Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой
Оценка 4.6

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
10 кл
26.09.2017
Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой
Марина Цветаева родилась в семье известного искусствоведа и филолога, основателя Московского музея изящных искусств, профессора Ивана Владимировича Цветаева. Ее отец был личностью примечательной: ученый, профессор, педагог, директор Московского Румянцевского и публичного музеев, знаток языков и литературы, — этот перечень не исчерпывает занятий и интересов Цветаева. В главном деле жизни Цветаева — создании музея изящных искусств — принимала участие вся семья, прежде всего, его жена и друг Мария Александровна, три дочери, сын (Марина и Анастасия — от второго брака, старшие дочь и сын — от первого брака).В своем автобиографическом очерке «Мать и музыка» Цветаева говорит о педагогическом таланте своей матери: «Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося: «молодец!», холодно прибавляла: «Впрочем, ты не при чем. Слух — от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я — не при чем, что слух — от Бога. Это меня охранило и от самомнения, и от самосомнения, от всякого, в искусстве, самолюбия, раз слух — от Бога».
Литературно-музыкальная композиция.doc
Ильиных Г.В. Литературно­музыкальная композиция,  посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой 1 – 2 слайды Чтец:  Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.  16 авг. 1916 3­ 4 слайды 1 ведущий:  Марина Цветаева родилась в семье известного искусствоведа и  филолога, основателя Московского музея изящных искусств, профессора  Ивана Владимировича Цветаева. Ее отец был личностью примечательной: ученый, профессор, педагог,  директор Московского Румянцевского и публичного музеев, знаток языков и  литературы, — этот перечень не исчерпывает занятий и интересов Цветаева. В главном деле жизни Цветаева — создании музея изящных искусств —  принимала участие вся семья, прежде всего, его жена и друг Мария  Александровна, три дочери, сын (Марина и Анастасия — от второго брака,  старшие дочь и сын — от первого брака). 2 ведущий:   «Отношение к строящемуся музею было разное. Помню известного  московского педагога Вахтерова, в 1909 году говорившего мне, тогда —  гимназистке: «Зачем музей? Сейчас нужны лаборатории, а не музеи, родильные дома, а не музеи, городские школы, а не музеи. Ничего! Пусть  строят! Придет революция, и мы, вместо всех этих статуй, поставим койки. И  парты. А что строят — ничего. Стены нам пригодятся». В общем,  интеллигенция и молодежь относились равнодушно, и отец в своем деле (как  каждый любящий — в своем!) был одинок. Но он этого не замечал — или  миновал. Зато как же он радовался малейшему сочувствию, малейшему  «музейному» вопросу, как охотно сам путеводил...» («Лавровый венок  (Памяти профессора И.В. Цветаева)»). 1 ведущий:  Отец ввел детей в мир искусства, знакомил с историей, филологией и  философией. «Споры филологов из папиного кабинета, как мамин рояль...,  питали детство, как земля питает росток», — писала Марина Цветаева. Споры филологов — отец. Музыкальные впечатления — мать, Мария  Александровна. Она была разносторонне одаренным и высокообразованным  человеком. «От матери я унаследовала музыку, Романтизм и Германию.  Просто — Музыку. Всю себя», — пишет Марина Цветаева («О Германии»,  1919). 2 ведущий:  В своем автобиографическом очерке «Мать и музыка» Цветаева  говорит о педагогическом таланте своей матери: «Слуху моему мать  радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося:  «молодец!», холодно прибавляла: «Впрочем, ты не при чем. Слух — от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я — не при чем, что слух — от Бога.  Это меня охранило и от самомнения, и от самосомнения, от всякого, в  искусстве, самолюбия, раз слух — от Бога». 5 слайд 1 ведущий:  Марина Цветаева родилась в Москве.Трогательное название ее  стихотворения «Домики старой Москвы» передает искреннюю любовь к  старинному городу — городу её детства. Москва для нее — Страстная  площадь и «Памятник­Пушкина» — так его называла маленькая Марина —  любимое место детских прогулок, Музей изобразительных искусств на  Волхонке, который основал ее отец, сорок сороков золотых церквей и дивное  московское небо. Московская тема наравне с русской, российской  присутствует во многих ее стихах. 6 слайд Чтец: ДОМИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы, Точно дворцы ледяные По мановенью жезла. Где потолки расписные, До потолков зеркала? Где клавесина аккорды, Темные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых воротах, Кудри, склоненные к пальцам, Взгляды портретов в упор... Странно постукивать пальцем О деревянный забор! Домики с знаком породы, С видом её сторожей, Вас заменили уроды Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы. 7 слайд 2 ведущий:  Весной 1911 года девятнадцатилетняя Марина Цветаева в Крыму, в  Коктебеле, живя у Максимилиана Волошина, старшего, верного друга,  благословившего ее на путь поэзии, встретилась с Сергеем Эфроном. Сергей  Эфрон был круглым сиротой, сыном революционных деятелей, близким к  народническим кругам, — на год моложе ее. С этого момента кончилось  отрочество и началась «блаженная юность». 8 слайд 1 ведущий:  В январе 1912 года Цветаева вышла за Эфрона замуж. В сентябре 1912  года у Цветаевой родилась дочь Ариадна — Аля, затем дочь Ирина и сын  Георгий — Мур. Любовь Цветаевой и Эфрона и счастлива, и трагична. Сергей Эфрон  участвовал в белом движении, затем, в эмиграции, так тосковал по Родине,  что стал членом «Союза возвращения на родину». В 1939 году, уже в России,  был арестован. Стихи Цветаевой о любви прекрасны, щемяще взволнованны и часто  печальны... 9 слайд Звучит романс Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? — Чья победа? —  Кто побежден? Всё передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, Была ль любовь? Кто был охотник? — Кто — добыча? Всё дьявольски­наоборот! Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот? В том поединке своеволий Кто в чьей руке был только мяч? Чье сердце — Ваше ли, мое ли Летело вскачь? И все­таки — что ж это было? Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль? 23 октября 1914 10 слайд Чтец: Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно —  Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой  Брести с кошелкою базарной  В дом, и не знающий, что —мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной ­ непременно ­  В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично — на каком Непонимаемой быть встречным! 11 слайд 2 ведущий:  В каждом луче света, в каждой дождинке, льдинке, снежинке Марина  Цветаева черпала вдохновение. Об этом говорят циклы стихов: «Облака»,  «Деревья», «Ручьи», «Сугробы» и даже «Куст» и «Овраг».  