Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
русская литература
Взрослым
17.06.2018
Звучит песня «Белое безмолвие» Владимира Высоцкого.
Ведущий1: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь босые ноги…»
Эти строки принадлежат В.Высоцкому, с творчеством и судьбой которого мы познакомимся сегодня. Эта встреча не дань моде, а дань памяти. Память о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Памяти В.Высоцкого посвящается…
Владимир Семёнович Высоцкий… Он не вошёл, а ворвался буквально в искусство в начале 60- годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее: физики или лирики? Впрочем, пели и читали все: и лирики, и физики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.
Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визборга и Юлия Кима. Следующим стал Высоцкий. Его голос звучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали, не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна , а совесть поэта- гражданина, да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей большой личностью.
Литературная гостинная по творчеству Высоцкого.doc
СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Литературная гостиная
«Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Звучит песня «Белое безмолвие» Владимира Высоцкого.
Ведущий1: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь босые ноги…»
Эти строки принадлежат В.Высоцкому, с творчеством и судьбой которого мы
познакомимся сегодня. Эта встреча не дань моде, а дань памяти. Память о человеке,
который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Памяти В.Высоцкого
посвящается…
Владимир Семёнович Высоцкий… Он не вошёл, а ворвался буквально в искусство в
начале 60- годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы.
Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее: физики или лирики? Впрочем,
пели и читали все: и лирики, и физики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами
поэты пели песни на свои стихи.
Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия
Визборга и Юлия Кима. Следующим стал Высоцкий. Его голос звучал по всей стране. Он не
просил, чтобы его слушали, не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был
личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна , а совесть поэта- гражданина,
да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной
личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей большой личностью.
Ведущий 2: Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера. Мать любила
театр и с самых- самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и
сказалось на сыне увлечение актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир
декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты.
После войны он некоторое время жил с отцом и мачехой в Германии. В этой семье его
очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву. Владимир
окончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический
факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.
Высоцкий выдержал конкурс в школу студию МХАТ и после её окончания стал
работать в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. Потом, когда в 1964 году
открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, молодой
актёр пришёл туда и проработал до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых
талантливых артистов. Уже после первого спектакля «Павшие и живые» по пьесе В.Розова
Высоцкий вошёл в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами,
чтобы посмотреть актёра в роли Гамлета, Галилея, Хлопуши.
Высоцкий играл 25-30 спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих
спектаклях он пел свои песни.
Ведущий 3: Пел и вне сцены – в кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией
или в дружеской компании.
Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в
медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие редких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения, бешеных ритмов, стремительных взлётов.
Открытый, душа на распашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не
выносил, когда его к этому принуждали. Песня «Я не люблю» летела в зал прямым
признанием об этом.
( Звучит песня « Я не люблю» в исполнении Высоцкого.)
Ведущий4: Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема
интересовала и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий
Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и
болевые точки в истории и жизни народа. У Высоцкого неуемная энергия. Он много
репетировал, писал. Мог работать сутками, не смыкая глаз, и при этом чувствовать себя,
как рыба в воде, быть жизнерадостным, агрессивным, напористым. Драматург Эдуард
Володарский вспоминает: «У этого человека была просто дьявольская работоспособность.
Словно в один день своей жизни он умудрялся прожить 5, если небольше…»
Он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивать их достоинства, он
умел любить. Он тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище среди друзей имел
«Высота». Он жил в быстром темпе. Был человеком сильной воли, увлекался альпинизмом.
Пожалуй, в мирное время, именно в горах человек подвергается наибольшей опасности.
Именно там испытывается его дух и тело. Горы дали ему то, что требовал его характер.
Нельзя выразить ощущения альпинистов лучше, чем сделал это Высоцкий в песнях,
посвящённым горам.
(Звучит «Песня о друге»).
Стихи писать Владимир Сергеевич начал очень рано, он любил это занятие. Стихи,
как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи
студентом, он стал класть их на ритмическую основу. Сам он так говорил о своем
творчестве: «…Это вообще не песня - это стихи, которые исполняются под гитару… Я
занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в
авторской песне – текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать,
разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят…»
Ведущий5: Первые песни - дань времени. Это были так называемые «дворовые»,
городские песни, их ещё называют «блатными»… В них он пел о тюрьмах, лагерях,
заключённых… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики», нет
воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе,
есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они
просты по форме, но это ли главное?
( Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…»).
Песни Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и
разрешения «сверху». И расположились они не только на миллионах магнитофонных
лент, но и в самом надежном хранилище – в людской памяти.
Ведущий 1: Его не везде понимали, человека с набухшими жилами. Что его беспокоит?
Зачем песне заниматься ненужными проблемами? Действительно, о чём можно было так
петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость. Об этом он и
пел. Главная тема всего творчества Высоцкого – поиск в жизни героического начала, тоска
по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил
им. Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового
человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и
новых свершений. Высоцкий вообще к человеку предъявлял высокие требования. Он
мерил человека вечными мерками – соотношением в его душе добра и зла.
Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь, Зло, Добро,
Честь, Верность, и они неизменны, их невозможно изменить, приспособить в угоду кому-
то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определённые ценности…
Ведущий 5: Он мог воплотить свои чувства в предмет. Наибольшее воплощение нашёл
этот дар в военных песнях В. Высоцкого. Высоцкий глубоко прочувствовал жестокость и
трагичность войны. Он считал, что в памяти народной должна остаться вечная память о
погибших за отечество. Именно так появилась эта песня…
(Звучит песня в исполнении ученика «На братских могилах»)..
Ведущий5 : Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления - в
столичном ли доме ученых, на Ленских приисках, в студенческих городках Нью-Йоркского
университета, в клубе донецкой шахты, на сборах футболистов, в изысканном парижском
концертном зале. Словом, везде.
Тема войны – одна из главных в творчестве поэта. Ей посвящено более полусотни
стихов, песен. О войне он знал понаслышке, она была для него…»опытным полем» подвига
и героизма, человечности и взаимопомощи.
.
Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет мальчишки, выпускника 80-
года, погибшего в Афганистане. Под фотографией – знакомые до боли, обжигающие
слова:
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода,
Только он не вернулся из боя.
( Звучит песня «Он не вернулся из боя».)
Слова, не воевавшего Высоцкого – почему? Ведь песен о войне так много.
Может, потому, что ребята, находившиеся в Афганистане, выросли на Высоцком? Слушая
его песни, задумывались о жизни и смерти, о подвиге. И он был им понятен. Он был
честен.
( Ученик читает стихотворение «В темноте»).
Он пел о таких сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в
войне человек. На концертах В.Высоцкого увешанные медалями ветераны плакали. Песни
делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники.
Высоцкий – это связь поколений. Его любимой песней была «Вставай, страна
огромная…»
Это была песня его детства.
(Звучит эта песня.)
Москва 41-го года. Затемнённая, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись
пути юного Б.Окуджавы, уходящего на фронт, и Володи Высоцкого.
В июле 1941года (Володе исполнилось 3 года ) немцы начали бомбить Москву. Вот что
вспоминает мама поэта: «Мы с сыном спускались в убежище, а там он находил место
повыше и читал стихи, громко и выразительно что - нибудь типа этого»: Товарищ Ворошилов, В НЫНЕШНИЙ ГОД
В Красную Армию брат мой идёт..
Однажды после такого выступления пожилой мужчина подошёл ко мне и сказал :
«Спасибо за сына», - и поцеловал мне руку».
(Звучит песня «А на войне, как на войне».)
Ведущий 6: Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А Высоцкий
продолжил это. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы - охрипший
голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды.
( Звучит песни Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!» и Владимира Высоцкого «Так
случилось – мужчины ушли».)
Из его военных песен рвется правда. Слушая Высоцкого, споря о нём, по- разному его
оценивая, мы очень многое запоминаем наизусть.
(Стихотворение « О земле».)
Чтец: Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя…».
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время…
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны зияют.
Обнажённые нервы земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет всё, переждёт,
Не записывай Землю в калеки.
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля – это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Ведущий 7: В стихах Высоцкого о войне нет реальных врагов – не они нужны ему. А те, кто
вышел с ними на бой. Высоцкий ощущал современную ему жизнь как непримиримую
борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий
выражал своё отношение к Родине, к происходящему, обличал лицемерие, двуличие.
Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или иные песни, Высоцкий старался не
смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. Да, было
много хулителей, гонителей его творчества. О нём при жизни не говорили, не писали, не
выпускали дисков, книг. Он жил в «подполье». И это угнетало его, приходилось постоянно
прорываться сквозь запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он всегда жил на взводе, на «лезвии ножа», «над пропастью». У Высоцкого был
непростой характер.
А почему он должен быть простым?
Да, это сказалось на его личной жизни. Она была трудной и для него самого, и для
близких, родных, любимых. Но он любил и был любим. Он знал, что такое любовь.
Ведущий 1: Высоцкий очень любил свою Родину. Когда у него спросили: собирается ли он
уехать за границу? Он ответил: «Уехать из России? Зачем? Я не диссидент. Я - артист. Я
работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я – ничто. Без народа,
для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без
любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».
Такие вопросы его раздражали. Высоцкий не хотел уезжать из России, но к тому же
ему очень хотелось посмотреть, как и чем живут люди «за бугром», узнать их взгляды на
жизнь, мир, узнать их культуру, искусство. Да к тому же и жена у него была иностранка-
француженка. С ней они встречались только в России и то только тогда, когда приезжала
Марина. Ему хотелось узнать, как живёт она там со своими детьми, которых он полюбил.
Несколько лет Высоцкий не подавал прошение на заграничную визу, потому что знал уже
заранее роковой ответ «нет». Поэтому они долго с Мариной Влади только
перезванивались. Позже Марина Влади вспоминает о том, что Высоцкий мог найти её по
телефону где угодно. У любви Марины и Высоцкого появился ангел-хранитель, который
служил им верой 10 лет. Это телефонистка Люся. Она не только соединяла их по
телефону, но и в нужное время, нужным словом предотвращала их ссоры. Люсе Высоцкий
посвятил песню «07».
