Литературно-музыкальные гостиные
Оценка 4.8

Литературно-музыкальные гостиные

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
музыка +1
8 кл—11 кл
11.07.2019
Литературно-музыкальные гостиные
Форма музыкально-литературной гостиной способствует формированию личности школьника, готовности его жить в новом мире, учит современным формам общения. Учащиеся приобретают опыт сопричастности, опыт переживания сильных эмоций. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности..Гостиные развивают желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.
конференция о гостиных.docx
Театральная педагогика: литературно­музыкальные гостиные Н.В.Зернова  –учитель   русского  языка   и  литературы  ГБОУ  Гимназия  №  63  Калининского района Санкт­Петербурга Т.В.Гуляева – учитель музыки ГБОУ Гимназия № 63 Калининского района Санкт­Петербурга Воронина Л.Ю. ­ учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 63 Калининского района Санкт­Петербурга И иду я По этому миру. Я хочу отыскать эту лиру, Или — как там зовется он ныне — Инструмент для прикосновенья Пальцев, трепетных от вдохновенья.                                                     Л.Мартынов       Есть   в   нашей   гимназии   хорошая   традиция   –   литературно­музыкальные   гостиные. Подготовкой и организацией таких праздников мы занимаемся около десяти лет. Нас, тех, кто стоял у истоков гостиных – трое:  учителя литературы  ­ Л.Ю.Воронина, Н.В.Зернова и учитель   музыки   –   Т.В.Гуляева.   Мы   –   классные   руководители,   и   в   этих   программах участвовали,  прежде всего,  наши воспитанники.   Невозможно представить мир без музыки, живописи, поэзии, книг. Эмоции и чувства сопровождают   человека   всю   жизнь.   Взаимодействуя   с   внешним   миром   и   с   самим   собой, каждый человек постоянно переживает разные эмоции и чувства: горе и радость, удивление и равнодушие, любовь и ненависть, отчаяние и восторг, разочарование и удовлетворенность. У каждого человека есть что­то, что ему дороже всего, что он считает самым главным в своей жизни. Иногда это предметы, чаще люди и, конечно, этические понятия – свобода, жизнь, любовь, справедливость. А   форма   музыкально­литературной     гостиной   ,как   нам   кажется,   способствует формированию личности школьника, готовности его жить в новом мире, учит современным формам общения. Поэтому   темы   гостиных   всегда   разнообразны:  гражданская   лирика,   философская поэзия, пейзажная лирика, стихи о дружбе и любви, баллады, стихи­песни. Весь "литературный материал", который дети "пропускают через себя", нравственно­ ориентированна   высшие   человеческие   ценности.   Таким   образом,   подросток   одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др.Такприобретается опыт сопричастности, опыт переживания сильных эмоций.Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать   книги,   участвовать   в   театрализованных   представлениях,   пробуждает   интерес   к родному слову. Литературно­музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как личностноформирующий фактор  отношения к слову; формирование   языковой   компетентности   ученика,   языкового   чутья   и   бережного 1 развитие   связной,   правильной,   образной   и   эмоциональной   речи,   литературных   и освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной  творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;  литературой, с художественными текстами;   которой он жил и творил. приобретение опыта публичного выступления; расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в Участие   в   литературной   гостиной   носит   добровольный   характер;   к   каждой литературной гостиной продумывается свое необычное оформление, что настраивает ребят на лучшее восприятие. В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы: Отбор,   обсуждение   и   систематизация   литературного   материала,   знакомство   с  разнообразными источниками.        Выстраивание композиции и подготовка сценария. Подготовка музыкального оформления. Работа с художественным текстом. Работа над выразительностью речи. Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен. Подбор декораций и костюмов. Оформление афиши. Обязательно   продумывается   музыкальное   сопровождение.   