Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с творчеством А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина. Восприятие стихотворений поэтов происходит через сопоставление их с музыкальными и живописными произведениями П. И. Чайковского, И. И. Левитана. Материал способствует формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету, развитию навыков выразительного чтения, содействует эстетическому воспитанию школьников. Композиция сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point
Сценарий литературно-музыкальной композиции..doc
МОУ Бутаковская ООШ
литературно-музыкальной композиции
Сценарий
(Осень в изображении русских поэтов,
художников, музыкантов)
Учитель русского языка и
литературы
- 1 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева,
И.А.Бунина, а также с музыкальными и живописными произведениями
П.И.Чайковского и И.И.Левитана;
вызвать интерес к личности и творчеству поэтов, художников и
композиторов
Развивающая:
сопоставить взгляды поэтов с проблемами сегодняшнего дня.
Воспитывающая:
создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и
музыки.
Литературномузыкальная композиция знакомит учащихся с творчеством
А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина. Восприятие стихотворений поэтов
происходит через сопоставление их с музыкальными и живописными
произведениями П. И. Чайковского, И. И. Левитана. Материал способствует
формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету,
развитию навыков выразительного чтения, содействует эстетическому
воспитанию школьников.
Композиция сопровождается мультимедийной
презентацией в Power Point (Приложение 1).
На сцене стол, на котором лежат листы бумаги, стоят в подсвечнике горящие
свечи, чернильный набор. В кресле сидит участник, исполняющий роль
А. С. Пушкина.
Учитель русского языка и
литературы
- 2 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Звучит романс на стихи С. Есенина «Отговорила роща
золотая».
Слайд № 1.
1 ведущий:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …
Слайд № 2.
1 ведущий. Вы, конечно, все узнали пушкинские строки. Сегодня мы будем
говорить, наверное, о самом прекрасном времени года, и о том, как изображают
осень в своих произведениях поэты, художники, музыканты.
Слайд № 3.
2 ведущий. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие
писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты
русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим
пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени это унылый пейзаж,
осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету.
Именно таким увидел это время года композитор Пётр Ильич Чайковский.
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
1 ведущий. Грустное это время – осень. «Осенняя песнь» тоже грустная.
Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.
Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь,
разлиться легко и свободно … и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется
человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт – и снова падение.
Учитель русского языка и
литературы
- 3 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Ещё, ещё – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от
тоски и непонятной обиды … Второй голос, более уверенный, уговаривает,
успокаивает, утешает.
2 ведущий. П. И. Чайковский нашёл для этой пьесы удивительную по своей
певучести мелодию. В ней слышатся падающие капли дождя, опадающие
листья, устилающие ковром землю, склоняющиеся под порывами ветра ветви
деревьев, угасающие, слабые лучи солнца.
Вслушиваясь в «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, мы чувствуем, что для
композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его
мелодия. Но это ещё и сказочная красота золотого багрянца осени и её
таинственная прелесть.
1 ведущий. Осень – пора плодотворная и творческая для натур, наделённых
особым поэтическим даром. Почемуто именно в это время года появляются на
свет самые пронзительные и проникновенные строки.
Слайд № 4. А. С. Пушкин (читая, пишет):
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора …
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин», IV глава)
«У нас осень, дождик шумит, ветер шумит, лес шумит, шумно, а скучно, »
писал А. С. Пушкин в Михайловском.
Слайд № 5. Демонстрируется изображение села Михайловского.
Учитель русского языка и
литературы
- 4 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
2 ведущий. Впервые Пушкин приехал в Михайловское в 1817 году. Рощи
встретили его приветливым шумом. Воздух был густо напоён хвойным ароматом.
В Михайловском недавний лицеист наслаждался деревенской свободой. Дни
напролёт бродил он по полям и лесам, ездил верхом.
Сколько раз ещё приедет Александр Сергеевич в Михайловское, проведёт
здесь долгие годы заточенья, одиночества! Сколько раз вдохновит Михайловское
поэта на создание прекрасных произведений!
Поэт любил гулять в уединённой липовой аллее. Во время прогулок рождались
творческие замыслы, возникали образы его будущих героев. Он наблюдал, как
осыпается с деревьев листва, как её уносит ветром …
А. С. Пушкин:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор …
(А. С. Пушкин «19 октября»)
1 ведущий. В Михайловском в разное время года всегда было прекрасно, но
больше всего поэт любил осень. Осень – самое любимое время года Пушкина.
