Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?" (8-11 классы)
Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 6
8 кл—11 кл +1
02.03.2017
Цели мероприятия:
1. Активизировать познавательные способности учащихся.
2. С помощью игры способствовать развитию интереса к литературе.
3. Популяризировать творчество А.С. Пушкина.
Форма проведения: урок - игра
Игровая форма проведения мероприятия создает атмосферу соревнования, где выигрывает интеллект.
В ходе подготовки к уроку исследуется много дополнительных материалов. Нетрадиционная форма проведения урока интересна учащимся.Данная разработка может быть использована как для проведения урока в нетрадиционной форме, так и внеклассного мероприятия во время декады русского языка и литературы в школе.
что где когда - Пушкин.docx
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина.
Цели:
1. Активизировать познавательные способности учащихся.
2. С помощью игры способствовать развитию интереса к литературе.
3. Популяризировать творчество А.С.Пушкина.
Форма
проведения: урок игра
Состав команды:
6 человек, избирается капитан команды (возможен вариант из двух
команд)
Оборудование:
1. Черный ящик.
2. Портреты А.С.Пушкина кисти Кипренского и Тропинина.
3. Портрет В.А.Жуковского.
4. Волчок.
5. Музыкальное сопровождение:
опера РимскогоКорсакова «Сказка о царе Салтане»;
«Вальсфантазия» Глинки;
романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Правила игры:
После представления команды (команд) объявляются правила игры:
1. Игра идет до 6 очков.
2. На обсуждение версий дается одна минута.
3. Ведущий и команда имеют право использовать по одной музыкальной
паузе во время игры.
4. В середине поединка проводится игра со зрителями.
5. Один раз за игру команда имеет право обратиться за помощью к
зрителям и, выслушав предложенные версии, дать ответ на вопрос.
6. В случае досрочного ответа команда получает дополнительное время
для обсуждения. Ход занятия.
1. Представление команды (команд).
2. Объяснение правил и условий игры.
3. Игра:
1 – 3 раунды;
игра со зрителями;
музыкальные паузы по желанию команды или ведущего;
4 – 6 раунды;
подведение итогов игры.
Ведущий:
Имя Пушкина ныне объединяет всех культурных людей мира. 184 года
назад прогремел роковой выстрел, а мы до сих пор не можем примириться с
этим. 27 января 1837 года, в среду, в 11 часов, Александр Сергеевич
последний раз занимался литературной работой. А вечером, надев фрак, он
ехал на дуэль. Затем всю Россию облетела черная весть: «Погиб поэт,
невольник чести, пал, оклеветанный молвой…»
Но не зарастает народная тропа к великому поэту. Свою игру мы
посвящаем человеку, гению, поэту – А.С.Пушкину.
Вопрос 1.
Внимание! Черный ящик! Вы должны угадать за одну минуту, что
находится в этом ящике. А для этого вспомните, какие товары ввозились в 19
веке в Россию «за лес и сало», согласно роману «Е.Онегин».
Ответ:
Фарфор и бронза, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки стальные,
прямые ножницы, кривые, и щетки 30 родов и для ногтей, и для зубов.
Ведущий:
Откройте черный ящик. Вы видите многие из этих предметов.
Вопрос 2. (Помощники вносят портрет Жуковского с закрытой надписью)
Чей это портрет? Когда и в связи с чем человек, изображенный на
портрете, подарил этот портрет А.С.Пушкину, с какой надписью?
Ответ:
В 1820г. после публикации «Руслана и Людмилы» Жуковский подарил
свой портрет Пушкину с надписью: «Победителю ученику от побежденного
учителя».
Вопрос 3.
Назовите 6 произведений Пушкина, где главную героиню зовут Мария. Ответ:
«Бахчисарайский фонтан»,
«Полтава», «Метель», «Выстрел».
«Дубровский»,
«Капитанская дочка»,
Вопрос 4. (Блицтурнир, 30 секунд на каждый вопрос)
1. Из каких произведений эти строки? Оба они имеют одинаковое
название, но отличаются жанром.
а) Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след…
(стихотв. «Цыганы»)
б) Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле;
Все живо посреди степей…
(поэма «Цыганы»)
2. Узнайте героя и назовите произведение.
а) …Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
(Петр 1, «Полтава»)
б) На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася…
(Петр 1, «Медный всадник»).
Вопрос 5.
Перед вами живые памятники литературным героям Пушкина. (Ученики
одеты соответственно эпохе Пушкина. Они дают себе характеристику,
цитируя Пушкина и просят назвать себя).
1) «В то время воспитывались мы не пононешнему… на 12м году
выучился я русской грамоте. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя
в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет.
Тут судьба моя переменилась». Кто я? Как переменилась моя судьба?
2) «…Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в
гвардию… Будучи расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти: играл в карты и входил в долги, не заботясь о
будущем.» Кто я?
Ответы:
1) П. Гринев, «Капитанская дочка», впоследствии стал офицером гвардии.
2) Владимир Дубровский.
Вопрос 6.
В романе «Е.Онегин» о Ленском читаем: «Он сердцем милый был
невежда».
Обращаясь к будущему читателю, Пушкин пишет: «Быть может, (лестная
надежда) укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит:
«Тото был поэт!».
Какое слово воспринимается нами не так, как во времена А.С.Пушкина?
Ответ:
«Невежда», во времена Пушкина – наивный, зеленый, не искушенный
жизнью человек, в современном языке – необразованный, несведущий человек,
неуч.
Вопрос 7.
В романе «Е. Онегин» читаем:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
Какая часть одежды называлась боливаром, каково ее происхождение?
Ответ:
Это широкополая шляпа – сомбреро, вошедшая в моду в 19 веке, пришла
из Франции.
Вопрос 8.
Перед вами 3 героини Пушкина (девочки в костюмах). Назовите их имена,
основываясь на их высказываниях.
1) Но я другому отдана
И буду век ему верна.
(Т. Ларина «Е.Онегин»)
2) «Я дала клятву… князь – мой муж, прикажите освободить его и
оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала Вас до последней
минуты. Но теперь говорю Вам, теперь поздно. Пустите нас».
(Маша Троекурова «Дубровский») 3) «Прощайте, Петр Андреич!.. Придется ли нам увидаться или нет,
бог один это знает, но век не забуду вас; до могилы ты один
останешься в моем сердце»
(Маша Миронова «Капитанская
дочка»)
Музыкальная пауза:
Звучит «Вальсфантазия» Глинки. На фоне музыки ведущий читает
стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Вопрос 9.
Каким образом связаны музыка Глинки и стихотворение Пушкина? Какое
отношение имеет «Вальсфантазия» к этим строкам поэта?
Ответ:
Стихотворение посвящено А.Керн. Глинка полюбил дочь Керн –
Екатерину, но он женат. Ей он посвятил «Вальсфантазию» и романс «Я
помню чудное мгновенье».
Вопрос 10.
Погречески его имя означает «защитник людей». Родился он в Москве.
Отец – офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел,
имел звание камерюнкера. В своих статьяхпамфлетах выступал за подписью
«Феофиктилакт Косичкин». Автор статьи «Джон Теннер». Его знают персы и
турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Кто он? Какое отношение имеет к
Пушкину?
Ответ:
По латыни, Александр – защитник людей. Его знает весь мир. Это
А.С.Пушкин.
Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?" (8-11 классы)
Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?" (8-11 классы)
Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?" (8-11 классы)
Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?" (8-11 классы)
Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Что? Где? Когда?" (8-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.