Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского и стихам С. Я. Маршака в старшей разновозрастной группе.
Цель:
- Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
- закрепить знания детей о прочитанных сказках К. И. Чуковского, стихах С. Я. Маршака ;
- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание;
- развивать у детей умение эмоционально и активно воспринимать сказку;
- развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
-уметь отвечать на вопросы по произведениям;
-активизировать и обогащать речь детей. Развивать творческое воображение и внимание.
Оборудование:
- Портрет К. И. Чуковского, С. Я. Маршака
- Выставка книг К.И. Чуковского и С. Я. Маршака
- Выставка рисунков по сказкам К.И. Чуковского и С. Я. Маршака
- Атрибуты к сказкам, стихам.
Предварительная работа:
Чтение произведений К.И.Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского.
· Чтение и заучивание стихов и сказок С.Я. Маршака. Загадывание загадок.
· Оформление и выставка книг по произведениям С.Я. Маршака.
· Выставка детских рисунков и творческих работ к сказкам.
Ход занятия.
Дорогие дети, мы рады приветствовать вас на литературной викторине по сказкам К. И. Чуковского и стихам С. Я. Маршака! Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И. Чуковского и С. Я. Маршака.
У нас две команды.
Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.
А теперь я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
- Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха»)
- В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще называем мы его? (бегемот)
- Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)
- Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
- Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)
- В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
- Что просили животные в сказке «Телефон» (Слон - шоколад, крокодил -калоши, зайчатки - перчатки, мартышки - книжки)
Игра «Узнай по игрушке произведение С.Я. Маршака».
Воспитатель:
· Кто-то мягкий и пушистый (достает котенка).
Дети:
· Усатый-полосатый!
Воспитатель:
- Закончите строки:
Не хотел котенок... (мыться),
Опрокинул он... (корытце).
И в углу за сундуком Моет лапу... (языком).
Дети:
· Вот какой глупый котенок.
Воспитатель:
А потом, а потом...
Дети:
Стал он умным котом.
Воспитатель:
· А вот еще прячется игрушка в мешке (достает светофор). Из какого стихотворения С.Я. Маршака эта игрушка? (ответы детей)
Воспитатель:
· Верно!
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера.
Дети:
Красный цвет - проезда нет!
Желтый - будь готов к пути,
А зеленый цвет - кати!
Воспитатель:
· А вы не нарушаете ПДД? На какой сигнал пешеходного светофора вы переходите улицу? (ответы детей)
Воспитатель:
· Молодцы! Посмотрим, что еще есть в «мешочке загадок». Очень приятная на ощупь игрушка, гладкая, деревянная. Из какого произведения она? (ответы детей)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Воспитатель:
· Какие вы, ребята, молодцы! Давайте распакуем следующую посылку (в ней находится мячик) - из какого произведения?
Игра «Мой веселый звонкий мяч».
Дети (хором) - встают в круг.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Раз, два, три - беги!
«Загадки».
Ведущий:
- Вы знаете, К. И. Чуковский писал не только сказки для детей, но еще и загадки.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
1. Ребята, скажите, Рассеянный на какой улице живет? (Басейной)
2. В кого превратили месяцы злую мачеху и ее дочку? (в злых собак)
3. Сколько лет девочке из стихотворения «Усатый-полосатый» (4 года)
4. Из какого стихотворения этот отрывок:
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена...
(«Где обедал воробей?»)
5. Что случилось с мячиком, который укатился и обратно не вернулся? (лопнул)
«Продолжить отрывок».
Ведущий:
- Я прочту отрывок из сказки, а вы продолжите.
«Добрый доктор ... (Айболит)
Он под деревом ... (сидит)
Приходи к нему ... (лечиться)
И корова, и ... (волчица),
И жучок, и ... (червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый ... (доктор Айболит)!»
Воспитатель:
- Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке, который не любил песни, которые пела перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку? (Дети читают отрывки из стихотворения)
Дети:
Га-га-га, усни малютка!
После дождика в саду Червяка тебе найду.
(утка)
Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара!
(жаба)
Спи, мышонок, сладко-сладко.
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
(лошадь)
Баю-баюшки, хрю-хрю,
Успокойся, говорю.
(свинка)
Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
(курица)
Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
(кошка)
Воспитатель:
- А чью песенку не смог услышать мышонок? (муха)
Физкультминутка «Сказки Чуковского».
А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).
Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).
А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (под весёлую музыку дети танцуют).
4. «Угадай сказку и доскажи строчку».
Ведущий:
- Вспомните, ребята, кто в сказках К. И. Чуковского это сказал:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
«Айболит».
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан).
«Тараканище».
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр),
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали - хрю- хрю).
«Путаница».
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей).
«Бармалей».
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха».
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней,
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон».
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу:
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе».
Только вдруг из – за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей).
«Тараканище».
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою … (ключевой).
«Федорино горе».
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей».
«Чудесный мешочек».
Ведущий:
- Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем, сейчас угадаете.
Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы:
Мочалка («Мойдодыр»)
Фонарик («Муха- цокотуха»)
Телефон («Телефон»)
Градусник («Айболит»)
Спички («Путаница»)
Блюдце («Федорино горе»)
Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.