А. С. Пушкин: «Осень подходит. Это любимое моё время: здоровье моё
обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт … Еду в
Болдино … Бог весть, буду ли я там иметь время и душевное спокойствие, без
которого ничего не произведёшь».
1 ведущий. Это письмо Пушкин написал другу Петру Александровичу Плетнёву
31 августа 1830 года. В Болдине поэт собирался пробыть недолго, ехал для
того, чтобы устроить имущественные дела – вступить во владением имением. В
первых числах сентября Пушкин был уже в Болдине.
Учитель русского языка и
литературы
- 5 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
2 ведущий. В Болдине поэт жил один в большом доме с дощатой крышей. За
частоколом, окружавшем двор, унылая деревня с избами, крытыми соломой и
тёсом, никаких соседей помещиков, полное одиночество.
Слайд № 6. Демонстрируется изображение села Болдина.
А. С. Пушкин: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази:
степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши
дома, сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе приготовлю всячины,
и прозы и стихов!» так писал поэт П. А. Плетнёву.
2 ведущий. Обстоятельства сложились так, что вместо предполагаемого месяца
Пушкину пришлось прожить в Болдине всю осень.
Пройдут годы, и болдинская осень войдёт в историю как один из высочайших
взлётов русской поэзии. Того, что было написано им за три месяца в Болдине,
хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические
статьи, сказки и письма.
Слайд № 7.
1 ведущий. До поздней ночи горела свеча в окне болдинского дома, легко и
свободно ложились на бумагу строки. Да какие строки!
А. С. Пушкин:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
…
И с каждой осенью я расцветаю
вновь …
И забываю мир – и в сладкой тишине
Учитель русского языка и
литературы
- 6 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Я сладко усыплён моим
воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
(А. С. Пушкин «Осень»)
1 ведущий. Пушкину придётся ещё дважды побывать в Болдине – в 1833 и
1834 годах. Будут впереди ещё несколько лет жизни, будут написаны ещё многие
прекрасные произведения, но другой такой болдинской осени, озарённой могучим
творческим подъёмом, в его короткой жизни уже не будет.
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
Сухая, звенящая осень
Касается щёк, точно жесть,
Листами, которые сносит
На травы, которым не цвесть.
Уже под ногой каменеет
Песок опустевших аллей.
Но зрелым спокойствием веет
От вечно прямых тополей.
И в рыжей, вот в этой метели,
Я думаю только о том,
Как в Болдине листья летели
В бессмертие – лист за листом.
(В. Соколов)
Слайд № 8.
1ведущий. А сейчас давайте обратимся к творчеству замечательного художника,
«певцу русской осени» это Исаак Ильич Левитан.
Учитель русского языка и
литературы
- 7 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим
ученикам: «Больше любви, больше поклонения природе!»
Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал
наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета.
Наверное, совсем не случайно именно о Левитане, его работах большой
художник и мудрый человек К. Ф. Юон както сказал: «Великий поэт
природы».
Друзья, знатоки и любители искусства поражались его мастерству, его
виртуозности отбирать нужные краски, а главное – умению показать «то
скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, его душу,
его очарование».
2ведущий. Осень для Левитана – самая волнующая пора. Осеннее убранство
деревьев вызывало у него особое состояние. При одном только взгляде на
залитые оранжевыми красками леса он преображался, приходил в своё
тревожное, взбудораженное состояние.
Мы знаем множество картин, этюдов, навеянных осенними мотивами. Левитан
создал около ста картин осени.
Слайд 9.
2 ведущий. "Левитанская осень" стала нарицательным понятием: червленое
золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся
в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки. В
творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью,
тревогой и одиночеством.
Давайте пристальнее вглядимся в полотна художника и вспомним
замечательные стихотворения русских поэтов.
Слайд № 10. Демонстрируется картина И. И. Левитана «Осенний день.
Сокольники».
Учитель русского языка и
литературы
- 8 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
1ведущий: «Осенний день. Сокольники» первая картина Левитана, на которой
он изобразил осень. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он
написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина
Левитана, где был изображён человек.
Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далекодалеко в сосновый бор
уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали
землю жёлтыми, золотыми, коричневыми листьями.
Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в чёрном,
одиноко идущей по ворохам опавшей листвы.
Художник сумел наполнить свою картину элегическипечальным чувством
поэзии осеннего увядания и человеческого одиночества.
Невольно вспоминаются поэтические строчки Ф. И. Тютчева (читает наизусть
ученик):
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И всё для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно …
Ф. И. Тютчев «Н. И. Кролю»
Слайд № 11.
Демонстрируется картина И. И. Левитана. «Осень.
Мельница».
2 ведущий. Эта картина была написана художником в 1888 году в небольшом
волжском городке Плёсе, ставшем для Левитана своеобразным «Болдиным».
Учитель русского языка и
литературы
- 9 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Здесь были созданы многие полотна художника. Среди них и «Осень.
Мельница».
Древними поверьями веет от этой картины. Таинственная
мельница,
окружённая молчаливым лесом в осеннем убранстве … Жемчужно струящийся
ручей …
Вот как это место изобразил А. С. Пушкин:
Октябрь уж наступил – уж роща
отряхает
Последние листы с нагих своих
ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога
промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей
…
Слайд № 12. Демонстрируется картина И. И. Левитана «Поздняя осень».
1 ведущий. Поздняя осень. Серый пасмурный день. Серое небо. Серая гладь
реки. На берегу стоят одинокие берёзки, уже почти осыпавшие свою листву.
Лишь коегде
… на ветке обнажённой
Трепещет запоздалый лист!
А. С. Пушкин
Слайд № 13. Демонстрируется картина И. И. Левитана «Озеро. Русь».
2 ведущий. Прозрачный осенний день. Воздух упруг и чист. Облака, словно
пена, плывут по небу и таким же лёгким мерцающим отражением придают
воде загадочный оттенок. Прибрежные берёзовые рощи, неказистые крестьянские
избы, дальние церквушки в зелени… Да, эти места похожи на сказку!
Учитель русского языка и
литературы
- 10 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день
создаётся благодаря «бурлению» красок в изображении золота листвы, яркой
зелени озимей, тёмной сини неба и реки.
Поэтический пейзаж к этой картине Левитана – строчки Ф. И. Тютчева
(ученик читает стихотворение):
всём,
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.
Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени
первоначальной…»
Слайд № 14. Демонстрируется картина И. И. Левитана «Золотая осень».
1 ведущий. Левитан создал чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками
«осеннюю сюиту». Но, пожалуй, наиболее популярна среди всех этих работ именно
эта картина, отличающаяся необыкновенной яркостью.
Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной
воде отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега,
красноватые ветки кустарника. Сразу вспоминаются поэтические строки И. А.
Бунина.
Учитель русского языка и
литературы
- 11 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
Ученик наизусть читает отрывок из стихотворения И. А. Бунина
«Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
2 ведущий. Левитановская осень – праздник золота и синевы, радостный
праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания!
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …
1ведущий.
В своих произведениях А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин,
Учитель русского языка и
литературы
- 12 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
П. И. Чайковский, И. И. Левитан открыли нам свою душу, запечатлев в них
безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени.
Все они посвоему изображают это время года, но все восхищаются красотой
осенней природы. Во всех произведениях слышатся радость и в то же время
и щемящая грусть.
Слайд № 15.
Литература:
1. Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов – классиков. – М.:
Детская литература, 1989.
2. Читаем, учимся, играем. – М.: «Либерия», 1995, выпуск 8.
3. Читаем, учимся, играем. – М.: «Либерия – Бибинформ», 1998, выпуск 6.
Учитель русского языка и
литературы
- 13 -
Моисеенко Ирина Николаевна МОУ Бутаковская ООШ
4. Осокин В. Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Государственное
издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1963.
5. Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. – М.: Искусство, 1974.
6. Прытков В. А. Левитан. – М.: Издательство Академии художеств СССР,
1960.
7. Пророкова С. А. И. И. Левитан. – Киев, «Радянська школа», 1990.
8. Прибегина Т. А. П. И. Чайковский. – М.: Издательство «Музыка», 1983.
9. Рапацкая Л. А., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. –
М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
Учитель русского языка и
литературы
- 14 -
Моисеенко Ирина Николаевна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.