Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"
Оценка 5

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
10 кл—11 кл
09.10.2018
Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"
Любовь? Что это? Внезапный порыв или обдуманный шаг? Сколько слов сказано о любви! Сколько песен спето! Вы послушайте, как говорят об этом чувстве Блок, Есенин, Маяковский, Гумилев. Из уст прекрасных дам эти слова звучат не менее прекрасно. Ахматова, Цветаева, З.Гиппиус. Вслушайтесь...
О любви. Гостиная.docx
1 Литературная гостиная: «Поэты серебряного века поют о любви». Автор Денисюк  Л.С. МАОУ «СОШ №5» г.Усть­Илимск. Участники 11 А класс.  Поэт: (Что­то пишет, бросает, рвёт и снова пишет. Встаёт, начинает нервно ходить). ­Коль не любовь сей жар, какой недуг меня знобит? Коль он – любовь, то что же…  Любовь??? Добро ль? Но эти муки, Боже! Друзья мои, со мною что­то происходит, в меня  вселилась какая­то болезнь. За последние сутки я не могу написать ни строчки. Быть  может, я умираю?  Ведущий    И в частности о том, что любовь – это один из стимулов к творчеству.  1. Любовь, поэзия, музыка… Сколько проникновенных слов сказано об их связи.  Ведущий 2. Итак, любовь. Она ли не воспета, Любви ль в веках не воздано своё? Влюблённые великие поэты «Сильна, как смерть, ­ твердили про неё. Ведущий1. Казалось бы, какой пустяк –несколько хороших, пусть даже прекрасных  стихов! А между тем они на весь век вошли во всё моё существо. Ведущий 2. Поэтами всех времён и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк,  продиктованных чистым, глубоким, нежным чувством любви. И будут рождаться ещё  новые и новые строки, потому что мир любви неисчерпаем.  . А рождались строки то легко, то мучительно; рождались у окна, в кафе, под  Ведущий1   звездами, в путешествиях, в общем, всегда. И не могли не рождаться, не могли эти  серебряные звезды не петь о любви. Ведущий 2   стихи многих поэтов  начала 20 века.  . Итак, мы отправляемся на «Башню у Иванова», место, где впервые звучали  Сцена I. (Несколько молодых людей, одетых в стиле 20­х годов XX века, ведут разговор.) 1­й. – Господа, вы вечером будете на "башне" у Иванова или в “Бродячей собаке”, а может, в Политехническом? 2­й. – Я бы предпочёл Мережковских. Любопытно, кого обласкает своей демонической  улыбкой хозяйка салона Зинаида Николаевна? 3­й. – Вы хотите знать, какого новичка срежет Гиппиус? 2 4­й. – Да, господа, похоже, Зинаиде Николаевне доставляет удовольствие обнаруживать  “ахиллесову пяту” своих оппонентов. 1­й. – Надо же, Блока, господа, самого Александра Блока обвинила в измене. Видите ли, он не вписался в её тоталитарный унисон. 2­й. – Полноте, господа, Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич – прекрасная пара.  Знаете, они в жизни не расставались. 3­й. – Жаль, но сегодня Мережковские не принимают. Может, пригласим их “на башню”. (Уходят.) Ведущий 1.Сложно припомнить второе женское имя в русской литературе, столь  вызывающее и противоречивое, как имя Зинаиды Гиппиус. Ее любили и ненавидели,  обожали и презирали. З.Г.:  (неся в руках зажженную свечу). О ДРУГОМ       Господь. Отец.    Мое начало. Мой конец. Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне, Во Имя Сына прошу я ныне    И зажигаю пред Тобой       Мою свечу. Господь. Отец. Спаси, укрой ­       Кого хочу. Тобою дух мой воскресает. Я не о всех прошу, о Боже,       Но лишь о том, Кто предо мною погибает, Чье мне спасение дороже,­       О нем,­ одном. Прими, Господь, мое хотенье! О, жги меня, как я ­ свечу, Но ниспошли освобожденье, Твою любовь, Твое спасенье ­       Кому хочу. Ведущий 2: Личность и творчество «сатанессы из Петербурга» породили самые  разноречивые отклики, но при этом критики и мемуаристы солидарны в том, что видят в  ней ключевую фигуру для понимания идейно­художественной атмосферы Серебряного  века русской поэзии. 3 Ведущий 1: Без имени Зинаиды Гиппиус не обходится биография ни одного сколько­ нибудь значимого лица в русской литературе конца XIX – начала XX века. Без нее картина  русской литературной и общественной жизни была бы неполной. Ведущий 2: Ее давила мысль о собственной исключительности, о праве не подчиняться  правилам простых смертных. Вместе с тем ее волновало все простое, нежное, милое. Но  под разными масками она скрывает свое настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не  узнал, кто она и чего по­настоящему ждет. Гиппиус.     