Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза И. И. Тенищева»
356300, Ставропольский край, село Александровское,
ул. Карла Маркса, 85 тел.: 8(86557)2-12-78
e-mail: alexandrskola1@mail.ru
Методическая разработка «Урока победы»:
литературно-музыкальная гостиная «Эхо войны…»
составитель:
учитель русского языка и литературы
О.А.Калюга
2020 го
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………3
Основная часть (сценарий урока)………………………………………...4
Список использованной литературы ……………………………………19
Приложение (презентация)
Введение
Патриотизм - это преданность и любовь к своему народу, отечеству. Это нравственно-духовное начало в развитии личности, способной осознанно выполнить гражданский долг. Есть события, над которыми не властно время. К ним относится Победа советского народа в Великой Отечественной войне. Наши сограждане назвали Великую Отечественную войну важнейшим событием xx века. Время неумолимо не только к событиям, но и к их героям. И лишь военная проза и поэзия доносят до новых поколений грозное дыхание тех лет, яркие образы героев минувшей войны. Это солдаты, которые живут среди нас, их подвиг не тускнеет от времени. К счастью живы герои этой жестокой войны. А России сегодня очень, нужны герои: без них нация обречена на унылое существование, на духовное умирание и нравственную колонизацию. Вот почему с тем же чувством благодарности и восхищения подвигом солдат, встречаем очередную годовщину нашей великой Победы. О том времени, о событии, длиною в долгие четыре года, всё до подробностей для нас бесценно…
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Эхо войны…»
Цель: формирование и развитие нравственного воспитания у детей через духовно-нравственные ценности и традиции Отечества.
Задачи:
углубить знания учащихся о героических событиях отечественной истории;
воспитывать у детей любовь к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;
развивать чувство гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
вовлечение учащихся, преподавателей в организацию внеклассной деятельности.
совершенствование форм и методов патриотического воспитания учащихся.
Ожидаемые результаты:
формирование у учащихся положительного отношения к историческим страницам нашей Родины, уважения к мужеству и героизму советских людей во время Великой Отечественной войны.
развитие интереса к изучению военной истории страны и края.
увековечивание памяти защитников Отечества, погибших во имя спасения Родины.
Возрастная группа: участники – учащиеся 6 – 9 класса;
Оборудование: военная форма прошлых
лет (пилотки, гимнастёрки), компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Информационное обеспечение: презентация, видеоролики, видео хроники военных лет
(ожесточенные бои, фронтовые пути, в минуты затишья и т.д.), минусы песен
времен ВОВ и первых послевоенных лет.
Ход мероприятия.
Ведущий 1:Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно
достойны!(отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского)
(слайд 1)
Чтец 1: Ой, зачем ты, солнце
красное,
всё уходишь — не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою...
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький. Единственный...
(слайд 2)
Чтец 2:Разве
для смерти рождаются дети, Родина?
Чтец 3:Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Чтец 4:Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина?
Чтец 2:Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»Родина.
Чтец 3:Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Чтец 4:Просто был выбор у каждого: я или Родина.(отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского)
Чтец 5: Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесём в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя. Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Чтец 2 :Как там птицы? Поют на земле без нас?
Чтец 3: Как черешни? Цветут на земле без нас?
Чтец 4:Как
светлеет река?
И летят облака над нами? Без нас… (отрывок из поэмы
«Реквием» Р. Рождественского)
Ведущий 2:Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,-
помните!
О тех, кто уже никогда не споет,-
помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы
тоже запомнили
Звучит песня «От героев былых времен…»
(отрывок из поэмы
«Реквием» Р. Рождественского)
(слайд 3)
Песня «От героев былых времён» Е. Д. Аграновича.
От героев былых времён не
осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов,
целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти, трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой,
где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Ведущий 1:Мирное небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, расти,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!
Ведущий 2: Между ними и нами 75 лет мира и памяти. У каждого может быть свое представление об этой войне, но неизменным для нас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей , подарившим нам жизнь.
Чтец : Июнь…клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров, шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м в мае.
Чтец: Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!(С.
Щипачёв)
Звучит голос Левитана: «От советского информбюро: сегодня, 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!» (слайд 4)
Ведущий 1: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...».
Ведущий 2.Они хотели вернуться в теплые дома, на родные улицы, в свои города и деревеньки. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическою смерть во вражеском тылу...
