Цель: возрождение традиций семейного чтения, формирование читательских интересов, укрепление отношений в семье.
Задачи:
1. приобщение родителей и детей к совместному чтению
2. воспитывать бережное отношение к культурным традициям праздничного семейного чтения
3. развивать творческие способности учащихся
4. развивать умение размышлять над прочитанным
5. развивать речь детей, умение высказывать своё мнение, строить логическое рассуждение
6. воспитывать понимание чуткости, доброты , милосердия к нуждающимся на примере художественных произведений, ценностное отношение к дому, семье.
Данное мероприятие способствует развитию чтения между несколькими поколениями читателей.
Литературная гостиная
«Чудо рождественской ночи»
(Святочные рассказы в жизни человека, на примере рассказов Диккенса «Сверчок за
очагом», Л.Нечаева «Саночки», Б.Ганаго «Машенька» , С.Серова «Колыбельная матери» )
Н.А.Мацегорова, МБОУ КСОШ №32 им.Героя Советского Союза М.Г.Владимирова,
Песчанокопский район
Цель: возрождение традиций семейного чтения, формирование читательских интересов,
укрепление отношений в семье
Задачи:
1. приобщение родителей и детей к совместному чтению
2. воспитывать бережное отношение к культурным традициям праздничного семейного
чтения
3. развивать творческие способности учащихся
4. развивать умение размышлять над прочитанным
5. развивать речь детей, умение высказывать своё мнение, строить логическое
рассуждение
6. воспитывать понимание чуткости, доброты , милосердия к нуждающимся на
примере художественных произведений, ценностное отношение к дому, семье.
Без книги — в мире ночь, и ум людской убог…
Без книги, как стада, бессмыслены народы,
В ней добродетель, дом, в ней мощь и соль природы,
В ней будущность твоя и верных благ залог.
Виктор Гюго
Время проведения: канун праздника Рождества Христова,
т.е. перед зимними каникулами.
Подготовительная работа: поделить детей на группы:
художники – оформители; (создают иллюстрации для сюжетов рассказов)
литераторы;( подбирают информацию о писателях)
декламаторы;( читают отрывки произведений наизусть)
читатели;(подготавливают круг вопросов, которые необходимо рассмотреть в
ходе анализа произведения)
актёры( представляют инсценировку отрывков)
историки( подбирают информацию о рождественских праздниках)
Перед началом мероприятия необходимо создать атмосферу праздника и
приблизить саму обстановку к реальности. Поставить в центре зала стол со свечой,
несколько креселкачалок, разместить камин(можно нарисованный). Весь зал
украсить блестящей мишурой, звёздами, снежинками. Недалеко от стола поставить
новогоднюю ёлку.Ход мероприятия
В начале мероприятия показать видео « Рождество Христово. Тихо падают
снежинки»
1. Ведущий
Здравствуйте, ребята, родители, гости! Я думаю, вы догадались, о каком
празднике пойдёт речь на нашем занятии.
( О празднике Нового года, Рождестве)
Каждый день вокруг нас течет привычная жизнь. Но вот наступают
праздники и все меняется. Люди поют песни. Пляшут, водят хороводы.
С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя
участниками природных событий, будь то движение солнца или вызревание колоса.
А одним из способов этого участия и были календарные народные праздники.
Человеческий разум очень давно постиг тайну круговорота бытия и его
связи с космическими силами. Эта тайна пряталась в образах праздников.
На нашей новогодней елке висят яблоки и мандарины — такова давняя традиция:
напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и
осыпать их спелыми плодами.
Новогодние праздники были долгими и назывались зимними Святками.
Почему Святки? Потому что три святых праздника в это время:
(Читают стих дети, ряженые в костюмы)
По мостам придут к нам
три праздничка:
Первый праздничек —
Святое Рождество,
Другой праздничек —
Святое Василье,
Третий праздничек —
Святое Крещенье!
(Васильев день (Новый год) — обжорни
Учитель:
Ребята, а почему именно ёлка главный символ нового года?
Давайте дадим слово нашим историкам.
Историки: 1. Нам трудно представить Новый год без ёлки, елку
без маленьких огней — без лампочек, а это тоже таинственная тысячелетняя связь
цветного новогоднего фонарика с древним огнем, зажженым в новогоднюю ночь
во славу Солнца. Откуда же пришла елка символ единственного общего для
всей Европы календарного праздника, дошедшего до наших дней. В разных уголках
нашей земли живы предания о чудесном мировом дереве: произрастает оно
во Вселенной, соединяя собой три мира — Верхний, Средний и Нижний. На его
вершине сияют звезды, в ветвях поют птицы, у корней пасется скот и живут люди,а под корнями гнездятся змеи. Поэтому растению и воздавались царские почести.
