Вопросы для проведения литературной викторины в 3-х и 4-х классах по творчеству русского писателя Ивана Андреевича Крылова могут быть использованы для проведения библиотечных уроков и организации досуга учащихся. Игра посвящена 250-лению со дня рождения писателя. Цель: формирование интереса к чтению.
Вопросы для проведения литературной
викторины
в 3-х и 4-х классах
по творчеству Ивана Андреевича Крылова.
Игра посвящена 250-лению со дня рождения
писателя.
1. Предоставляется текст из
«Хрестоматии по
внеклассному чтению для первого класса»,
составители Т.Полозова, Л.Крикунова : « Иван
Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Ему
не было и десяти лет, когда умер его отец, и
мальчику пришлось работать. Ваня был очень
старательным и любознательным ребёнком. Он
самостоятельно, то есть без помощи учителей,
овладел русским языком и математикой, изучил
французский и итальянский языки. В пятнадцать лет
Крылов сочинил оперу «Кофейница», а в двадцать
уже издавал свой журнал «Почта духов». Иван
Андреевич переводил стихи и прозу, великолепно
знал литературу, интересовался театром. Более
тридцати лет он работал в Петербургской публичной
библиотеке».
Задание: Вставить слово в текст. «Но самое
главное
- он написал огромное количество
великолепных ………., строки из которых стали
пословицами и поговорками».
2. Найти рифму, дописать строки басни
И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да ….
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него ……….;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в ……,
Рак пятится назад, а Щука тянет в …..
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне …..[2]
3. Читаю отрывок из басни:
«Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк»…
Выбрать верное название басни:
- «Ягнёнок и Волк»
- «Волк и Ягнёнок» (Верное название)
- «Басня про Ягнёнка»
4.Читаем басню «Ворона и Лисица».
Задание: Объяснить, найти синонимы слов:
«Вещунья» ( Приносящая вести, предсказательница, пророчица) ;
«Ангельский голосок». (Дивный, приятный, чудесный)
5.Объяснить значение слов:благодеяние (доброе дело) – басня «Скупой и курица»,
вяз (заросли вяза, лиственного дерева ) - «Трудолюбивый Медведь»,
амбар (строение для хранения хлеба или муки) – басня «Щука и Кот».
6. В басне «Демьянова уха» встречается слово
«кушак», объясните его значение.
«Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой» (Пояс)
7.Прочтите басню «Квартет».
«Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки…»
Задание:
Допишите предложение «Альт – это…………. …………».
(Музыкальный смычковый инструмент)
8. В каких случаях употребляется выражение «Дело
мастера боится»? (Басня «Щука и Кот»)В. И. Даль в своих «Пословицах русского языка» приводил полный вариант этого старинного
русского выражения – «Дело мастера боится (а иной мастер дела боится)». Первоначальный
смысл этого фразеологического оборота заключался в том, что каждый должен заниматься
своим делом, и только если за него возьмётся мастер (согласно тому же В. И. Далю,
«ремесленник, человек, занимающийся какимлибо ремеслом, мастерством или рукодельем;
особенно сведущий или искусный в деле своём»), оно будет сделано должным образом, что
созвучно с другой русской пословицей «В умелых руках дело спорится».
9. Кто из русских писателей, кроме И. А. Крылова,
известен вам как баснописец? ( Сергей Михалков, Лев Толстой)