СЧАСТЬЕ Есть счастье у нас, поверьте,    И всем дано его знать. В том счастье, что мы о смерти    Умеем вдруг забывать. Не разумом, ложно­смелым.    (Пусть знает,— твердит свое), Но чувственно, кровью, телом    Не помним мы про нее. О, счастье так хрупко, тонко:    Вот слово, будто меж строк; Глаза больного ребенка;    Увядший в воде цветок,— И кто­то шепчет: «Довольно!»    И вновь отравлена кровь, И ропщет в сердце безвольном    Обманутая любовь. Нет, лучше б из нас на свете    И не было никого. Только бы звери, да дети,    Не знающие ничего. Ведущий 1: Равнодушно к Зинаиде Гиппиус не относились, слишком ярким, сотканным из  противоречий, высоких и суетных устремлений была она человеком. Открыто,  нестандартно заявляла о себе не только в жизни, но и в творчестве. Ей очень хотелось  поражать, покорять, очаровывать, ей очень нравилось нравиться. 1 и 2 ведущие (перекличкой): Современники называли ее многими именами: Зиночка Зинаида Прекрасная Белая Дьяволица Декадентская Мадонна Общероссийская классная дама Патронесса Оса в человеческий рост 4 Зеленоглазая Наяда Дама с лорнетом Петербургская сатанесса Ведущий 2: Исключительность Зинаиды Гиппиус состояла во всем – от обыденного до  высокого. Выйдя замуж в 19 лет за Д.С. Мережковского, она прожила с ним в браке 47  лет, ни разу не расставшись ни на один день. Может быть, и в этом проявился ее  максимализм, глубокое убеждение в невозвратимости мгновения. (со свечой в руках). З.Г.: Мешается, сливается Действительность и сон, Все ниже опускается Зловещий небосклон ­ И я иду и падаю, Покорствуя судьбе, С неведомой отрадою И мыслью ­ о тебе. Люблю недостижимое, Чего, быть может, нет... Дитя мое любимое, Единственный мой свет! Твое дыханье нежное Я чувствую во сне, И покрывало снежное Легко и сладко мне. Я знаю, близко вечное, Я слышу, стынет кровь... Молчанье бесконечное... И сумрак... И любовь. 1889 Сцена II. (З. Гиппиус, развалясь в кресле, читает свои стихи …) Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок Бог – но не могу молиться, Хочу любви ­ и не могу любить. (“Бессилие”, 1893) 5 З. Гиппиус. Это должно понравиться Дмитрию. (Входит Мережковский). Д. Мережковский. Дорогая, ты вся в творчестве? З. Гиппиус. Уже закончила. А ты уже завершил статью о социализме? Д. Мережковский. Да, я принёс тебе рукопись, но речь о другом. Знаешь, я задумал  трилогию “Христос и Антихрист”. З. Гиппиус. Дмитрий, ты гений! Д. Мережковский. Спасибо, дорогая … Сегодня среда, У Иванова, как всегда, собирается многочисленное общество. Должен признать, это первоклассная школа стиха. З. Гиппиус. А как тебе новое название его квартиры “башня”. Д. Мережковский. Что ж, необычно! С претензией на оригинальность: последний этаж  углового дома на Таврической, причудливые комнаты, коридорчики: не то музей, не то  сараище … З. Гиппиус. Кстати, я слышала, “на башне” сегодня гость – Валерий Брюсов. Конечно, он  не петербуржец, а москвич, но главное не в этом. Он явно стремится в лидеры. Любопытно  было бы послушать … Наверняка, Иванов с привычной язвительностью вынесет свой  приговор … Да и открытие сезона не хотелось бы пропустить. Д. Мережковский. Что ж, едем! Сейчас одиннадцать, в полночь будем на “башне”. Как раз все гости соберутся. (Уходят или подсаживаются к посетителям “башни”.) Сцена III. (На “башне” Вячеслава Иванова.) Вс. Иванов. Господа, позвольте начать на правах хозяина (читает стихотворение  “Любовь”.) Мы – два грозой зажжённые ствола, Два пламени полуночного бора, Мы – два в ночи летящих метеора, Одной судьбы двужалая стрела. Мы – два коня, чьи держит удила Одна рука, ­ одна язвит их шпора; 6 Два ока мы единственного взора, Мечты одной два трепетных крыла. Мы – двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота. Единых тайн двуглавые уста, Себе самим мы – Сфинкс единый оба. Мы – две руки единого креста. (После чтения – аплодисменты, реплики …) ­ Блистательно! ­ Как выдержана форма сонета! ­ И никакого “я”, всё “мы” – 5 раз! Как символично! Каков союз! ­ А образы! Крест … Сфинкс … Божественный гроб … Как всё личностно … ­ Браво! Вс. Иванов. (Обрывает реплики.) Благодарю! Увольте от разбора моих стихов. Позвольте  представить нашего московского гостя Валерия Брюсова. Просим! В. Брюсов. (Поднимается, читает Мы встретились с нею случайно... Мы встретились с нею случайно,  И робко мечтал я об ней,  Но долго заветная тайна  Таилась в печали моей.  