Подбираются   записи нужных музыкальных произведений для сопровождения, но учитель музыки всегда находит талантливых   учеников.они   обеспечивают   особое   музыкальное   оформление   литературной гостиной;   что   немаловажно   ­   о   них   узнают   те,   кто   даже   не   подозревал   о   таланте   своих одноклассников; и конечно, исполнители обретают благодарных слушателей. Сначала   выступали   старшеклассники   для   старшеклассников.   Теперь   участниками могут быть даже учащиеся начальной школы. Мы   можем приглашать самых талантливых певцов, чтецов, танцоров, артистов, музыкантов – наших учеников. Но   мы предоставляем слово   ребятам,   которые   «боятся»   сцены.   Хорошо,   что   они   приобретают   опыт   публичных выступлений.        Очень трудно выбрать тему. Потом основная идея «обрастает» деталями. Сценарий пишем   вместе,   много   разговариваем   с   детьми,   они   часто   предлагают   что­то   свое.   Очень помогают   ребята,   занимающиеся   танцами,   музыкой,   вокалом,   балетом,     театральным, изобразительным искусством. Музыкальными номерами занимается учитель музыки Гуляева Т.В.,   стихами   и   постановками   –   учителя   словесности,   за   все   презентации,   видеоролики отвечает   Н.В.Зернова.   Танцы,   балетные   номера   чаще   всего   ставят   сами   ученики­танцоры, иногда мы обращаемся за помощью к преподавателям хореографии. Очень важно, что в нашей школе работает учитель, который предоставляет костюмы.   Сцена, декорации оформлены художником.        Отрабатываем все по частям, времени всегда не хватает, сейчас очень трудно собрать вместе детей, они очень заняты. Используем для работы свои уроки, перемены, репетируем по 2 сценам. Сводных репетиций бывает не больше двух, ведь практически невозможно собрать всех   участников   –   учеников   из   12   –   15   классов.   Каждый   раз   мы,   учителя,   поражаемся коллективному таланту наших гимназистов. Это настоящие народные артисты, которые могут собраться   и   выступить   очень   ярко,   никого   не   подвести.   Ведь   литературно­музыкальная гостиная – коллективное творчество.      «Гостиная»  (по С.И.Ожегову и Н.Ю.Шведовой) – это комната для приема гостей». Все наши гостиные проводятся в актовом зале. Хотелось бы найти более уютное место для выступлений, но желающих посетить наши программы  много. И много участников – от 40 до 70 человек.       Самая   первая   литературно­музыкальная   гостиная   была   посвящена   юбилею   Булата Шалвовича Окуджавы. Это  композиция с участием ведущих, с рассказом о жизни поэта, со стихами, песнями. В этой гостиной с удовольствием приняли участие учителя, исполняющие произведения Б.Ш.Окуджавы под гитару. В тот день прозвучали песни «Союз друзей», «Ваше благородие»,   «Виноградная   косточка»,   «Веселый   барабанщик»,   «Приезжая   семья фотографируется   у   памятника   Пушкину».   Эмоциональным   центром   программы   явилась песенно­танцевальная композиция «Старая фотография». Ребята инсценировали   песню «До свидания, мальчики» Б.Ш.Окуджавы и танцевали под музыку «Вальса» Д.Д.Шостаковича. Было исполнено посвящение Окуджаве – «Гроздья рябины»   А.Я.Розенбаума.   Некоторые   педагоги   выходили   к   «открытому   микрофону»   с воспоминаниями о первых встречах с творчеством Булата Шалвовича. Их выступления были импровизированными. В этой программе было необыкновенное единение учеников и учителей.       Следующая литературно­музыкальная гостиная – о Николае Михайловиче Рубцове, русском поэте, человеке трудной судьбы. Очень непростая тема, в его стихах ­ печальные мотивы расставаний, разочарований, разлада с самим собой. Не так много известной музыки связано   с   творчеством   Николая   Михайловича.   Мы   вспомнили   песни   «Улетели   листья» Ю.Л.Беляева,   «Букет»   А.А.Барыкина,   «Зимнюю   песню»   В.Э.Романычева.   Необычно прозвучала «В горнице» А.С.Морозова. Ребята сыграли  мелодию на свирелях и спели ее. Но мы задумали показать картину деревенского праздника. Инсценировали народную игровую песню   «Раз,  два,   люблю   тебя».  Подобрали   костюмы:   русские   сарафаны,   платки,     рубахи, сапожки. Ребята раздобыли настоящее коромысло в деревне, ведра были сделаны из бумаги, материи   и   похожи   на   ведерки   Емели   из   сказки   «По   щучьему   велению».   