Литературная викторина по произведениям К. И.Чуковского

  • Мероприятия
  • docx
  • 20.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского. Викторина состоит из 7 туров. К каждому туру приведено задание и дан ответ. В начале викторины дана краткая биография писателя. Данная методическая разработка может быть использована при проведении недели Детской книги или внеклассного мероприятия с обучающимися начальных классов.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала литературная викторина по произведениям Чуковского.docx
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского План викторины: 1. Вступительное слово учителя. 2. 3. 4. 5. I тур – «Вспомни сказку». II тур ­ «Кто есть кто». III тур. «Аукцион». IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». 6. V тур. «Отгадай загадку» 7. VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев». 8. VII тур. «Найди поступок для героя». 9. Подведение итогов и награждение победителей. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек,   которого   знали   все   дети   страны.   Это   он   придумал   множество   сказочных   героев:   Муху­ Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.  31 марта 2017 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 135 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя ­  Николай Васильевич Корнейчуков. Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти». Учёный, писатель, сказочник, критик, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для  детей много стихов и сказок. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и  бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Сегодня   мы   совершим   с   вами   необычное   путешествие,   встретимся   с   героями   сказок   Корнея Чуковского. ­ Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. I тур. «Вспомни сказку».Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) «Айболит» Вдруг из подворотни ­  Страшный великан, Рыжий и усатый … (таракан) «Тараканище» Я – Великий Умывальник Знаменитый… (Мойдодыр) Умывальников начальник И мочалок командир. «Мойдодыр» Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю­ хрю) «Путаница» В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный… (Бармалей) «Бармалей» Веселится народ­ Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара) «Муха – Цокотуха» Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце». Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите­ка лучше… (ворону) «Телефон» А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу ­ Я больше идти… (не могу). «Федорино горе» Только вдруг из – за кусточка Из­за синего лесочка, Из далёких из полейПрилетает… (воробей) «Тараканище» А за ним – то народ И поёт, и орёт: ­ Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… (чудовище). «Крокодил» И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких,  Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей» ­ Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? II тур. «Кто есть кто». Айболит ­ (доктор) Бармалей ­ (разбойник) Федора ­ (бабушка) Каракула ­ (акула) Мойдодыр ­ (умывальник) Тотошка, Кокошка ­ (крокодильчики) Цокотуха ­ (муха) Барабек ­ (обжора) Рыжий, усатый великан ­ (таракан) III тур. «Аукцион». 1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха –  Цокотуха»). 3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 4. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) 5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог  здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе») 7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели –  карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) 8. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы) 9. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)10. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр»,  «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». ­ Я называю   разные вещи. Их кто­то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.  Телефон (У меня зазвонил телефон)  Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)  Мыло (Вот и мыло подскочило)  Блюдце (А за ними блюдца)  Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)  Термометр (И ставит им градусник)  Сито (Скачет сито по полям)  Перчатки    (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)  Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)  Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)  Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)  Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) V тур. «Отгадай загадку» (Обращение к портрету) Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный  нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная  лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, ­ писал он, ­ где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, ­ я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». ­ Отгадайте загадки К.Чуковского.  Чудесный дом. Был белый дом, Чудесный дом,И что – то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое пушистое и золотистое. (Яйцо и цыплёнок) Чудесная пещера. Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою ­ Я с радостью белым зверям отдаю! (Рот и зубы) Берегись! Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! По воде они возят меня. (Крапива) Чудесный паровоз. Паровоз без колёс!  Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл ­  Прямо по морю пошёл! (Пароход) Почему? Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему  Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало) Чудесные кони. Два коня у меня, два коня, А вода тверда, Словно каменная! (Коньки и лёд) Зубастая загадка. Хожу – брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска) VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев». ­ Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.