Композиция начинает учитель, под мелодичную музыку он читает
1
стихотворение.
Заставка из фильма 31
Учитель:
Помню серый пустырь кричащих ворон,
Помню бабушкин взгляд, помню дрогнувший голос:
"Здесь когдато был храм, но разрушен был он
В двадцать первом году на Крещенье Христово.
Здесь священник стоял, а товарищи жгли
На его голове поминальные свечи,
По худому лицу струйки воска текли
Падал легкий снежок на открытие плечи"
Мне б в теперь отыскать тот далекий пустырь,
И к земле бы припасть, и прижаться душою,
И цветы положить на холодную пыль,
И молитву прочесть над могилкой святою...
Правду ложью смогли без труда подменить
И привычную жизнь, надругавшись, разрушить,
Только веру в Христа не сумели убить,
Не сумели сломить христианскую душу.
Православная Русь никогда не умрет,
Колокольный призыв звонко Господа славит,
Терпеливый народ все невзгоды снесет,
Нам поможет Господь, нас Господь не оставит.
Э.Свирина
Учитель: Часто бывает так, что человек как будто бы воцерковился,
часто причащается, а на самом деле душа его окаменевает, делается не
податливой к молитве и окамененное нечувствие сковывает его душу. 2
Часто бывает, что мы, дойдя до какойто точки, дальше не можем
сдвинуться, продолжаем топтаться на одном месте и ничего больше в
себе не можем изменить к лучшему. Не воруем, не убиваем, не совершаем
блудных, прелюбодейных поступков, смертных страшных грехов, но
духовную работу вести над собой дальше не можем.
Не ссорься не могу не ссориться. Не осуждай не могу не осуждать.
Молись как следует не могу молиться. И так часто на исповеди люди
говорят: я не могу перестать осуждать, жадничать, завидовать. Не могу
перестать тщеславиться, мечтать о чемто неполезном, недобром.
Всякое "не могу" ставит вопрос: а можно ли смочь? Действительно ли
силы человека столь ограничены, что есть такой близкий предел, который
достигается человеком, и дальше уже ничего сделать нельзя? А если
можно, то как?
Сегодня, когда мы вспоминаем наших святых мучеников, мы получаем
ответ в одном только лишь их образе, в подвиге их уже есть ответ, как
можно смочь, как они могли. Перед каждым человеком в то время стоял
вопрос, может быть, очень будничный, но очень страшный: как жить?
Можно исповедовать свою веру, можно отрекаться от нее, или можно
затаиться так, чтобы никому ничего не показать, чтобы все думали, что
ты неверующий, никак свою веру не проявляешь. Можно идти на
компромиссы. И не идти на них было очень трудно.
Ведь XX столетие особое время в жизни Русской Православной Церкви.
Это эпоха невиданных гонений за веру по своим масштабам,
циничности, коварства и жесткости превосходящих все, что когда либо
выпадало на долю последователей Христовых. В XX веке одна Россия
дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая
история всей Христовой Церкви. Жизнь и смерть мучеников и
исповедников были убедительнейшей проповедью истинности и 3
неразрушимости Христова дела. Никогда не иссекала на Руси духовная
жажда подражания Христу, стяжания праведности и Святости
Христовой.
Наши современные мученики, святые и праведные воочию
свидетельствуют, что Жив Господь и Жива Его Святая Плоть Русская
Православная Церковь.
Святая Русь православная. Как мало все мы, живущие в ней, знаем ее
историю, и особенно годы революции, голода и войны. Современные
историки нашей великой России и по сей день умалчивают то, что
должны знать все. Горе, и при том великое горе, испытал наш народ за 20
й век и плох тот из нас, кто не знает нашей истории. Сколько невинных
погибли за веру в Бога! За правду!
Учитель: Сегодня мы хотим вас познакомить с незаурядной личностью,
равной которой в России двадцатого столетия нет, оставившей ярчайший
след в истории нашей Родины и русской культуры. Речь пойдет о
Великой княгине Елизавете Федоровне, основательнице Марфо
Мариинской обители, о родной сестре последней Императрицы и супруге
Великого князя Сергея Александровича Романова, губернатора Москвы.
Обладая необыкновенной красотой, имея богатство и знатность, она рано
поняла, как кратка и непостоянна наша земная жизнь. Слава, богатства,
наряды, драгоценности – все это суета сует, все рассеивается как дым.