Булат Окуджава. «До свидания, мальчики»
Ах, война, что ж ты
сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты,
подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Ведущий 1. Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград
Красная армия с тяжелыми потерями отступала и, несмотря на упорное сопротивление, через три месяца фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве. Красная армия уступала фашистам в численности войск, в количестве техники и оружия, но благодаря героизму и мужеству наших солдат и офицеров, враг был остановлен.5 декабря наши войска перешли в наступление, и немцы были вынуждены отступать. Это было первое поражение фашистов.(слайд 6-7)
Ведущий 2: В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (теперь - Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей.(слайд 8)
Ведущий 1: Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов. Для детей выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего. Люди умирали от голода и холода. 125 грамм хлеба и маленькая бумажка – вот цена жизни блокадного города . 900 дней и ночей продолжалась блокада. 1800000 человек погибли.
Ведущий 2: Посмотрите, эту девочку звали Таня Савичева. Она немного старше вас. Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942... Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.... Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.... Савичевы умерли... Умерли все, осталась одна Таня...» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и она.
Ведущий 1: Сталинград (теперь - Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными - почти полтора миллиона человек. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле. Сталинград отстояли и в ноябре 1942 года погнали фашистов прочь с советской земли. Затем наши войска уничтожили вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии . Страшась сокрушительного поражения, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством. Вскоре был взят и Берлин. (слайд 9)
Ведущий 2: Нелегко
доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов,
десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. (слайд
10)
Чтец: Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в
ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних
рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду
дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб
свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий
звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках
платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все
малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук
ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не
прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И
заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер
свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела
людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе
грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей («Варварство»
Муса Джалиль)
Чтец: Среди сугробов
и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.(С.Я .Маршак)
Чтец :Их расстреляли на
рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"Чулочки,дядя,тоже
снять?»?" («Чулочки» Муса Джалиль)
Ведущий 1:Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не задумываясь отдать свою жизнь за Родину.
Ведущий 2: Более двадцати миллионов людей погибло в той страшной войне .Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других - мы называем имена юных героев Советского Союза: Володи Дубинина, Валеры Волкова, Лени Голикова, Нины , Зины Портновой, Вали Котика и др.(слайд 11)
Чтец: Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел, назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!» —
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь — такой народ
Нельзя заковать в цепи. («Разведчик-партизан»)
Ведущий :Что чувствовали, что переживали дети войны…? Послушайте
Монолог Сергея Тюленина.
Я погиб. Мое тело едва можно узнать, но я молчал… Я молчал, когда меня били. Молчал, когда вздернули на дыбу. Я молчал, несмотря на страшную боль в раненой руке. Ко мне на очную ставку привели Витьку Лукьянченко. Нет, это был не Витька! Это был кто-то другой. В этом человеке живыми были только глаза… Привели маму… О Господи! Мама, ты знала, что мне было очень трудно смотреть на тебя, когда они били тебя на моих глазах… Прости меня! Но я не мог иначе — я молчал… Они слова из меня не вытянули! Я сейчас вспоминаю эту красивую девушку, Любку Шевцову. Ей бы ходить на свидания, дурить мальчишкам головы, а она…
Монолог Любы Шевцовой.
Чтобы сломить, фашисты били меня электрическими проводами. Было очень больно. Чтобы не заплакать, я прикусила губы. Я искусала их в кровь… В крови были не только мои губы, в крови был весь деревянный топчан, на котором меня били… Как я могла говорить, когда молчала Улька Громова, которой на спине выжгли пятиконечную звезду, молчал Ваня Земнухов, молчали все. Меня расстреляли последней. Ребят не стало 31 января. Меня же мучили еще до 7 февраля. Перед расстрелом мне удалось отправить маме записку: «Прощай, мама, твоя дочь уходит в сырую землю!» Ротенфюрер СС, ведший меня на расстрел, хотел поставить меня на колени и выстрелить в затылок, но я не встала на колени и приняла пулю в лицо.
Ведущий1:
"...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине
пятиконечную звезду, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью.
Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала.
Ульяна Громова:
Жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..."
Песня "С берёз неслышен, невесом, слетает жёлтый лист" (Кинохроника)
С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы —
Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.
И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал — дорога к ней
Ведет через войну...
Так что ж, друзья, коль наш черед, —
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.
