Литературная гостиная, посвященная А.С.Пушкину «Цветы любимому поэту»
Оценка 4.6

Литературная гостиная, посвященная А.С.Пушкину «Цветы любимому поэту»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
5 кл—11 кл
10.08.2022
Литературная гостиная, посвященная А.С.Пушкину  «Цветы любимому поэту»
Внеклассное предметное мероприятие направлено на популяризацию литературного наследия А.С. Пушкина, приобщение учащихся к русской художественной литературе и творческому наследию поэта.
литерарурная гостиная Читаем Пушкина.docx

Климашевская Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Алчевская гимназия им. П.Н.Липовенко»

                                   

               Литературная гостиная, посвященная А.С.Пушкину

                                         «Цветы любимому поэту»

 

                                                                Тебя ж, как первую любовь,

                                                                России сердце не забудет!

                                                                                         Ф.И. Тютчев

Цель мероприятия: популяризация литературного наследия А.С. Пушкина;

приобщение учащихся к русской художественной литературе и творческому наследию А.С. Пушкина.

                               ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий  1.  6 июня  – большой праздник русской литературы. Эта дата -  день рождения Александра Сергеевича Пушкина. И мы опять – в  который раз – обращаемся к наследию великого поэта, обращаемся  к его поэзии и  жизни, к его судьбе.

Ведущий 2. Пушкин – не тот юбиляр, о котором вспоминают только во время его годовщин. В высоком смысле, он – наша повседневность.

Ведущий 1. В самом раннем детстве мы заслушиваемся его сказками и помним их всю жизнь; в старших классах, читая «Онегина», узнаём, что любовь бывает и не такой, как в хлёстком боевике; взрослея – нам откроется весь пушкинский «золотой фонд» - его  маленькие трагедии, его поздняя лирика, «Медный всадник»…

Ведущий 2. Воистину Пушкин есть выразитель самых глубоких чувств именно русского народа, и с этой точки зрения его наследство всегда в центре самого пристального внимания со стороны любого человека, интересующегося судьбами России не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем.

 

Чтец.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

 

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

 

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берёг ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,

Всё гений твой путь нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

 

Вот почему,  возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!      («Памяти Пушкина» А.Плещеев)

 

 Ведущий 2. «У лукоморья дуб зелёный» мы затвердили с самого раннего детства. Пушкин как бы вводил этим вступлением свою поэму «Руслан и Людмила» в огромный сказочный мир, насыщенный поэтическими образами, которыми он был обязан своей няне Арине Родионовне(стихотворение читает ученица 1класса)

 

Ведущий 1. С детских лет и на всю жизнь самым близким человеком оставалась для Пушкина няня Арина Родионовна. От неё шла женская, мягкая ласка, любовь и забота; с нею  связано было и дыхание русской народной поэзии в сказках и песнях, звучащих ещё у самой его колыбели. Нежно он называл её своей «мамушкой», никогда не забывал её и любил крепкой и верной любовью. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», - писал Пушкин своему брату Льву, находясь два года в ссылке в Михайловском. Ей посвящал свои стихи. Вот одно из них – стихотворение «Няне». (читает ученик 1 класса )

 

Ведущий 2. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - так  восторженно писал поэт, слушая нянины сказки. А какие восхитительные сказки он сотворил сам! Послушайте отрывки из любимых сказок наших младших ребят.

Отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» читает ученица  2 класса

 

 Отрывок из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи  богатырях»  читают ученики 4 класса

    

Ведущий 1. Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей Пушкин приобрёл ещё в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

 

Ведущий 2.  «…Никогда я тебя не забуду. Твоя дружба  мне заменила счастье, - одного тебя может любить холодная душа моя». Эта короткая запись говорит о многом. Она обращена к блестящему гусару Чаадаеву, с которым Пушкин особенно сошёлся по окончании лицея, когда поступил на службу в ведомство иностранных дел и окунулся в шумную жизнь столицы. Они вели долгие, уединённые разговоры на запрещённые политические темы, о поисках своего достойного места в жизни.  Пути обоих друзей впоследствии далеко разошлись, но эти «молодые вечера», когда собеседники вместе искали живую правду жизни, овеяны подлинным утренним светом.   Вот оно, это первое послание Пушкина к другу Чаадаеву.

( читает ученица 9 класса)

 

 Ведущий 1. А вот ещё один пример. Пушкин находится в Михайловской ссылке.  С ним запрещено общение.  Настоящим событием было посещение Михайловского самым близким лицейским другом – Иваном Пущиным. 11 января 1825года Пушкин услышал звук колокольчика. Узнав подъезжавшего, в одной рубашке выбежал  другу навстречу, и снег таял в их жарких, взаимных объятиях. Пущин пробыл в Михайловском всего один день. Друзья говорили и не могли наговориться. Это была их последняя встреча. За участие в декабрьском восстании 1825 года  Пущин был сослан  на каторгу в Сибирь. Через два года после этого свидания  Пушкин направил  уже в сибирскую каторгу коротенькое, но задушевное послание своему бесценному другу юности, где вспоминал этот день. (Стихотворение «Пущину»  читает ученик 6класса)

 

Ведущий 2. Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.

