Литературно-музыкальная композиция: «Дети войны» была подготовлена к празднованию Дня Победы.
Рассчитана на средний и старший возраст учащихся. Цель - показать тяготы войны, как они отразились на самых беззащитных - детях. Одна из задач - Воспитание любви к Родине,а также умения сострадать.
1 ведущий
Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли – двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду…
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
2 ведущий
Они встречали войну в разном возрасте. Ктото совсем
крохотным, ктото подростком. Ктото на пороге юности.
Война застала их в столичных городах и маленьких
деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском
лагере, на переднем крае и в глубоком тылу…
1 ведущий
А буквально накануне, 21 июня, во многих школах был
выпускной. И звуки чарующего вальса кружили
одноклассников…
ВАЛЬС 11 КЛАССА.
2 ведущий ( ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ)
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
1ПЕСНЯ «ДЕТИ ВОЙНЫ».
1 ведущий
1 ведущий
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
2 ведущий
Она молчит, о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет….
Сценка «Мама».
Инсценировка.
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в
старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует
табурет.( 6 кл.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А главное фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
2Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала
ей.
Сестра: Но мама больше не пришла домой
Настигла пуля её вражеская
Мы не увидели её живой.
1 ведущий
Но даже в эти чёрные дни дети оставались детьми. Им
хотелось хоть чуточку отвлечься от горя и страданий…
ТАНЕЦ «ИГРУШКИ».
2 ведущий
И как все взрослые, дети очень ждали весточки с фронта…
ПЕСНЯ «Фронтовые письма».
31 ведущий Дети и война – нет более ужасного сближения
двух противоположных вещей на свете...
2 ведущий Дети и война... Для когото это блокадный
Ленинград, для кого – сиротское детство.
Звучит музыка . Выходят ученики, играющие
беспризорников. Садятся в круг, играют в карты.
Жора – Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел –
кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей
лопнуть!
Миша Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх
тормашками вместе со своими крестами навернулась. Эй,
ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой
бубен кроет?
Жора Все, надоело мне играть.
Миша Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то
очень... есть охота, а ребят еще нет.
Заика Ддаай и мне ккурнуть.
Миша Мал еще, подрасти маленько.
Жора Тише, ребята, Васек идет.
4Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку
малыша.
Вася Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У
него мамку убили фашисты, он целый час молчит и плачет.
Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята,
что сегодня сделали?
Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.
Вася Снова ты, Жорка, украл у какойнибудь зазевавшейся
бабульки?
Жора Что я для себя что ли свистнул? Для вас же
старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на
базаре вещи продавал. Подумаешь, спер...Эх ты...
Миша А я во... что в карты выиграл! Показывает веревку с
баранками.
Вася Врешь Мишка! Тебе в карты ни за что не выиграть.
Миша Что, я вру?!.. Я вру?!.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за
то, что я ему три ведра воды для раненых солдат принес и
дров наколол.
Вася Хорошо, верю. А ты, Заика, что принес?
5Заика Уу мменя ттолько ээто. Я за ггородом отткоп
пал. Показывает несколько картофелин.
Вася Хорошо, Заика, не напрягайся, мы все поняли. А ты,
Хромой?
Хромой А у меня только одна луковица и две картошки.
Вася Что же ты милостыню плохо просил, не жалостливо.
Не в голосе был что ли?
Хромой Да просить не у кого было: бабы все худые да
костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных
детей.
Вася Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?
Поэт А я не смог ни чего принести.
Миша Ты что, изверг, сделал? Опять стишки свои кропал?
Да?
Жора Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка
безродная, самый хитрый?
Хромой Он нас своими стихами кормить будет.
Миша Иди подобрупоздорову отсюда, а то побью.
Вася Ладно, ребята, оставьте... Завтра покрутится, больше
принесет. Правда, Поэт?
Поэт – (бурчит) Завтра видно будет.
6Василий Картошку кинем в ведро, до утра дойдет в углях,
а остальное сейчас съедим.
Поэт Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите
послушать? Лежим. Не пропадем авось.
Темно на белом свете.
Пронизывает нас насквозь
Осенний черный ветер.
А обувь мокрая. Она
Дрожь вызывает в теле.
Как лед, земелька холодна,
Аж руки онемели.
Мечты о мире, словно сны,
Витают, согревая,
И на мгновенье – нет войны,
А только жизнь простая.
Жора Точно, Поэт, о нас все написал!
Миша Ага! Хорошее стихотворенье!
Вася Молодец, Поэт! Прощаем тебя. Стихи про нас.
Правда, ребята?
7Дети Ага, точно, да, про нас, хороши...
Вася Ладно, босяки, пошли спать.
Звучит музыка. Дети замирают, выходят ведущие со
свечками.
1 ведущий
Но сколько их не вынесло голода!
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
2 ведущий
Не выговорить нет мочи! –
Беспризорных детей число,
Чьи жизни в те черные ночи,
В те страшные дни унесло.
Дети спускаются и оставляют конфеты у «придуманного»
памятника.
1 ведущий
8В суровые годы войны школьники работали на военных
заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах,
ухаживали за ранеными в госпиталях.
2 ведущий
В нашем городе тоже были госпитали. И мы, чтобы
поддержать раненых, были там частыми гостями.
ИГРА НА БАЯНЕ.
ТАНЕЦ «ШКАТУЛКА».
1 ведущий
А вот что вспоминает Трофимов Борис Павлович,
Почётный гражданин города Бологое, Почётный
железнодорожник СССР,
2 ведущий
… которому на начало войны было всего 6 лет…
ученик
1. Можно нарисовать войну…
2. Можно нарисовать цветок…
1. Можно и тишину…
2. А можно воды глоток.
1. Любую краску взять можно…
2. И радугой землю разрисовать…
1. Но если чёрную, то возможно…
2. В мире друг друга нам потерять.
1. Я – нарисую яркое солнце…
2. Я – нарисую синее небо…
1. Она нарисует свет в оконце…
2. Она нарисует колосья хлеба…
1. Мы нарисуем зелёные листья…
2. Мы нарисуем цветную мечту…
91. И зачеркнём нашей общей кистью
ВМЕСТЕ: Выстрелы, взрывы, огонь и войну!
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ «Пусть всегда будет солнце».
10