Главное в жизни – добрые дела и подвиги во имя Всевышнего и ради
ближнего своего. Только чистота сердца и любовь – лишь это богатство
пойдет ТУДА с нашей душой. Не имея ни капли русской крови, она
полюбила Россию всем сердцем и прошла по Русской земле как светлый
луч добра и милосердия, истово служа новому Отечеству до смертного
часа, до последнего вздоха, до своей трагической гибели. Современники
называли ее «Небочеловеком», «Белым ангелом Москвы». 4
Русская Православная Церковь причислила преподобную мученицу
Великую княгиню Елизавету Федоровну к лику святых.
«Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает
Господь, идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна
любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу послужить
Ему…»
Великая Княгиня Елизавета
Учитель: Сейчас Вашему вниманию представляем отрывок из пьесы
«Белый Ангел».
ВЕДУЩИЙ. Юная, девятнадцатилетняя Великая княгиня, едва
оказавшись в России, на своей новой родине, начала творить дела
милосердия. Сергей Александрович во всем поддерживал супругу. В
Ильинском была построена родильная больница, открыты: медицинский
пункт, в котором доктор вел прием местных жителей, и школа, где детей
обучали не только грамоте, но и различным ремеслам. Супруги
устраивали благотворительные концерты и базары, выручка от них шла
особо нуждающимся семьям. Ежегодно торжественно отмечались день
тезоименитства Елизаветы и день памяти преподобного Сергия
Радонежского, в честь которого был назван Великий князь. Кроме того, в
день Святого пророка Илии открывалась в селе Ильинском ярмарка, куда
съезжались крестьяне из окружных сел и деревень, ремесленники и
торговцы, выставляя свои изделия и продукты для продажи. На
центральной площади для детей сооружали качели и карусели,
устанавливали балаганы для приезжих артистов и фотографов.
Великий князь торжественно открывал ярмарку, и затем они вместе с
супругой обходили ряды, покупая и беседуя с каждым продавцом.
Следом несли корзины, которые быстро наполнялись купленными
продуктами, сувенирами и подарками для домочадцев. 5
Вечером при свете свечей и ламп начиналось гуляние: устраивались
представления, шуточные состязания и народные игры. До рассвета с
площади неслись звуки гармоники и балалайки, пение и пляски.
СЦЕНА 1
ВЕДУЩИЙ. Прошло четыре года, как Елизавета жила в России. Она уже
многое поняла, что раньше казалось ей странным или непривычным. Но
более всего Великую княгиню привлекло – Православие. Протестантство
уже не удовлетворяло духовные потребности ее естества. В
православных церквах, куда она ходила, сопровождая своего супруга,
Елизавета ощущала, что страстно желает стать рядом в молитве, подойти
к святой чаше и причаститься, разделив с любимым человеком его
радость. Сергей Александрович с детства был очень набожным
человеком и строго соблюдал все церковные каноны и порядки и,
разумеется, очень страдал, что Елизавета не может присоединиться к
нему. Но, несмотря на это, Великий князь ни словом, ни жестом никогда
не выказывал своего огорчения. Эта напряженная ситуация разрешилась
на Святой Земле, в Иерусалиме, куда супружеская чета совершила
паломничество. Поездка произвела такое огромное впечатление на
Елизавету Федоровну, что она твердо решила принять Православие. Но
все ее родственники, за исключением старшей сестры Виктории и
бабушки – Английской королевы Виктории, не поняли и не приняли
этого выбора Великой княгини.
На сцене ведется острое, болезненное обсуждение родственниками
решения Елизаветы изменить веру. Она пытается объяснить отцу, брату,
сестрам, бабушке причину своего шага. По мере обращения Елизаветы к
комулибо из них, эти действующие лица появляются на сцене.
ЕЛИЗАВЕТА за письменным столом, пишет письмо. 6
Елизавета – своему отцу Людвигу IV, великому герцогу Гессен
Дармштадскому:
«Дорогой мой Папа!
Самое любящее нежное спасибо за Ваши ласковые открытки и такое
дорогое письмо, которое я получила накануне Нового года… Как часто я
вспоминаю счастливые дни этой осенью в Ильинском и наши совместные
беседы!..»
Входит СЕРГЕЙ
СЕРГЕЙ (обнимает за плечи супругу). Ты занята?.. А я хотел тебе
почитать вслух.
ЕЛИЗАВЕТА (неохотно отрываясь от занятия). Что именно, дорогой?
СЕРГЕЙ. Новую вещь графа Толстого – «Крейцерова соната».
ЕЛИЗАВЕТА. Льва Николаевича?.. Ты же его не особенно жалуешь.