БРМЛЙ ЦКТХ МЙДД Р ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКЛ КРКДЛ БРБК ГПППТМ (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,  Гиппопотам) VII тур. «Найди поступок для героя» 1 Айболит Зажгли море.             2 Воробей Проглотил солнце. 3 Крокодил Помыла свою посуду. 4 Комар Вернул солнце в небо. 5 Федора Потушила море. 6 Медведь Спас Муху – Цокотуху. 7 Бабочка Съел таракана. 8 Лисички Вылечил зверей. 8 3 5 6 7 4 2 1Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его  маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как ­ нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил.  Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать   себя   бесстрашным   участником   воображаемых   битв   за   справедливость,   за   добро   и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского. Ираклий Андроников писал, что «талант  у Чуковского  неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь». Подведение итогов и награждение победителей. Викторина «Чудо­дерево» (по произведениям К. М. Чуковского) Вопросы викторины ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■  Как звали сыновей Крокодила? Ответ: Тотоша и Кокоша.  Как звали сестру доктора Айболита? Ответ: Варвара.  В этом стихотворении курочки закрякали, а кошечки захрюкали? Ответ: «Путаница».  Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Медведь.  Кто победил в бою: Паук или Комар в сказке «Муха­Цокотуха»? Ответ: Комар.  Какого насекомого испугались все звери? Ответ: Таракана из сказки «Тараканище».  Куда мыши посадили кошку в сказке «Путаница»? Ответ: Мышеловка.  Как переводится со звериного языка слово «чичи» — кличка обезьяны в прозаической сказке  ■ «Доктор Айболит»? Ответ: Молодчина. ■ ■ ■ ■ ■ ■  Кто одной из первых пожалела Федору? Ответ: Чашка.  Кто помог добраться доброму доктору Айболиту до Африки? Ответ: Волки, орлы, кит.  Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? Ответ: Морж.  Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Крокодил.  К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? Ответ: К. Бармалею.  Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им лечебные капли? Ответ: Цапли.Как переводится со звериного языка на русский сложное слово «гин­гин» в сказке «Айболит»?  ■ Ответ: Ау. ■ ■ ■ ■  Из чего тушили пылающее море два ерша в сказке «Путаница»? Ответ: Ковш.  У Котауси были злые глазауси. А что еще? Ответ: Зубауси, «Котауси и May си».  Кого встречал в Таврическом саду мальчик­грязнуля? Ответ: Крокодила с Тотошей и Кокошей.  Какое отчество у главной героини сказки «Федорино горе»? Ответ: Егоровна. Викторина по произведениям Чуковского К.И. «Доктор Айболит»  Кто это «Всех излечит, исцелит добрый …» (доктор Айболит)  Что случилось с лисой в сказке «Доктор Айболит» (ее укусила оса)  Куда поехал Айболит спасать больных малышей? (в Африку)  Что болело у бедных бегемотиков? (животики)  Чем лечил Айболит зверят? (гоголем-моголем) «Бармалей»  Кто не послушался маму и папу и убежал в Африку (Танечка и Ванечка)  Кто пытался спасти Танечку и Ванечку от злого Бармалея, прилетев в аэроплане? (Доктор Айболит)  Кто проглотил злого Бармалея? (крокодил)  В какой город Танечка и Ванечка забрали с собой Бармалея? (Ленинград)  Чем решил заняться Бармалей, после освобождения из живота крокодила (раздавать пироги и крендельки) «Федорино горе»  От кого убежала посуда? (от Федоры)  По чему скакало сито в сказке «Федорино горе»? (по полям)  Кто помогал Федоре остановить посуду? (коты) Почему посуда убежала от Федоры? (она ее била, не мыла)  Что пообещала сделать Федора, чтобы посуда вернулась домой (вымыть ее) «Муха­Цокотуха»  Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (самовар)  Кто подарил сапожки Мухе-Цокотухе? (блошки)  Кто напал на Муху-Цокотуху? (старичок-паучок)  Кто спас Муху-Цокотуху из лап старичка-паучка? (комарик)  Что горело в руках у маленького Комарика? (фонарик) «Тараканище»   На ком ехали раки в сказке «Тараканище»? (на хромой собаке)  На чем ехали медведи? (на автомобиле)  Что случилось со зверями, когда они увидели Таракана? (задрожали, в обморок упали, испугались)  Что пригрозил сделать со зверями Таракан? (проглотить)  Кто спас всех зверей от усатого Таракана? (воробей) «Мойдодыр»  Как назвал мальчика Мойдодыр? (ах ты гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросенок)  Как представился мальчику Мойдодыр? (Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник и мочалок Командир!)  Что заставлял Мойдодыр сделать мальчика? (вымыться)  От чего убегал мальчик? (от мочалки)  Кто проглотил мочалку? (крокодил) «Телефон»  Сколько надо было прислать шоколада слоненку? (пудов этак пять или шесть)  Кому надо было прислать калоши в сказке «Телефон»? (крокодилу)  Кого предложили свинье позвать к себе в гости вместо соловья? (ворону)  Кто звонил с просьбой о спасении бегемота? (носорог)  Кого вытаскивали из болота в сказке «Телефон»? (бегемота) «Путаница» Как захотели разговаривать котята в сказке «Путаница»? (хрюкать)  Кто из зверей был паинькой, не мяукал и не хрюкал? (заинька)  Что сделали лисички со спичками? (море синее зажгли)  Чем тушил крокодил море в сказке «Путаница»? (пирогами и блинами, и сушенными грибами)  Кто потушил море? (бабочка) «Краденное солнце»  Кто рано-рано застучал в ворота? (два барана)  Кого разыскивали в болоте Медведь и Медведица? (медвежат)  Кто пристыдил медведя и заставил его пойти спасать солнце? (зайчиха)  Где спрятался крокодил с краденным солнцем? (в Большой реке)  Кто спас солнце из пасти крокодила? (медведь)