Но раз в золотое мгновенье  Я высказал тайну свою;  Я видел румянец смущенья,  Услышал в ответ я "люблю".  И вспыхнули трепетно взоры,  И губы слилися в одно.  Вот старая сказка, которой  Быть юной всегда суждено. Вс. Иванов. Недурно! Как вам, господа?.. 7 .Сцена IV. Вс. Иванов. Друзья! У нас еще гости: Николай Степанович Гумилёв с женой Анной  Андреевной Ахматовой. Анна Андреевна! Говорят, вы тоже пишите? Ведущий 1. Николай Гумилев­ поэт редкой индивидуальности. Он прожил короткую,  бурную, яркую жизнь. Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, так в судьбе  Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы русской  интеллигенции.  Ведущий 2. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга ­ он был влюблен во все  эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой  героической красоте" (стихотворение Н. Гумилева " Нет, я не прожил, я протомился:"). Ведущий 1.Создатель «Цеха поэтов». Как мало ему было отпущено в это жестокое время.  Сколько поэтов преждевременно потеряла русская земля. Живой водой воистину может  стать прикосновение к садам их души. Гумилев.   Много есть людей, что, полюбив, Мудрые, дома себе возводят, Возле их благословенных нив Дети резвые за стадом бродят. А другим ­ жестокая любовь, Горькие ответы и вопросы, С желчью смешана, кричит их кровь, Слух их жалят злобным звоном осы. А иные любят, как поют, Как поют и дивно торжествуют, В сказочный скрываются приют; А иные любят, как танцуют. Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам? Неужель ты можешь не гореть Тайным пламенем, тебе знакомым? Если ты могла явиться мне Молнией слепительной Господней, И отныне я горю в огне, Вставшем до небес из  преисподней? .   Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить Ведуший 2   глубоко. Его имя рядом с именем А. Ахматовой. Он привел ее в поэзию, и она стала  царицей в ней. 8 Я И ВЫ Да, я знаю, я вам не пара, Я пришел из другой страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам, Темным платьям и пиджакам ­ Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю ­ как араб в пустыне Припадает к воде и пьет, А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет. И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой­нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще, Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник и мытарь И блудница крикнут: вставай! Н. Гумилёв. Ну, разумеется, жёны писателей всегда пишут, жёны художников возятся с  красками, жёны музыкантов играют… Вс. Иванов. Ну, что вы, Николай Степанович, так реагируете? Ваша жена, кажется не  лишена способностей. Это ведь её: И для кого эти бледные губы Станут смертельной отравой? Негр за спиною, надменный, грубый, Смотрит лукаво. Мило, не правда ли? (Гумилёв недовольно стучит сигаретой о портсигар…) Вс. Иванов. (А Ахматовой): Анна Андреевна, вы что­нибудь прочтёте сегодня нам? 9 А. Ахматова. Я прочту. (Гумилёв хмыкает, отворачивается.) А. Ахматова. (Гордо.) Я прочту! Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалась, что много ступеней, А я знала – их только три. Между клёнов шёпот осенний Попросил: “Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой”. Я ответила: “Милый, милый! И я тоже умру с тобой …” Эта песня последней встречи. Я взглянула на тёмный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно – жёлтым огнём. (1911) Что скажете, Вячеслав Иванович? (Иванов молчит, подходит к Ахматовой …) Вс. Иванов. Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение событие  в русской поэзии. (Целует руку Ахматовой) Ведущий 2.  А потом Анна Андреевна стала знаменитой. Георгий Адамо'вич вспоминал: 10 ­ Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, её  иногда называют красавицей, нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем  красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и  весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся своей выразительностью,  неподдельной одухотворённостью, чем­то сразу приковывавшим внимание. Когда она, стоя на эстраде, со своей “ложноклассической”, спадавшей с плеч шалью, казалось,  облагораживала всё вокруг. Сцена V. У афиши (она расположена на другой стене) стоит девушка и читает. К ней подходит  Борис Пронин.) Пронин. Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнётся  через несколько минут. Ведущий 2. Это Борис Пронин, организатор кабаре “Бродячая собака”, гостями которого  были по средам и субботам художники, поэты, музыканты. Если бы хватило силы, он бы  весь свет превратил в театр. Пронин. “Собаку” придумал всецело я. И вот у меня возникла мысль, что надо создать  романтический кабачок, куда бы все мы, “бродячие собаки”, могли приткнуться, дёшево  прокормиться и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки. Пронин.  Мы рады приветствовать Вас, дорогие гости, желающие провести с нами время в  обществе знаменитых деятелей искусства. Не забудьте свои впечатления оставить в нашей  свиной книге. (Обложку книги можно повесить на стену.) Усаживайтесь поудобнее,  господа. У нас в гостях “Цех поэтов”. Первым просим читать Николая Степановича  Гумилёва. Гумилёв. (Читает стихотворение “Жираф”) видеоклип. Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный ходит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только Луна, Дробясь и качаясь во влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. 11 Я знаю, что много прекрасного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Пронин. Ну, как, господа? Реплики с мест. ­ Стихотворение экзотично. Вы, Николай Степанович, ­ романтик, мечтатель. Как вы  сказали про своего жирафа? ­ Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. ­ Действительно, изысканный получился жираф. Но кто, интересно, та, чей “особенно  грустен взгляд и руки особенно тонки”? Ведущий 1. Вы догадались, к кому обращены эти строки о любви. Сцена VI. Пронин. Господа! Давайте же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева), просим! Вы не любите слово “поэтесса”, вы – поэт. Что это, вызов нам, мужчинам? Ведущий2. Марина Цветаева! Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но  за цветочным  именем­ израненная душа мытаря, скитающегося в бесконечности страстей. М. Цветаева. Что вы?! Что вы?! Я люблю вас всех. Но сегодня я читаю только для  одного(обращает свой взор на А. Блока.) Ведущий 1. Блок никогда не был в «Бродячей собаке». Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке, Одно – единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щёлканье ночных копыт 12 Громкое имя твоё гремит. И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё, ­ ах, нельзя! – Имя твоё – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. (“Имя твоё – птица в руке”, 1916) Реплика из зала. Да что же это?! Опять все лавры Александру Александровичу. Неужели  мы не заслуживаем Вашего внимания? М. Цветаева. Да я для вас даже спою, если вы поддержите. (звучит романс) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжёлый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня – не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше не гулянье под луной, 13 За солнце, не у нас над головами, ­ За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не вами. (“Мне нравится, что вы больны не мной”, 1915)    Ведущий 2. В этом “земном напеве” и заключена красота и сила цветаевской лирики.  Музыкой напоены ее стихи.  Мелодия определяет строй их чувств, выражает чутко  душевное состояние.  Пронин    .  Блок, а вы чем ответите Марине? Ведущий 1. В душе автора происходит некое раздвоение. Он замкнут в себе, теряет связь с миром. Память не хочет подчиняться бездушным законам, хранит высоту, красоту идеала.  Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ “Незнакомки”. На протяжении многих столетий художники, поэты, музыканты обращались к образу  Незнакомки, прекрасной женщины, идеала. У некоторых он оставался в мечтах, иные  переносили свои фантазии на полотна. Блок. Читает стихотворение «Незнакомка». (Видео) Сцена VII. Появляется Маяковский. Вл. Маяковский. (Со стаканом чая в одной руке и с портфелем – в другой, одет в жёлтую  кофту с большим бантом.) Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с  Парохода Современности. Ведущий 2. Вот так броско, ярко, скандально и весело в 10­е годы XX века заявил о себе  футурист.  Вл. Маяковский. Говорите: любите. Думаете, только вы умеете любить,  что у  горлана­ гловаря не может быть любви. Вот послушайте. Вы думаете, это бредит малярия? Это было,             было в Одессе. “Приду в четыре”, ­ сказала                                             Мария. Восемь.            Девять.                     Десять. Вот и вечер                   в ночную жуть 14 ушёл от окон,                    хмурый,                               декабрый. В дряхлую спину хохочут и ржут                                                     канделябры. Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина                                 стонет,                                         корчится. Что может хотеться этакой                                          глыбе? А глыбе многое хочется! Ведь для себя не важно и то, что бронзовый,                         и то, что сердце –                                                 холодной железкою. Ночью хочется звон свой                                         спрятать в мягкое,                                                             в женское. Ведущий     1.Любовь В.Маяковского была полыхающей, он горел в ней. Ведущий 2.Жизнь Маяковского со всеми её радостями и невзгодами, горестями, болью и  отчаянием – вся в его стихах, письмах. Вот, что писал Маяковский в одном из своих писем: “Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе… Любовь – это жизнь. Это –  главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего.  Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но, если оно работает, оно не может не проявляться во всём”. Для Маяковского любовь и жизнь неразделимы. Он не признаёт половинчатых чувств. Ведущий 1. В поэме “Про это” поэт предстаёт перед нами мятущимся, страдающим. В  тяжёлом отчаянии он говорит о первостепенном значении для него любви: Страшно – не любить, ужас – не сметь. И сколько нежности, ласки в его обращении к любимой: Маяковский Любить стихом,                     а в прозе немею. Ну вот, не могу сказать,                                   не умею. Но где, любимая, Где, моя милая, 15 Где – в песне! – Любви моей                 изменил я? Здесь каждый звук,                             чтоб признаться,                                                 чтоб кликнуть. А только из песни –                           ни слова                                     не выкинуть. Ведущий 2. Перелистывая книгу жизни В.Маяковского как книгу любви, мы невольно  останавливаем наше внимание на женском имени, которое принесло ему самую большую  радость и самую большую боль. Голос. Да бросьте, Маяковский. У вас есть хорошие стихи.  Вл. Маяковский. Спасибо, дорогой. Слово  Сергею Есенину, любителю женщин. Ведущий. Начало XX века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в  нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром,  раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой  период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт,  Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой  неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного  века”. Голос из зала. Что может сказать этот крестьянский поэт? Появляется Есенин.  2 ведущий. 30 прожитых поэтом лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз  бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать,  рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял. Ведущий 2.  Но и то, что он дал, ­ это очень много, это целый мир, он живёт, движется.  переливается всеми цветами радуги. Молодой человек ясноглаз и белобрыс. Барышня черна как вороново крыло. Он был  довольно известным поэтом, а юную особу звали Зинаида Райх.  Называют три стихотворения, так или иначе посвящённых Райх. В первую очередь  знаменитое “Письмо к женщине”, которое начинается известными словами: Есенин. Вы помните, Вы всё, конечно. Помните Как я стоял. Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате 16 И что­то резкое  В лицо бросали мне. Вы говорили; Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь. Что вам пора за дело приниматься. А мой удел ­ Катиться дальше вниз. Любимая! Я мучил вас. У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Простите мне… Я знаю: вы не та – Живёте вы  С серьёзным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета. И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так.  Как вас ведёт звезда, Под кущей обновлённой сени. С приветствием, Вас помнящий всегда. Знакомый ваш Сергей Есенин. Оно датировано 1924 годом. (Звучит песня “Я помню любимая, помню…”или другой романс на стихи Есенина в  исполнении  Абросимова) Есенин.  Заметался пожар голубой. Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.  Эти строки посвящены Августе Леонидовне Миклашевской. Она была первой красавицей Камерного театра: волоокая, статная, с мягкими движениями, говорила негромко. Познакомила нас жена Мариенгофа – Никритина Нюша. Это было в  конце лета 23­го года. Жаль только, что кого я любил, меня не любили. А может послушаем Северянина? Ведущий 1. Я перелистываю страницу за страницей сборники поэта и никак не могу взять в толк, за какие провинности стихи Северянина всячески игнорировали? Впервые  путешествуя по его поэтической стране, я попала в царство любви и молодости, роскоши и  таланта. 17 (клип) танцуют танго. Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла в башне замка – Шопена, И, внимая Шопену, полюбил её паж. Было всё очень просто, было всё очень мило: Королева просила перерезать гранат; И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До рассвета рабыней проспала госпожа… Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа. Ведущий 2. Собственно, кем остался в русской литературе Игорь Северянин?  Скандалистом, эпатирующим почтенную публику: «Я – гений Игорь Северянин»?  Экспериментатором, изобретателем словечек – однодневок вроде «грезёр»,  «сюрпризёрка»? Да – гением! Да – Королем! А еще человеком, убежденным, что мир,  достойный любви, должен быть прост. Прост и ласков. Прост и мил. Как песня. Как сердце поэта. «Истина всегда проста». Просто сказать людям: живите мирно и будьте, как птицы  небесные, любите, любите, любите…. Северянин. То ненависть пытается любить Или любовь хотела б ненавидеть? Минувшее я жажду возвратить, Но, возвратив, боюсь его обидеть, Боюсь его возвратом оскорбить. Святыни нет для сердца святотатца, Как доброты у смерти... Заклеймен Я совестью, и мне ли зла бояться, Поправшему любви своей закон! Но грешники ­ безгрешны покаяньем, Вернуть любовь ­ прощение вернуть. Но как боюсь я сердце обмануть Своим туманно­призрачным желаньем: Не месть ли то? Не зависть ли? Сгубить Себя легко и свет небес не видеть... 18 Что ж это: зло старается любить, Или любовь мечтает ненавидеть?.. Поэт.  Как больно, милая, как странно, Сродняясь в земле, сплетясь ветвями, Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана – Прольемся пламенной смолой Пока жива – с тобой я буду Душа и кровь нераздвоимы. Пока жива – с тобой я буду, Любовь и смерть всегда вдвоем. Ты понесешь с собой повсюду Не забывай меня, любимый, Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом. Но если мне укрыться нечем От жалости неисцелимой, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты? За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый! За расставаньем будет встреча. Вернемся оба – я и ты. Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? Я за тебя молиться стану, чтоб не забыл пути земные, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. С любимыми не расставайтесь (3 раза) Всей кровью прорастайте в них. И каждый раз навек прощайтесь (3 раза) Когда уходите на миг. Спасибо тебе, любовь, ты помогла мне, открыла глаза, заставила посмотреть вокруг.  Слушай, это всегда так прекрасно – любить? Ведущий 1. Любовь – это маленький огонек, мерцающий в ночи. Посмотри вокруг – везде  тьма, жутко, холодно. А здесь, в сердце, тепло. Этот огонек способен обогреть нас, его  хватит на всех. В очередной раз победила любовь. И пусть так будет всегда, ибо мир  держится на любви, и если она исчезнет, то тьма поглотит нас. В заключении звучит романс о любви С.Есенина.

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"

Литературная гостиная "Поэты Серебряного века поют о любви"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018