Стихотворение  «Зимнее утро» читают    ученицы  3класса. Отрывок из поэмы «Полтава»  читает ученица 5 класса.

Ведущий 1. Море  было близко и дорого Пушкину. Оно представлялось ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, которые особенно привлекали поэта. Стихотворение  «К морю» читает  ученица 10 класса.

 Ведущий 2. Что-то бесовское, колдовское, завораживающее в метели слышится в стихотворении «Бесы», которое прочтёт ученица 9класса.

Ведущий 1. У нас сегодня в гостях самый юный поклонник творчества А.С.Пушкина . Он хочет прочесть стихотворение великого поэта «Птичка».

Ведущий 2. Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени. Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она – время года, наиболее располагающая поэта к творчеству. «Осень – пора моих литературных трудов», - говорил Пушкин.

Чтение стихотворения «Октябрь у ж наступил…» («Осень»)  ученицей 11класса.

Ведущий 1. Роман «Евгений Онегин», пожалуй,  является самым задушевным произведением А.С. Пушкина. И если, склонившись над этим романом, мы вдруг вздыхаем с его страниц  наш русский воздух или ощущаем внезапную прохладу снегов, весенний запах цветов, то эти ощущения наши не менее сильны, чем, если бы мы воспринимали их от самой природы. Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин»  «Гонимы вешними лучами…» ( читает   ученица 9класса).

Ведущий 2. Незабываемы  страницы романа «Евгений Онегин» с её героями – Евгением Онегиным и Татьяной Лариной. Слушаем и переживаем вместе с героями об их не сложившейся любви (ученика 11класса).

 (Чтение   письма Онегина к Татьяне и монолога Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин )

Ведущий 1Читает отрывок из повести А.Пушкина «Дубровский».

Ведущий 2. Творчество Пушкина многогранно. Особый интерес он проявлял  к исторической теме, стремясь найти ответы на насущные проблемы своего времени.  Особенно привлекал поэта образ Петра І. Пушкиным созданы замечательные поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Слушаем отрывки из названных произведений в исполнении учениц 8 класса.

Ведущий 1.  Незадолго до того рокового дня, когда ему нанесли последний удар, Пушкин написал  стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». В этом поэтическом завещании звучит  гордое сознание совершенного жизненного и творческого подвига во славу человечности, добра, красоты и свободы. В нем – сознание выполненного долга перед народом. Всем своим творчеством, всей своей жизнью он имел право еще при жизни поставить себе «нерукотворный памятник», обрести право на бессмертие.

Чтение стихотворения «Памятник учеником 11 класса.

Ведущий 2. О Пушкине можно говорить бесконечно. Как живого, любят его люди, плачут о нем как об умершем друге. Люди читают Пушкина и чувствуют его своим современником, потому что его поэзия сердечно правдива, мужественна и горда. Потому что он сам - человек исключительный, безжалостно казнящий себя, просветленно-печальный, верующий в торжество свободы и поэзии. Он принадлежит жизни, он бессмертен – наш Пушкин! У Пушкина нет дня смерти, только дата рождения – 6 июня.

     Чтение ученицей 8 класса стихотворения Э.Багрицкого «Пушкин».

     В исполнении ученицы звучит песня на слова А.С. Пушкина «Мой талисман».

Ведущий 1. У каждого времени и у каждого из нас – свой Пушкин. Поэт вместе с нами шагнул в ХХІ век. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте мы приходим в поэтический мир А.С.Пушкина.  Каждый находит в его произведениях для себя радость или утешение, новую глубокую мысль, светлое чувство – и  будет всегда благодарен великому поэту.

Жизнь Пушкина – чудесный миг!

Но этот миг мы помним вечно!

Так писала в своём стихотворении «Памяти А.С.Пушкина» наша землячка, поэтесса Евгения Перепятая.

Учитель.   Сегодняшняя наша встреча  позволила рассмотреть  углубить знания о жизни и творчестве великого поэта. Пушкин утверждал в предсмертном, прощальном стихотворении: «Нет, весь я не умру». Да, он с нами и после своей смерти. Он с нами и в испытаниях наших, и нашем труде, в наших радостях и в наших победах! И с нами его великий, незабываемый и окрыляющий завет: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» И как будто к нам обращены слова поэта: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья;

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И, может быть – на мой закат печальной

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Он не хотел умирать. Он мыслил, страдал и творил ...

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Климашевская Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Климашевская Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Когда на мир унылый мрак спускался

Когда на мир унылый мрак спускался

Куда бы нас ни бросила судьбина

Куда бы нас ни бросила судьбина

Стихотворение «К морю» читает ученица 10 класса

Стихотворение «К морю» читает ученица 10 класса

Полтава» и «Медный всадник». Слушаем отрывки из названных произведений в исполнении учениц 8 класса

Полтава» и «Медный всадник». Слушаем отрывки из названных произведений в исполнении учениц 8 класса

Так писала в своём стихотворении «Памяти

Так писала в своём стихотворении «Памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2022