впереди стоял старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Увидя Гринева, он подо­шел, сказал несколько ласковых слов и стал опять коман­довать. (Капитан Иван Кузьмин Миронов)

2. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин)

3. Его за трезвое поведение пожаловали пятилетнему Петруше в дядьки. (Савелъич)

4. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло- русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша Миронова)

5. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В  черной  бороде  его  показалась  проседь;  живые  большие  глаза  у  него  так  и бегали. Лицо его имело выражение доволь­но приятное, но плутовское. (Пугачев)

6. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чер­ными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах, любитель игры в бильярд и мастер рассказывать армейские анекдоты. (Иван Иванович Зурин,   ротмистр гусарского пажа)

7. Еще в молодости служил при графе Минихе и вы­шел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей симбирской деревне. (Андрей Петрович Гринев)

8. Юный прапорщик находился на службе в Оренбур­ге от начала октября 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он уже в команду не являлся. (Гринев Петр Андреевич)

4  тур  «Дополни»:

Вместо точек вста­вить нужные слова в следующих предложениях:

1. Мосье Бопре в Пруссии был ... (солдатом)

2. Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость при­нятием на себя имени покойного императора... (Петра III)

3. Петруша прилаживал мочальный хвост к ... (мысу Доброй Надежды)

4. Шаматон — это ... (бездельник, шалопай)

5. Савельич был и денег, и белья, и дел моих... (рачитель)

6. Дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта ... года. (1772)

5   тур   «Блиц-опрос»:

1. Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович)

2. Как звали матушку Петруши? (Авдотья Васильевна)

3. Вспомните имя и фамилию Савельича (Архип Са­вельев)

4. Как звали жену капитана Миронова? (Василиса Его­ровна)

5. Известно, что Петр Гринев увлекался сочинением стихов. О них позже с похвалой отозвался даже известный русский поэт. Назовите его. (Александр Петрович Сумароков)

6. Как звали генерала, старого друга Андрея Петрови­ча Гринева? (Андрей Карлович)

7. Как назвал Гринев мужика, который вывел его на дорогу во время метели? (Вожатым)

8. Какой смысл в слово «вожатый» вкладывают герой и автор? (Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасает Гринева и выведет его на верный жизненный путь)

9. Из-за чего произошла дуэль между Гриневым и Швабриным? (Из-за оскорбления Швабриным чести Маши Мироновой)

10. За кого выдает себя Пугачев и на какой историчес­кий пример ссылается? (За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева)

11. Когда и как состоялась последняя встреча Пугачева и Гринева? (Во время казни Пугачева, который «узнал его в толпе и кивнул ему головою»)

6 тур  «Тесты»:

1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина относится к:

1) классицизму

2) романтизму

3) реализму

2. В «Капитанской дочке» рассказывается о:

1) народном восстании

2) царствовании Екатерины II

3) русском обществе XVIII века

3. Основная тема «Капитанской дочки»:

1) история любви Петра Гринева и Маши Мироновой

2) рассказ о военной службе Петра Гринева

3) картина народного восстания

4. В «Капитанской дочке» действуют следующие исто­рические персонажи:

1) Александр II и Степан Разин

2) Екатерина II и Емельян Пугачев

3) Емельян Пугачев и Александр 1

5. Основная проблема «Капитанской дочки»:

1) чести и долга

2) отцов и детей

3) любви и измены

6. А.С. Пушкин написал следующие произведения:

1) «Цыганы» и «Мцыри»

2) «Цыганы» и «Капитанская дочка»

3) «Цыганы» и «Недоросль»

7  тур  «Даты»:

Учащимся  предло­жены даты. Нужно определить, с какими событиями жиз­ни А.С.Пушкина они связаны, какие произведения были написаны в эти годы:

1. Даты, связанные  с  жизнью  и  творчеством  А.  С.  Пушкина

1817- 1820 (Петербург; «К Чаадаеву», «Деревня»)

1820-1824 (Южная ссылка; «Узник», «Кинжал», «Песнь о вещем Олеге»)

1824—1826 (Михайловское; «Пророк», «Няне», «Зим­няя дорога»)

1827 («Послание в Сибирь», «Арион», «Полтава»)

1830 (Болдинская осень, «Элегия», «Пора, мой друг, пора!»)

1831-1837 (Петербург, последние годы жизни поэта; «Ка­питанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

2.  Даты,  связанные  с  именем  Е. Пугачёва:

29  мая  1773г.  -  побег  Пугачёва  из  Казани

август  1773  г -  появление  Пугачёва  на  постоялом  дворе  солдата  Степана  Оболяева

80-400-2,5  тысячи  людей  -  постепенное  увеличение  войска   Пугачёва

30  тысяч,  86  орудий  -  войско  Пугачева   в  декабре  1774 г.