Но пусть и смерть — в огне, в дыму —
Бойца не устрашит,
И что положено кому —
Пусть каждый совершит.
Настал черед, пришла пора, —
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все что завтра ждем!
Ведущий 1: Мы скорбим, нам больно. Но особенно больно было матерям, рожавших детей для счастья, светлого будущего. Много лет надежда на возвращение детей не угасала а в их сердцах.(слайд 12)
Чтец: День мучений , день потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"
«Нет! – она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура-матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой,– убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь. («Баллада
Матери» Ольга Киевская)
Чтец: На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молится старушка, сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, это поле боя,
Сына видит в поле — павшего героя.
На груди широкой запеклася рана,
Сжали руки знамя вражеского стана.
И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.( Настя Сотникова)
Постарела мать за тридцать
лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает
ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли
назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее
село,
Мальчиков безусых, не пришло!…
Раз в село прислали по
весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар
и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятю
людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это
вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же
миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в
бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он
упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали
земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. сын
осталься жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне
повторить.
Просит мать о сыне повторить…
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны. (Андрей
Дементьев
«Баллада о матери», youtube.com›watch?v=vL-W6699Vdc)
Ведущий 2: До сих пор мы не можем смириться, да, наверное, и не смиримся никогда с тем, какой ценой был завоёван мир, сколько пришлось пережить нашему народу, чтобы сегодня над нами было мирное небо. (слайд 13)
Песня «А степная трава пахнет горечью…» (Слова Р. Рожденственского
Музыка М. Фрадкина)
Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной - помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет - мало,
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: "Я вернусь, мама!"
Припев:
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны...
Обещает быть весна долгой,
Ждет отборного зерна пашня...
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой - горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня.
Припев:
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны...
Список
использованной литературы
1. Журнал «Наука и школа» №5, 2003 г. О.Р.Шефер
«Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема».
2. Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006 г.
3. УМК «Литература» А.Н. Архангельского, Т.Ю. Смирновой 6 класс.
4.Сайт
«Инфоурок»
5. www.rupoem.ru/rozhdestvenskij/ Русская
поэзия. Роберт Рождественский.
6. www.drunina.ru . Стихи о любви, о войне, о
Родине.
7. www.pobeda.ru/content/view/39 ПОБЕДА.RU
8. http://er3ed.qrz.ru/schipachev.htm
Лучшие русские поэты и стихи. .
http://poiskm.ru/artist/9354-Pesni-voennih-let Песни военных лет.
9. http://1941-1945.ru/
Ход мероприятия.
Чтец 1: Ой, зачем ты, солнце красное,
всё уходишь — не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою...
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький. Единственный...
(слайд 2)
Чтец 2:Разве
для смерти рождаются дети, Родина?
Чтец 3:Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Чтец 4:Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина?
Чтец 2:Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»Родина.
Чтец 3:Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Чтец 4:Просто был выбор у каждого: я или Родина.(отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского)
Чтец 5: Однажды мы вас потревожим
во сне.
Над полями свои голоса пронесём в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя. Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Чтец 2 :Как там птицы? Поют на земле без нас?
Чтец 3: Как черешни? Цветут на земле без нас?
Чтец 4:Как
светлеет река?
И летят облака над нами? Без нас… (отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского)
Ведущий 1:Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно
достойны!(отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского)
(слайд 1)
Ведущий 2:Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,-
помните!
О тех, кто уже никогда не споет,-
помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы
тоже запомнили
Мирное
небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, расти,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!
Ведущий 2: Между ними и нами 75 лет мира и памяти. У каждого может быть свое представление об этой войне, но неизменным для нас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей , подарившим нам жизнь.
Ведущий 1: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...».
Чтец : Июнь…клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров, шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м в мае.
Чтец:
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!(С. Щипачёв)
Звучит голос Левитана: «От советского информбюро: сегодня, 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!» (слайд 4)
Ведущий 2.Они хотели вернуться в теплые дома, на родные улицы, в свои города и деревеньки. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...