Поэтому наряжали елку на Новый год.
2. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим,
остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности
этого дня. Таинство новогодней ночи — это всеобщее возвращение в сказку.
Мерцают свечи, кипит чай в самоваре, хвойный аромат будит воспоминания
детства. И рождается естественная и искренняя молитва души о счастье и
любви.
3. Исследователи утверждают, что веселье праздника обладает особыми
свойствами, а праздничный всеобщий смех назван очищающим смехом, который
благотворно влияет на участников праздника.
Помните, пожалуйста, об этом, встречая сказочные праздники зимы.
4. Исторически дни Святок делятся на четыре ключевые даты: 6 января –
Навечерие Рождества или Сочельник, 7 января – Рождество Христово, 14 января
– старый Новый год и 19 января – Крещение Господне. Святки – особенное
время. Это время дел милосердия, заботливого, сострадательного,
доброжелательного отношения друг к другу.
5. Об этом мы узнали, когда пришли в библиотеку на рождественские чтения,
ведь в эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с
людьми, сделав им чтото доброе
В святки не обойтись без чтения и просмотра рождественских сказок и историй:
с ними время становится понастоящему волшебным. Что почитать в эти
святочные дни и долгие святочные вечера? В сельской и школьной библиотеке
вы найдёте подборку замечательных святочных легенд и рассказов русских и
зарубежных классиков.
Литераторы:
1. В современной русской литературе возрождается жанр святочного рассказа.
Святочный рассказ был одним из самых популярных жанров русской
дореволюционной литературы. Традиции святочного рассказа сохранялись и в
советской литературе в описании счастливых перемен, необычных подарков
героям, в признании в чувствах под Новый год (В. Каверин "Два капитана"; Р.
Фраерман
Интерес к жанру возродился, и вызван он возвращением к христианству,
Динго…"
"Дикая
и
др.)
собака
православным традициям, возобновлением церковнопросветительской работы.
2. С начала девяностых годов начинается издание хрестоматий русских и зарубежных
святочных рассказов. Как правило, они дополняются подробным описанием самого
празднества. Это поможет восстановить утраченные семейнобытовые традиции:гадания и колядки, символическое убранство елки и праздничного стола,
рождественское меню.
3. Сейчас уже вернулись к читателю произведения не только русских классиков, но
и тексты русского зарубежья. Среди них велика доля святочных рассказов Н. Лескова,
И.Шмелева, В.Набокова и др.писателей.
Появляются современные рождественские рассказы, например, рассказ В. Берестова
" Счастливого Рождества", рождественская сказка А. Багданова "Когда родился Новый
Год».
4.История святочного рассказа прослеживается в русской литературе на
протяжении трех веков — от XVIII века и до настоящего времени, однако окончательное
становление и расцвет его наблюдается в последней четверти XIX века.
Историки:
Рождество Христово всегда было праздником семейного единения. Вечерами все
собирались вместе, у камина или просто у печки, за праздничным столом или вокруг ёлки.
Прощали вольные или невольные обиды, радовались друг за друга, благодарили и славили
Христа, читали Евангелие… А ещё рассказывали или читали трогательные и чудесные
истории…
Литераторы:
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как
хорошее какоенибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из
родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какоенибудь этакое
прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее
воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен
человек на всю жизнь», так писал в своём романе Ф.М. Достоевский «Братья
Карамазовы».
Декламаторы:
«Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул
церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое,
больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад – в глубоком
снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись
галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненнозолотые
пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, – Рождество. В детстве таким явилось
– и осталось», так описывал встречу Рождества Иван Шмелев своём произведении «Лето
Господне»
Литераторы:Святочные рассказы, волшебные и страшные истории, начиная с девятнадцатого века,
всегда сопровождают Рождество.
Традицию размещения святочных рассказов в журналах и газетах впервые ввел Чарлз
Диккенс. В его рождественских рассказах всегда присутствовали, так или иначе, две темы
– семейного уюта и детства.
Традиция быстро прижилась в Европе и России. Многим известны рождественские сказки
Николая Лескова («Зверь», «Неразменный рубль» и другие), который в течение нескольких
лет публиковал святочные рассказы именно 25 декабря. Позднее из них составился
сборник.