СЕРГЕЙ. Да, но вещь весьма сильная. Только что мне доставили.
ЕЛИЗАВЕТА. Может быть, отложим до вечера?.. Мне хотелось бы
закончить письмо папа.
СЕРГЕЙ. Уже соскучилась? Ведь недавно виделись, не наговорились?..
ЕЛИЗАВЕТА. Говорили о чем угодно, а о самом главном я так и не
решилась ему сказать.
СЕРГЕЙ. Интересно, о чем же?..
ЕЛИЗАВЕТА (после долгой паузы). Сергей, я решила принять
Православие. И хочу попросить благословение у отца.
СЕРГЕЙ (очень взволнованно). Что?!.. Элла, дорогая моя, любимая, ты,
наконец, решилась?!.. Когда?..
ЕЛИЗАВЕТА. Еще там, на Святой земле. Я более не могу лгать ни себе,
ни моей прежней вере, оставаясь внешне протестанткой, а всей душой
принадлежа Православной Церкви.
СЕРГЕЙ. Но почему… 7
ЕЛИЗАВЕТА (продолжая вопрос) ...я не сделала этого раньше? Я
боялась причинить боль своим родным. Боюсь, многие не поймут меня,
осудят, поднимут крик. Но и эту муку нет более сил терпеть.
СЕРГЕЙ (растроган, прослезился). Бедная моя, ангел мой, как же ты
страдаешь!.. Но как я несказанно рад! Как долго я ждал этого, порой
теряя всякую надежду. Благодарю тебя, родная моя! Иметь одну веру с
тобой – такое счастье!..
ЕЛИЗАВЕТА. Я решила написать им, моим дорогим, объяснить. Они
должны это узнать от меня, понимаешь?
СЕРГЕЙ. Понимаю. Ты взваливаешь на свои плечи крест Христов. Но
придется пройти через это, Элла, быть готовой к людским пересудам,
сплетням, наветам. Но как обрадуются император с императрицей, когда
узнают!
ЕЛИЗАВЕТА. Да, пожалуйста, сообщи Саше и Минни.
СЕРГЕЙ (целуя руку жене). Да пребудет Господь с тобою, милая.
(Уходит).
ЕЛИЗАВЕТА (снова берется за перо):
«…А теперь, дорогой Папа, я хочу чтото сказать Вам и умоляю Вас дать
Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое
благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в
последний раз… Я все время думала, читала и молилась Богу, указать
мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии
я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек
должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом
оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной Церкви по форме и
для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как мой муж
Я думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более
шести лет и зная, что религия найдена. Я так сильно желаю на Пасху 8
причаститься Святых Таин вместе с моим мужем… и не могу долее
откладывать это. Моя совесть мне этого не позволяет
Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она
Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются
одним из самых главных утешений этого мира? Пожалуйста,
протелеграфируйте только одну строчку, когда Вы получите это письмо.
Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому
что знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не
поймет этого шага. Ваша очень нежно любящая дочь».
ВЕДУЩИЙ. Но Елизавета не дождалась желаемой телеграммы, вместо
этого отец отправил ей письмо, которое заканчивалось словами: «Пусть
Бог тебя защитит и простит тебя, если ты поступаешь неправильно».
Было от чего прийти в отчаяние, но Великая княгиня, не смотря на
моральные страдания, не дрогнула. Церемония происходила под Вербное
воскресенье 25 апреля 1891 года. Принимая Православие, Элла не
захотела расстаться с именем Елизавета, которым она была наречена в
честь святой Елизаветы Тюрингенской. Она лишь избрала себе новую
небесную покровительницу – святую праведную Елисавету, мать святого
Иоанна Крестителя, память которой празднуется 18 сентября. Во время
Таинства, после Миропомазания, Император Александр III благословил
свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, которую
Елизавета Федоровна свято чтила всю жизнь. Первой, с кем Елизавета
поделилась своей радостью, была бабушка – королева Виктория.
СЦЕНА 2
Пасха, последняя в жизни Великой княгини, Матушки Елизаветы.
МарфоМариинская обитель. Звонят колокола.
ЕЛИЗАВЕТА (встала). Пробил час. (Перекрестилась). Откройте ворота. 9
Входят КОМИССАР и ДВА ЧЕКИСТА. Внимательно окинув взглядом
собравшихся, направляется прямиком к Великой княгине.
КОМИССАР (говорит с акцентом). Гражданка Романова? Елизавета
Феодоровна?
ЕЛИЗАВЕТА. Да, я – та, кого вы ищете.