март  1774г.- поражение  Пугачева

8  сентября 1774г.- арест  Пугачева

10  января  1775 г. – казнь   Пугачева (четвертование, Москва,  Болотная  площадь)

8  тур    «Толковый словарь»:

1. Толмачи:

В этом конкурсе от каждой группы участвуют по 1 человеку. Нужно выполнить пере­вод некоторых устаревших слов на современный рус­ский язык:

Фортеция (крепость), чаятельно (вероят­но), оказия (случай), челобитье (прошение), дабы (чтобы), буде (если), супостат (враг), извет (донос, клевета),  сикурс (помощь),  сайдак  (лук  с  колчаном),  роброн (широкое   женское  платье),  штоф  (бутыль  объёмом  1/10  ведра),    ходатай  (заступник),  зазноба  (любимая,  возлюбленная),  рекрут (солдат-новобранец)

2. Тестовая минутка для капитанов команд:

1. Целовальник   -  это...

а) парикмахер

б) продавец вина;

в) настойчивый кавалер

2.Инвалидом в повести «Капитанская дочка» на­зывают:

а) человека, сраженного физическим недугом

б) военнослужащего, состарившегося на воен­ной службе

в) военнослужащего, имеющего увечья.

3. Грош (в 18 веке) - монета достоинством...

а) в  две   копейки

б) в одну копейку

в) в 10 копеек

9  тур   «Словесный марафон».

В  марафоне» уча­ствуют либо по нескольку представителей от каж­дой команды, либо команда в полном составе. Ведущий в быстром темпе задает вопросы. Побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов

Вопросы для 1 команды:

1. Лицо, награжденное орденом (кавалер)        

2. Молодой дворянин, не достигший совершен­нолетия и не состоявший на службе (недоросль)

3. Сборник законов о воинских обязанностях (ар­тикул)

4. Слуга, ухаживающий за лошадью (стремянный)

5. Солдат-новобранец (рекрут)

6. Любимец, человек, пользующийся особым доверием (наперсник)

7. Распорядитель  на свадьбе (дружка)

 Вопросы для 2 команды:

1. Человек, достигший большой власти вследствие близости к царю или к царице (временщик)

2. Слуга, приставленный к мальчику в дворян­ской семье (дядька)

3. Лицо, прислуживающее   при бильярде (маркер)

4. Арестант, узник  в   колодках (колодник)

5. Помещение, где допрашивали арестованных (приказная изба)

6.  Комната,  где  одеваются  и  приводят  себя в по­рядок (уборная)

7. Старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов (камзол)

10 тур   «Аукцион   «Раз словечко, два  словечко»:

Команды   должны  угадать  афоризм. Собственно  угадыванию  предшествует  «торг»:

 «Я угадаю назва­ние с   трех   слов.  Минимальную «цену» назначает  ведущий

1. Афоризм: «Береги  платье  снову,  а  честь  смолоду»

2. Афоризм: «Худой мир лучше доброй  ссоры»

3. Афоризм:  «Чем триста лет пи­таться падалью,  лучше раз напиться живой кровью»

4. Афоризм:  «Будет  дождик, будут  и  грибки»

5. Афоризм:  «Заткни  топор  за  спину:  лесничий  ходит»

6. Афоризм:  Кто  ни  поп, тот  батька»

11  тур   «Рассказ  по  иллюстрации»:  (Учащимся  предлагаются  иллюстрации  к  повести,  нужно  вспомнить  и  рассказать  эпизод,  изображённый  на  рисунке)

12 .  Итоги  конкурса.  Оценивание.

13.    Рефлексия:

Учитель:  Итак, ребята, мы сегодня поговорили о повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор от­разил важнейшие события в жизни России. Пушкин — это духовная история России, которую нельзя представить без Емельяна Пугачева, а значит и без «Капитанской дочки». Опубликованная в четвертом томе «Современника» (декабрь, 1836) «Капитанская дочка» — последнее произведение Пушкина, вышедшее при его жизни, своеобразное за­вещание великого писателя русской литературе и русскому народу. Особенный смысл своего творения Пушкин подчеркнул тем, что поставил под ним дату, которая была для него священна, — 19 октября. Обычно на день лицейской годовщины он откликался стихотворением. На сей последний раз — стихотворение осталось неоконченным («Чему, чему свидетелями были...»), но вместо него нам была дарована «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» — редкостное произведение, наиболее, пожалуй, точно отвечаю­щее нашим понятиям о художественном совершенстве. Изумительны композиция и язык; поразительна емкость каждой пушкинской фразы. Так было в прошлом; так будет и впредь, ибо каждое новое живописное или графическое прочтение «Капитанской дочки» — радостная встреча с бессмертным творением А. С. Пушкина.