Были такие рассказы и у Федора Достоевского, и Леонида Андреева («Ангелочек»), и
Александра Куприна («Тапер»), и у Антона Чехова («Ванька»), и многих других известных
классиков русской литературы.
После революции эта традиция прервалась и только в последние годы она снова
восстанавливается и многие детские писатели снова стали печатать чудесные
рождественские истории и святочные рассказы. Один из таких рассказов Леонида
Нечаева "Саночки" предлагаем сегодня, в день святого Рождества, желая всем тепла,
семейного уюта и хоть чутьчуть, хоть маленького чуда.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с рассказом Леонида Алексеевича Нечаева "Саночки", в
котором писатель 20 века обратился к жанру святочного рассказа, продолжив традиции
литературы 19 века. Дадим слово литераторам.
Литераторы: ( показывают презентацию о писателе и кратно рассказывают)
Леонид Евгеньевич Нечаев – современный русский писатель, лауреат нескольких
литературный премий, родился в 1945 г. в селении Каплай Литовской ССР. По окончании
русскоанглийского отделения филологического факультета Белецкого педагогического
института в 1966 г. преподавал русский язык и литературу, был ассистентом кафедры
русского языка и литературы Калининградского государственного медицинского
института, работал в редакции газеты "Смена". Печататься начал с 1973 г. С 1992 г. –
ведущий специалист общества "Книжный клуб". Член Союза писателей СССР с 1986 г., а с
1991 г. – член Союза писателей РФ. Лауреат I Всесоюзного конкурса на лучшую детскую
книгу ("Портрет", 1985). Автор книг: "Конь голуб" (1983), "Ожидание друга, или
Признание подростка" (1987), "Ромашка и Черныш" (1988), "Нещечко" (1990), “Старший
брат” (1998), “В некотором царстве…” (2000), “Повесть о преподобном Сергии
Радонежском” (2000). В настоящее время проживает в Твери.
За книгу "Портрет" (М.,1985) был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса за
лучшую детскую книгу. В 2000 году в тверском областном книжножурнальном
издательстве вышел его сборник “В некотором царстве”. За эту книгу Л.Е. Нечаев стал
лауреатом литературной премии им.М.Е.СалтыковаЩедрина по номинации “запроизведения, талантливо отображающие историю родного края и современность,
духовный мир и высокую нравственность тверитян”.
Декламаторы читают наизусть рассказ «Саночки» (приложение)
Леонид Нечаев «Саночки»
1) Стадия вызова.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким странным названием?
Прослушивание рассказа в исполнении декламатора
2) Стадия осмысления.
Чтение первой части рассказа.
В какое время происходит действие?
Что вы можете сказать о героях рассказа? Какое настроение у них накануне праздника?
Кем мог быть бородатый дядя, выпрыгнувший из машиныфургона?
3) Стадия рефлексии.
Чтение последнего отрывка.
Удивил ли вас поступок бородатого дяди?
Как изменилось настроение детей после этой встречи? Что они чувствовали?
Читатели:
Является ли этот рассказ святочным? Докажите.
Кто в рассказе выполнил роль волшебника?
Чем заканчивается рассказ?
Почему дядя из фургона был так счастлив?
Любите ли вы получать подарки? А дарить?
Какое настроение вызвала у вас эта история?
Могут ли люди совершать чудеса, делая добрые дела?
Появилось ли у вас желание самим сотворить маленькое чудо накануне светлого
праздника?
Художники: Светлый праздник Рождества вдохновлял не только писателей, но и
художников. Вашему вниманию предлагаем собственные шедевры рождественской
тематики.( показывают свои работы , а затем обращаются к именам знаменитых
художников православной тематики)Волшебство Нового года для каждого из нас складывается из тысячи мелочей — запахов
елки и мандаринов, веселой суеты, детских воспоминаний, домашних традиций, надежд и
ожиданий.
Все эти замечательные художники тоже видят Новый год поразному. Но и общее у них
есть — он всегда получается добрым, волшебным и радостным(показ слайдов с картинами)
Александр Левченков, «Утро Нового года»
Егор Зайцев, «Рождественская елка», 1996
Генри Мослер, «Рождественское утро», 1916
Татьяна Еремина, «Предновогодние хлопоты», 1953
Ирина Рыбакова, «Рождественская елка», 2012
Александр Гуляев, «Новый год», 1967
Учитель:
Для каждого из нас Рождество связано с ожиданием чуда, счастья, радости.