КОМИССАР. Именем революции вы арестованы.
Сестры кинулись к Матушке. Громкие рыдания и крики огласили
обитель.
ЧЕКИСТЫ. Назад!.. (Стреляют в воздух). Молчать!..
КОМИССАР. Собирайтесь. В вашем распоряжении… (посмотрел на
часы) 30 минут.
ЕЛИЗАВЕТА. Но я должна сделать необходимые распоряжения,
попрощаться с больными, детьми, сестрами…
КОМИССАР. Не сметь возражать!..
ЕЛИЗАВЕТА (к собравшимся). Попрощаемся, гости дорогие. Простите
нас, и да поможет вам Бог!.. Катя, уведи детей. Варя, обойди палаты,
попроси всех, кто может ходить, собраться в церкви святых Марфы и
Марии. (Комиссару). Вы позволите?
КОМИССАР (раздраженно). У вас тридцать минут и не секунды
больше!..
На авансцене ЕЛИЗАВЕТА в окружении самых близких, своих
единомышленников.
ЕЛИЗАВЕТА. Вот и пришел час расстаться нам, мои родные, мои
любимые. Спасибо вам за то, что все эти годы вы были рядом, творя
милосердие, не думая о корысти или славе мирской. Спасибо и вам, отец
Митрофан, наш дорогой пастырь, без вашего чуткого, ласкового, но
строгого водительства не смогла бы наша обитель стать для десятков,
сотен страждущих надежным, теплым и гостеприимным домом. Прошу 10
вас и впредь не оставлять святой обители и служить в ней, пока будет
возможно. Родные мои, сплотитесь и будьте как одна душа все для Бога и
скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все».
Только не падайте духом, Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын
послал нам это испытание в день праздника. Теперь нам предстоит нести
общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест.
Постараемся быть достойными этой радости.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми
вами во Христе Иисусе. Аминь.
Снова раздались рыдания. Сестры припадали к ногам Матушки,
обнимая ее.
ЕЛИЗАВЕТА. Не плачьте, молитесь за меня, грешную, чтобы я была
достойна вернуться к моим деткам, чтобы мы все вместе думали, как
приготовиться к вечной жизни.
КОМИССАР. Кончай митинг!.. В машину! Ехать!..
ЕЛИЗАВЕТА. Еще пару минут, пожалуйста. Только переоденусь
(уходит).
ВЕДУЩИЙ. Увозили Великую княгиню чекистылатыши. Очевидно,
большевики побоялись поручить столь скандальнозверское дело
русским, москвичам, среди которых авторитет Елизаветы был так высок,
а любовь простого народа – безмерна. Опасаясь беспорядков в Москве,
Елизавету отправили как можно дальше, в глубь России.
18 июля 1918 года глубокой ночью недалеко от уральского города
Алапаевска Великую княгиню и девять ее спутников и родственников
живыми сбросили в старую шахту, первой столкнули прикладом в черную
яму Елизавету. Она молилась, повторяя: «Господи, прости им, не знают,
что делают!» Шахту закидали гранатами и подожгли. Умирали
страдальцы в страшных мучениях от жажды, истязаний и ранений. Но еще 11
сутки доносились изпод земли звуки Херувимской песни и молитв.
Когда извлекли тела мучеников из шахты, Елизавета Федоровна была
найдена с иконой Спасителя на груди, той, которой ее благословил
Император при переходе княгини в Православие. А пальцы правой руки
святой подвижницы были сложены для крестного знамения.
После отрывка из фильма «Иснасць» 32
Учитель: Все мы гости в нашем несовершенном мире. Здесь все
приходящее и радость, и скорбь и дни человеческие скоротечны. Но не
постижимы пути Господни. Узким и терпким путем Бог ведет человека к
бессмертию, святости, победе над смертью. Так пусть же не иссекают в
наших душах любовь, вера и надежда на безграничное милосердие Божье.
Учитель: Врачи и священники всегда несли людям мир и добро, поэтому
и заслужили любовь соотечественников на долгие века. В нашей же
работе мы хотим рассказать вам о человеке, сумевшим объединить эти
две профессии в одну…
Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий – доктор медицины,
профессор, духовный писатель, архиепископ Русской Православной
Церкви Лука, – родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи в семье
провизора Феликса Станиславовича ВойноЯсенецкого, представителя
обедневшего польского дворянского рода, и Марии Дмитриевны
Кудриной, воспитавшей детей в православных традициях, несмотря на
католическое исповедание своего супруга
Святой Лука Крымский, он принадлежит не к какойто далекой
эпохи. Это Святой нашего времени. Господь дает нам Святого человека,
который всего себя отдал людям. Его жизньэто поступки, которые не
понятны современному человеку. 12
Он земной, реальный мужчина. Отец четверых детей, муж, врач. В тоже
время я смотрю на икону и понимаю, что это…Он святой.