(Звучит песня «07»).
Ведущий 8: Ни для никого не секрет, что Высоцкий был болен алкоголизмом. Принимал
наркотики. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был
близок к самоубийству:
Даже от песен стал уставать,
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтобы не могли запеленговать.
Высоцкий в последние годы жил с постоянным чувством близкой смерти. И только
физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого
появилось осознание того, «что судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х
годов, один за другим уходят из жизни близкие друзья – Евгений Урбанский, Василий
Шукшин, Леонид Енгибаров.
Мои друзья ушли сквозь решето.
Им всем досталась Лета или Прана.-
Естественною смертию – никто,
Всё – противоестественно и рано.
И всё- таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.
Мой путь один, всего один, ребята,
Мне выбора, по счастью не дано.
Ведущий 9:
И он спешил, хотел успеть сделать побольше:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умолю вас вскачь не лететь!
Но что- то кони мне достались привередливые!
И дожить не успел, мне допеть не успеть…
Ведущий 1: Поэт всё равно успеет сделать главное – допеть, т.е. сказать современникам
главное. И человек, поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией,
своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучали в одной из последних песен
поэта:
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним…
Ведущий10: В 1980 году Высоцкий умер. Смерть всегда приходит не вовремя, но с
Высоцким она поступила слишком предательски. Но судьба, которая шире и больше его
жизни, только ещё разворачивается.
Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад, но вокруг, смотрим ни на одного
человека, а на многих и на самих себя. Высоцкий жил азартно, без оглядки. Когда
Высоцкий умер, то о его смерти официально не было сообщено ни по телевизору, ни по
радио, в то время в Москве шла олимпиада. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили
его уход. Но хоронить пришла его вся Москва. Прощались с Высоцким на Таганке, где он и
работал. Похоронен Владимир на Центральном кладбище. В свои 42 года он успел
сделать много. Его жизнь подобна падающей звезде. Прошла быстро, но оставила
огромный неизгладимый след.
В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету
между орбитами марса и Юпитера – Влад Высоцкий. Она значится под № 2374 в
Международном каталоге планет.
Ведущий 1: Он был нужен тогда, он нужен сегодня.
Ведущий 2:
Он недопел, недосказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце отказалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И всё же он поёт.
И песни не дают нам жить спокойно.
(Звучат песни Высоцкого).
Ведущий3:
Честь, совесть, долг – это вечно.
И во веки веков и во все времена.
Трус – предатель всегда пре зираем.
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на неё уповаем. Ведущий 10: Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «…приступить
Государственную премию СССР 1987г. Высоцкому Владимиру Семёновичу (посмертно) – за
создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи
изменить нельзя » и авторское исполнение.
Ведущий 4: Он был автором, певцом, поэтом. Он пропел и сказал много печального о
времени и о себе, и он наградил нас – тех, кто с любовью собирал его песни, кто их слушал
случайно из распахнутых окон, наградил нас подлинной поэзией, страстью и мужеством.
Популярность Высоцкого сегодня очень велика .Неслучайно он однажды обронил фразу:
«Я вернусь ещё…»
Ведущий5:
Много неясного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки ползут по спине.
Если представить, что может случиться.
Если ты в борьбу не вступил с подлецом, с палачом.-
Значит в жизни ты был ни при чём, ни при чём.
На Высоцкого можно было положиться, он всегда был «при чём».
Владимиру Высоцкому – самому высокому из нас.
(Ученик читает):
Хоть о камень башкою,
Хоть кричи – не кричи,
Я слышал такое
В июльской ночи-
Что в больничном вагоне
Недопев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.
Смолкли хриплые трели,
Хоть кричи – не кричи
Что же мы проглядели?
И друзья, врачи.
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса злость,
Отчего у нас повелось.
Только явится парень
Неуемной души-
И сгорит, как Гагарин,
И замрёт, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнёт,
Словно, кто поразмыслив,
Стреляет их взлёт.
До свидания, тезка!
Я пропитан тобой- Твоей рифмой хлесткой
И хлесткой судьбой.
Что там я, миллионы,
Точнее, народ,
Твои песни - знамена
По жизни несет.
Ты и совесть, и смелость,
И лиричность , и боль…
Чтоб и там тебе пелось
И, конечно, жилось.
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свиданья, товарищ
Народный артист!
( В. Солоухин).
Ведущий 1: Истинная поэзия, конечно же, волшебство, а волшебство необъяснимо. Чудо,
оно и есть чудо. Иллюзионисты иногда объясняют, в чём секрет того или иного фокуса,
трюка. Но поэзия не фокус, её секрет – в душе и разуме, в сердце и в воображении. Стихи
не пересказывают, и тщетны попытки объяснить их талантливость.
(Звучит песня «Корабли»).
Конечно, очень многое из его биографии сегодня не затронуто. Она у него обширная и
очень интересная. Обо всём поговорить невозможно. Но, может быть, кто из вас, ребята,
хочет рассказать о незатронутых моментах его жизни? Пожалуйста, мы вас послушаем.
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Литературная гостиная «Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высоцкого)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.