Да, рождение Христа – великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им
надежду на спасение души. Ребята, вы уже это знаете из Нового Завета. Вспомните, что в
момент рождения Христа воссияла на небе Вифлеемская Звезда. И пришли на её свет
волхвы и принесли дары младенцу Иисусу. Поэтому исстари принято на Рождество ходить
со звездой и дарить подарки. А красавицу ёлку венчают звездой, и она сверкает под
потолком, напоминая людям о Рождестве Христовом.
О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия,
Богослужения, также из икон Рождества Христова. Перед вами одна из них.
(На экране икона Рождества Христова)
Декламаторы: ( под запись звон колоколов)
Рождество.
На Святой Руси все знают:
Под метелицу порой
Праздник радостный встречают
Вместе с яркою звездой.
Рождество Христово было
Многомного лет назад.
Всем Писание открыло,
А Преданье подтвердило –
Это знают стар и млад.
Вифлеемом назывался
Палестины уголок.
И народ туда собрался,
Добирался, кто как мог.И Иосиф, и Мари
Шли на перепись сюда.
Засветилась в небе синем
Вифлеемская Звезда.
Места не было под крышей.
Как устали! Путь далёк.
И в вертепе, как под нишей,
Засветился огонёк
Там по милости хозяйской
а завесой, при зверях,
Царь и Бог не в кущах райских
Появился, в яслях
Как чиста была Мария,
Светел был МладенецБог.
В небе ангелы парили.
И светился весь Восток.
Родился Христос! Спаситель!
Так Творец наш повелел.
С Рождеством теперь спешите
Всех поздравить на земле.
Т. Шелудякова
Учитель:
А сейчас познакомимся с ещё одним рассказом Бориса Гагаго, но прежде обратимся к
нашим литераторам.
Литераторы:
Борис Ганаго – известный детский белорусский православный писатель, автор и
составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, организатор и
преподаватель в минской епархиальной школе катехизаторов, лауреат государственной
премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения
литераторов – «Духовное слово».
Борис Ганаго уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях
добра и нравственности. Его книги с удовольствие читают и взрослые и дети, они написаны
в форме увлекательных рассказов и бесед и часто применяются для чтения в воскресных
школах и при изучении православного вероучения. Большой популярностью пользуются и
аудиокниги, составленные по рассказам и повестям автора.
Произведения Ганаго обращены к детям, его произведения помогают задуматься людям о
Боге. Он свои произведения пишет в форме увлекательных рассказов и бесед, очень часто
их применяют в воскресных школах. Есть у него и большие поэмы. Пишет святочные
рассказы. С одним вы уже познакомились до мероприятия дома.
Учитель: Вы читали это маленькое произведение с большим смыслом вместе с
родителями. Поделитесь впечатлениями. Вспомните, как оно называется?
Читатели: Рассказ “Машенька”(обсуждение происходит вместе с детьми)1. Почему женщина вышла на улицу просить милостыню?
2. Что поразило Машу в рассказе женщины?
3. Перескажите разговор мамы и детей. Какое у детей было желание? Кого они ждали?
4. Что говорят вам эти слова: “У Маши было удивительное сердце. Когда рядом
радовались, и ей хотелось прыгать от счастья. Но если комуто было больно, она не
могла пройти мимо … И чужая боль проникала в её сердце…”
5. Какими словами можно определить поступок Маши? “ Но ни мама, ни малыши не
подозревали, что девочка отдала им свою ёлку и подарки.”
6. Что для вас значат слова: любовь, добро, сострадание?
Актёры: Инсценируют разговор детей с мамой .
Литераторы:
Цикл святочных рассказов на этом не заканчивается. Предлагаем прочитать дома в
праздничные дни совместно с родителями следующие произведения Б. Ганаго:
“ Письмо Богу”,“ Спасение от огня”, “В Рождественскую ночь”и др.