Он избавил тысячи людей от страданий. Был такой случай, когда
красноармеец отдавал салют ногами, которыми должны были отрезать.
Но Лука спас от ампутации. А сам прошел муки Ада в лагерях и ссылках.
Когда он терял сознания, его обливали холодной водой и волокли на
допрос. Он отказался от карьеры, от славы и денег. Сан принял в годы
самые гонения на Церковь. Это было равносильно – самоубийству.
Отрывок из фильма 11
Учитель: Он был священником, но при этом получил
«Сталинскую премию первой степени». Высшей награды не было в
Советском союзе. Он признан Святым, но попрежнему остается
уголовником, рецидивистом. До сих пор длится процесс реабилитации.
Предлагаем Вам познакомиться с отрывком из пьесы "Допрос святителя
Луки"
Отрывок из фильма 23
Учитель: В1930 год. Ташкент. Тюрьма. Большевики, в рамках
антирелигиозной истерии, решили сфабриковать уголовное дело
против хирурга и епископа ВойноЯсенецкого, обвинив его в убийстве.
Следователем оказывается бывший священник, ярый ненавистник
церкви. В финале, следователь силою молитвы фактически
воскрешает Войно...
Войно, закованный по рукам и ногам, сидит на табурете,
привинченном к полу, спит. Входит Мамонтов, с портфелем.
Подходит к Войно, кладёт руку на его плечо, трясёт.
Мамонтов
(заботливо) Арестованный, проснитесь. Ау… профессор… аушеньки,
батюшка. 13
Мамонтов бьёт Войно кулаком в ухо, одновременно поддерживая, не
дав упасть. Войно просыпается, тяжело поднимается на ноги,
вглядывается в Мамонтова.
Мамонтов
(проходит к столу) Я – следователь по вашему делу. Мамонтов Сергей
Ильич. (усаживается)
Вынимает из портфеля и кладёт на стол папку с документами,
резиновую дубинку, пишущие принадлежности.
Войно
Вы уже четвёртый следователь с начала допроса.
Мамонтов
(заполняет протокол) Тридцатое июля тридцатого года. Время начала
допроса… не подскажете, который час?
Войно
Полагаю ночь.
Мамонтов
Людям свойственно уставать. А работа следователя, поверьте, тяжёлый
труд. Не говоря о том, что многие из нас люди семейные. Забот, хлопот
множество. Это вас здесь окружают постоянным вниманием, поят,
кормят, разговорами развлекают. Курорт. И совершенно бесплатно.
Значит, вы не знаете, который час.
Войно
Я обязан ответить на этот вопрос?
Мамонтов
В следственном изоляторе не отвеченных вопросов быть не должно.
Войно
Мы знакомы? Мне показалось знакомым чтото в вашем взгляде, в
голосе… Виноват, гражданин следователь! Мамонтов
14
(взяв дубинку) Согласен. (подходит к Войно) Всякая вина виновата. А
твоей вине и прощения не придумано.
Мамонтов бьёт несколько раз дубинкой по различным местам
туловища Войно – тот, прикованный, сползает на пол.
Мамонтов
Германские коллеги презентовали. Резиновая, представляете! Из первой,
опытной партии. У нас таких не делают. Как вам заграничное изделие?
Знаете, что такое резина? А, ну, да, конечно. Если и не знали, то теперь
познакомились. Хотя вы же учёный. Я ж только вчера с поезда из
Берлина, по обмену опытом. (возвращается за стол) Фамилия, имя,
отчество? Встать! Встать, я сказал!
Войно
(силясь подняться) Войно, тире, Ясенецкий. Валентин. Сын Феликсов.
Мамонтов
Год и место рождения.
Войно
(силясь подняться) Родился двадцать седьмого апреля одна тысяча
восемьсот семьдесят седьмого года, в городе Керчь.
Мамонтов
То есть, полных пятьдесят три года. Немало для узника. Я даже сказал
бы: дополнительная ноша для сидельца. День рождения по старому
стилю?
Войно
(поднявшись) По новому.
Мамонтов 15
Так вы, я гляжу, в календарях не путаетесь. Отчего же не скажете,
который час? Вы поймите, это порядок такой – я должен внести время
начала допроса. Иначе, как мне его начать?