Ее одинаково  вдохновляли комета, солнце, морская раковина, яблонька, бузина, рябина,  августовские астры и спелая рожь... Чтец: (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все — равны, мне всё — равно, И, может быть, всего равнее –   Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где­то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё — равно, и всё — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина... М. Цветаева 12 – 13 слайды 1 ведущий:  Автобиографический очерк «Мой Пушкин» был написан в 1936 году, в  преддверии 100­летия со дня гибели великого поэта. У Цветаевой действительно Пушкин — «свой», особый, не как у всех.  Во­первых, с самого детства помнятся прогулки к «Памятник­Пушкину». Так  говорила няня, и два слова слились для маленькой Марины неразрывно. Во­ вторых, Пушкин — славный, веселый и добрый — убит. Прочитанный рано­рано «Евгений Онегин» с «бедной Таней» — это  «урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок  одиночества. У кого из народов такая любовная героиня: смелая — и достойная,  влюбленная — и непреклонная, ясновидящая — и любящая». 14 слайд 2 ведущий:  Марина Цветаева чувствовала себя очень органично в поэтической  среде того времени. У Брюсова она ценила волшебство («Волшебство в стихах Брюсова»),  поэзию Пастернака сравнивала со световым ливнем («Световой ливень, или  поэзия вечной мужественности»). Стихотворения Цветаевой, посвященные Александру Блоку, «нежному  призраку, рыцарю без укоризны», Анне Ахматовой, «златоустой Анне всея  Руси», Осипу Мандельштаму («Из рук моих — нерукотворный град прими,  мой странный, мой прекрасный брат») — проявление бескорыстного  восхищения истинного поэта товарищами «по чувствам, по перу». 15 слайд 1 ведущий:  А так трогательно, как о Блоке, Цветаева не отзывалась ни о ком: Чтец: Стихи к Блоку Имя твоё — птица в руке, Имя твоё — льдинка на языке, Одно­единственное движенье губ. Имя твоё — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твоё, — ах, нельзя! —  Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое ­ поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим — сон глубок. 15 апреля 1916 16 слайд 1 ведущий: В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в  приюте в возрасте 3­х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой  очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии Марина жила в  Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов  «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Чтец: * * *  Орел и архангел! Господень гром! Не храм семиглавый, не царский дом Да будет тебе гнездом. Нет, — Красная площадь, где весь народ! И — Лобное место сравняв — в поход: Птенцов — собирать — сирот. Народ обезглавлен и ждет главы. Уж воздуху нету ни в чьей груди. Архангел! — Орел! — Гряди! Не зарева рыщут, не вихрь встает, Не радуга пышет с небес, — то Петр Птенцам производит смотр. 7 мая 1918, третий день Пасхи    17 слайд 2 ведущий:  В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за  границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым  офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В  Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1925 году  после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на  Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из­за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и  участвовал в заговоре. Чтец: И — набережная. Воды Держусь, как толщи плотной. Семирамидины сады Висячие — так вот вы! Воды (стальная полоса Мертвецкого оттенка) Держусь, как нотного листка — Певица, края стенки — Слепец... Обратно не отдашь? Нет? Наклонюсь — услышишь? ельницы жажд Всеутолит Держусь, как края  крыши Лунатик...     Но не от реки Дрожь, — рождена наядой! Реки держаться, как руки, Когда любимый рядом — И верен...      Мертвые верны. Да, но не всем в каморке... Смерть с левой, с правой стороны — Ты. Правый бок как мертвый. Разительного света сноп. Смех, как грошовый бубен. — Нам с вами нужно бы...       (Озноб) — Мы мужественны будем? Звучит отрывок из «Реквиема» Моцарта. 1 ведущий: С 1930­х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. 2 ведущий: Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой  единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может  работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын,  ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы  медленно умираем от голода. (Из воспоминаний Марины Цветаевой) 1 ведущий: В 1939 году Цветаева вернулась из эмиграции вслед за мужем и  дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево. 27 августа была  арестована дочь Ариадна,10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей  Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий  реабилитирована в 1955 году. 2 ведущий: Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа  была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в  эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в  городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились  эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и  оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в  качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа  1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в  Чистополь. 18 слайд 1 ведущий: 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством, оставив три записки:  тем, кто будет её хоронить.  Звучит песня: Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли.  Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос.  И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все ­ как будто бы под небом И не было меня!  Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой.  Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе... ­ Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле!  К вам всем ­ что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?!­ Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви.  И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто ­ слишком грустно И только двадцать лет,  За то, что мне прямая неизбежность ­ Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид,  За быстроту стремительных событий, За правду, за игру... ­ Послушайте!­ Еще меня любите За то, что я умру. При составлении сценария использованы материалы сайтов:  http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_ %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_ %D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 http://library.vladimir.ru/stixi/cvetaeva19.htm

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой

Литературно - музыкальная композиция о Марине Цветаевой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2017