Помимо названных рассказов советуем прочитать с детьми:
(Для чтения с детьми рекомендуем перечень святочных и Рождественских рассказов)
1. Ф. Достоевский. Мальчик у Христа на елке
2. Н. Лесков. Зверь
3. А. Куприн. Тапер
4. К. Станюкович. Елка
5. П. Полевой. Славельщики
6. В. НемировичДанченко. Находка
7. А. Круглов. В канун Рождества
8. П. Хлебников. Рождественский подарок
9. Л. Клавдина. Вечер под Рождество
10. С. Макаров. Рождественский фонарь
11. Е. Ивановская. Предание о первой Рождественской елке
12. М. Роос. Невидимый гость
13. И. Шмелев. « Рождество Твое, Христе Боже наш»
14. Н. Лесков. Неразменный рубль
15. А. С. Суворин. Тень Достоевского
16. А. Н. Толстой. Детство Никиты
17. Л. Воронова. Танина елка
18. Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством19. Леонид Андреев. Ангелочек
20. Василий Белов. Даня
21. А. И. Куприн. Чудесный доктор
22. Г. Х. Андерсен. Девочка со спичками
23. А. Гайдар. Чук и Гек
24. Е. Поселянин. Разбойник
25. Е. Поселянин. Вифлеемская звезда
26. Е. Поселянин. Николка
27. Е. Поселянин. Спасенный мальчик
28. Е. Поселянин. Рождественская ночь
29. Е. Поселянин. Рождественская елка
30. Никифоров Волгин. Серебряная метель
31. Морской. Кувшинчик
32. Морской. Две елки
33. Круглов В. канун сочельника
34. Телешов. Елка Митрича
35. Лукашевич. В тесноте, да не в обиде
36. О. Веригина. Для самых маленьких
37. Несветова. Кукла Рождественской девочки.
Рассказы и стихи о Рождестве
1. М. Скабалланович. Православное Рождество
2. К. Львов. Волхвы
3. А. Куприн. Тапер
4. В. Евстафиева. Ваня
5. Н. Лесков. Под Рождество обидели
6. И. Токмакова. Запрещенное Рождество
7. Н. Некрасов. Новый год
Святки
8. С. Ауслендер. Святки в старом Петербурге
9. А. Блок. Ночь под Новый год
Сочельник в лесу.
Рождество.
10. В. Чаушанский. Ночь под Новый год
11. А. Фет. Ночь крещенская морозная
12. П. Полевой. Краденая свадьба
Учитель: Святочному рассказу суждено было пережить и век XIX, и век XX. Объяснение
такого долголетия находится в самом назначении святочного рассказа.
Какое же назначение по вашему мнению носит святочный рассказ?
Ответы присутствующих детей и родителей: напоминать людям о вечных ценностях и нравственном идеале, без чего невозможно ни
благое земное существование, ни спасение души.
Святочный рассказ тесно связан со свершившимся однажды и повторяющимся из года в
год великим событием — Рождением Спасителя.
Для чего нужно читать святочные рассказы?
Цель святочного рассказа усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав
от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о необходимости милости и
любви.
Учитель: Ведущим мотивом рождественских рассказов является милосердие и
сочувствие к ребёнку. Такие рассказы как «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского,
«Чудесный доктор» Куприна, «Христос в гостях у мужика» Лескова начинаются со
вступления, в котором контрастные описания воспроизводит трагическинеразрешимый
конфликт: суетящийся, готовящийся к празднику, большой, богатый и равнодушный город
– и маленький человек, чужой в этом городе, обречённый на гибель.
В святочном рассказе всегда принято представлять сюжет, смягчающий сердце и
трактовать этот сюжет в духе Евангелия.
В святочных рассказах для детей создаётся «правильная» и понятная картина мира,
в которых строго разграничены добро и зло. Писатели, адресующие свои произведения
детям, стремились, прежде всего, вызвать у читателя чувство сопереживания, сострадания,
сочувствия, им было очень важно, что бы у ребенка “о комнибудь болело сердце”.
Литераторы:
«Нет ничего, что в большей мере привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение
хороших, добрых книг, содержащих глубокие и интересные мысли»,- писал Апшерони
А.
Литература:
1. Андриенко Т. Рождество // Библиотекарь. – 1991 №12. С.6970
2. Дунаев М.М. Православие и русская литература.
3. Куприн А.Н. Чудесный доктор /Литература. Учебное пособие. 6 класс Под ред.
Полухиной В.П., Коровиной В.Я. и др. Часть 2.4. Серова С. Колыбельная матери. // Самиздат. 2004
5. Святочные рассказы XXI век. Сборник. – РусьОлимп, 2010
6. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр. Проблемы исторической поэтики. –
Петрозаводск, 1992. С.113128
7. http://samlib.ru/s/snegurochka_i_d/serova.shtml
8. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=577907