Войно
Родился в семье провизора Феликса Станиславовича ВойноЯсенецкого.
Мамонтов
Я же жду ответа на мой вопрос! (подбегает к Войно и вновь охаживает
того дубинкой) Со мной не забалуешь.
Войно
Четвёртый из пятерых детей. Принадлежу к древнему, знатному, но
обедневшему роду… (силится подняться)
Мамонтов
(смеётся) Упорствуем, профессор? Или геройствуем, святой отец?
Счастливая догадка: исполняем долг заключённого, обвиняемого в
убийстве!
Войно
Окончил медицинский факультет Киевского университета.
Мамонтов
(достаёт из кармана кителя ключ и отпирает замки на оковах
Войно)
Будет вам лежать, гражданин ВойноЯсенецкий, проявите уважение к
представителю власти, уж если не уважаете себя. Прекратите валяться на
грязном полу, в ногах, встаньте. (возвращается за стол) Потом
присаживайтесь к столу. Как только ваши руки отойдут от оков, вы
напишете чистосердечное признание. Вот бумага, вот ручка. Идите же
уже, несносный старик, я же жду.
Войно поднимается, присаживается к столу, массирует руки и ноги.
Отрывок из фильма 24 16
Вот такая была сложная и тяжелая судьба у Святого Луки. У него душа
была очень богатого человека. Он этим богатством делился с людьми.
Операцию он не начинал, не сделав крест на груди больного.
Отрывок из фильма 22
Последние дни были полны напряженной работы. Но, не смотря на свою
слепоту, ведет занятия со студентами Киевского медицинского
института и попрежнему консультирует больных, читает службу в
церкви.
Фильм четвертый «Святой Лука»00.05.18
Запись голоса Святого Луки 1956г. «Братья и сестра, будем
достойны…»
Прошел месяц с того дня, когда он отметил восьмидесяти четырех летие,
Святой с каждым днем чувствовал себя плохо. Последнию леторгию
архипископ Лука отслужин на Рождество, произнес проповедь, в
Прощеное Воскресенье.11 июня 1961 года Святого врача не стало. Он
умер тихо без стона. Этот человек стал легендой 20 века, известный
хирург, выдающийся православный архиерей. Белый халат и черная ряса
оставалась с ним до конца дней. Он мог отказаться от денег, славы,
комфорта, но отступить от своего Пути, никогда.
Отрывок из фильма 25
В марте 1996 года его останки признаны Церковью признаны
Святыми мощами и перенесены с городского кладбища в Свято
Троитский кафедральный собор.
К Святому Луке обращаются с молитвами тысячи людей во многих
уголках мира. Ведь сегодня он так нужен нам…..
(Ученик читает Молитву святителю Луке, архиепископу
Симферопольскому) 17
«О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, припадая к
тебе, якоже чада отца молим тя: услыши нас грешных и принеси молитву
нашу к милостивому и человеколюбивому Господу, Ему же ты ныне в
радости святых и с лики ангел предстоиши. Испроси у Христа Бога
нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия. Всем
нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к
вечному спасению полезная. Скорбящим утешение, недугующим
исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем
благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым
и убогим помощь и заступление. Подаждь нам твое благословение, да
избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений,
ересей и расколов. Настави нас на путь спасения и моли о нас Бога, в
вечней жизни да сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную
и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Ему же подобает
всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.»
Учитель: Нас, людей, разделяют расстояния, границы, язык. Но нас
объединяет Церковь, в лоне церковном преодолеваются все различия,
расстояния и границы. И святым они не преграда, ибо святые
наднациональные, они выше расовых различий. Они не делают
дискриминаций и не лицеприятствуют. Ныне святые новомученики и
исповедники Российские почитаются не только в Православии, но и во
всем христианском мире они вызывают почтительное уважение за свое
твердое и непоколебимое сопротивление злу и насилию.
Список литературы
1. Блохина Н.Н.,Калягин А.Н. Врачеватель тела, души и
духа.//Сибирский медицинский журнал.Иркутск.2007. 18
2. Богомолов Б.П.,Светухин А.М. Валентин Феликсович Войно
Ясенецкий .М:Медиа Сфера,2008.
3. Никитин В.А. .Несгибаемый страстотерпец //Слово 2001.
4. Ресурсы Интернета.
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Литературно-музыкальная композиция " ТАКИХ РОЖДАЕТ ВЕРА НАША"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.