«До свидания, мальчики» (Булат Окуджава)
Ведущий 1. Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград
Красная армия с тяжелыми потерями отступала и, несмотря на упорное сопротивление, через три месяца фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве. Красная армия уступала фашистам в численности войск, в количестве техники и оружия, но благодаря героизму и мужеству наших солдат и офицеров, враг был остановлен.5 декабря наши войска перешли в наступление, и немцы были вынуждены отступать. Это было первое поражение фашистов.(слайд 6-7)
Ведущий 2: В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (теперь - Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей.(слайд 8)
Ведущий 1: Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов. Для детей выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего. Люди умирали от голода и холода. 125 грамм хлеба и маленькая бумажка – вот цена жизни блокадного города . 900 дней и ночей продолжалась блокада. 1800000 человек погибли.
Ведущий 2: Посмотрите, эту девочку звали Таня Савичева. Она немного старше вас. Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942... Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.... Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.... Савичевы умерли... Умерли все, осталась одна Таня...» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и она.
Ведущий 1: Сталинград (теперь - Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными - почти полтора миллиона человек. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле.
Сталинград отстояли и в ноябре 1942 года погнали фашистов прочь с советской земли. Затем наши войска уничтожили вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии . Страшась сокрушительного поражения, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством. Вскоре был взят и Берлин. (слайд 9)
Ведущий 2: Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.
Чтец: Они с детьми погнали
матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей («Варварство»
Муса Джалиль)
Чтец: Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.(С.Я .Маршак)
Чтец :Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в
душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"Чулочки,
дядя, тоже снять?»?" («Чулочки» Муса Джалиль)
Песня «Журавли» ( Расул Гамзатов)
Ведущий 1:Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не задумываясь отдать свою жизнь за Родину.
Ведущий 2: Более двадцати миллионов людей погибло в той страшной войне .Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других - мы называем имена юных героев Советского Союза: Володи Дубинина, Валеры Волкова, Лени Голикова, Нины , Зины Портновой, Вали Котика и др.(слайд 11)
Чтец:
Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел, назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!» —
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь — такой народ
Нельзя заковать в цепи. («Разведчик-партизан»)
Ведущий :Что чувствовали, что переживали дети войны…? Послушайте
Монолог Сергея Тюленина.
Я погиб. Мое тело едва можно узнать, но я молчал… Я молчал, когда меня били. Молчал, когда вздернули на дыбу. Я молчал, несмотря на страшную боль в раненой руке. Ко мне на очную ставку привели Витьку Лукьянченко. Нет, это был не Витька! Это был кто-то другой. В этом человеке живыми были только глаза… Привели маму… О Господи! Мама, ты знала, что мне было очень трудно смотреть на тебя, когда они били тебя на моих глазах… Прости меня! Но я не мог иначе — я молчал… Они слова из меня не вытянули! Я сейчас вспоминаю эту красивую девушку, Любку Шевцову. Ей бы ходить на свидания, дурить мальчишкам головы, а она…
Монолог Любы Шевцовой.
Чтобы сломить, фашисты били меня электрическими проводами. Было очень больно. Чтобы не заплакать, я прикусила губы. Я искусала их в кровь… В крови были не только мои губы, в крови был весь деревянный топчан, на котором меня били… Как я могла говорить, когда молчала Улька Громова, которой на спине выжгли пятиконечную звезду, молчал Ваня Земнухов, молчали все. Меня расстреляли последней. Ребят не стало 31 января. Меня же мучили еще до 7 февраля. Перед расстрелом мне удалось отправить маме записку: «Прощай, мама, твоя дочь уходит в сырую землю!» Ротенфюрер СС, ведший меня на расстрел, хотел поставить меня на колени и выстрелить в затылок, но я не встала на колени и приняла пулю в лицо.
Ведущий1:
"...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине
пятиконечную звезду, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью.
Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала.
Ульяна Громова:
Жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..."
Ведущий 1: Мы скорбим, нам больно. Но особенно больно было матерям, рожавших детей для счастья, светлого будущего. Много лет надежда на возвращение детей не угасала а в их сердцах.(слайд 12)
Чтец: День мучений , день потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"
«Нет! – она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура-матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой,– убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь. («Баллада
Матери» Ольга Киевская)
Баллада о матери
Ведущий 2: До сих пор мы не можем смириться, да, наверное, и не смиримся никогда с тем, какой ценой был завоёван мир, сколько пришлось пережить нашему народу, чтобы сегодня над нами было мирное небо. (слайд 13)
Ведущий 2:
Я помню… Я горжусь… И преклоню колено
у мраморной стены… у Вечного Огня …
И многие, как Я, склонятся непременно —
ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.