Жизнь   Николая Михайловича Рубцова была показана в разных ее проявлениях, что позволило ребятам по­ новому взглянуть на его творчество.              У нас есть еще одна хорошая традиция – каждая наша гостиная начинается        с живой классической музыки. Исполнители – наши ученики­ пианисты. Программа «А любовь остается жить»   началась с «Прелюдии» С.В.Рахманинова. Это была первая гостиная, где были использованы все технические средства: мультимедийный экран, видеоролики, диски. Это   серьезный   разговор   о   любви   известных   людей:   С.В.Рахманинова   и   В.Д.Скалон, Ф.И.Тютчева и  А.Крюденер, А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой. Юрий Нагибин  уверял:  «Не испытай он (Рахманинов) этой чистой любви, осталась бы безлюбой его музыка». На сцене были представлены герои В.Шекспира ­ Ромео и Джульетта. В музыкальном оформлении – фрагмент из «Увертюры­фантазии» П.И.Чайковского.  В зале звучали стихи и песни о любви. Одну   из   них   –   «Земля,   где   так   много   разлук»   В.М.Лебедева     ­   исполнили   ребята­ старшеклассники.   На   экране   мы   видели   фрагмент   из   фильма   «Гардемарины,   вперед!». Самым   ярким   было   завершение   гостиной.   Девочка­солистка   исполнила   духовную   музыку «Яблоки   Воскресения».   Поэт     –   инок   Всеволод   (Филипьев),   композитор   –   Светлана Николаевна   Южанина.   После   этого   исполнения   прозвучали   стихи   Сергея   Григорьевича Острового «А любовь остается жить». Это последние строки: 3 Значит, день не боится ночи.  Значит, сад не боится ветра.  Горы рушатся. Небо меркнет.  А любовь остаётся жить.           Очень   светлое   воспоминание   осталось   после   литературно­музыкальной   гостиной «Детский альбом».  В этой  программе принимали  участие ученики  со 2 по 11 класс. Это воспоминание   о   детстве   русских   писателей   и   композиторов.   В   основе   –   задумка П.И.Чайковского – 24 часа из жизни ребенка с утра и до вечера. Известно, что маленький Петр писал стихи на французском языке. Звучит несколько строк о молитве, затем – перевод на   русском   и   мы   услышали   «Утреннюю   молитву»   в   фортепианном   исполнении.   В   этом спектакле была показана сцена из произведения В.Н.Набокова «Другие берега». Ребятами была исполнена песня «КадеРуссель» на французском языке, аккомпанировала бонна, одна из героинь   романа.   Л.Н.Толстой   написал   автобиографическую   трилогию.   В   зале   была представлена «Мазурка» ­ глава из повести «Детство». Сцена сопровождалась музыкой из «Детского альбома» П.И.Чайковского и бальным танцем.        Поэтичны и красочны образы Москвы и Замоскворечья в автобиографическом  романе И.С.Шмелева «Лето Господне». Иван Сергеевич изобразил мировосприятие доброго, чистого, наивного ребенка. До конца своих дней И.С.Шмелев чувствовал щемящую боль и тоску по России. В зале была озвучена глава «Масленица», мы показали картину народного праздника. Ребятами были исполнены русские народные песни «Ой, дорога гостьюшка Масленица», «Мы думали   Масленке   семь   недель»,   хоровод   «Ой­ли­ли».   Все   участники   были   в   русских костюмах, у мальчишек – гармошка, балалайки, ложки. «Игра в лошадки» П.И.Чайковского тоже стала танцевальным номером. Последняя пьеса «В церкви» была спета со словами.         Через   месяц   после   «Детского   альбома»   пришлось   срочно   готовить   еще   одну программу к Дню снятия блокады. «Ты же выжил, солдат» ­ так называлась литературно­ музыкальная гостиная. В школе проходил конкурс стихов о войне, и мы могли использовать выступления лучших чтецов. Сценарий был написан за несколько дней до представления. Запомнилась   зримая   песня   «Журавли»   Я.А.Френкеля   на   стихи   Р.Г.Гамзатова.   У   девочек­ журавлей были белоснежные костюмы. Очень ярко прозвучала песня, которая дала название всей гостиной. Ветераны были чрезвычайно благодарны за необычный праздник, подаренный детьми.        Одна из гостиных была посвящена русским поэтам, покинувшим родину. Название  ­ «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Это строчки из стихотворения И.А.Бунина. В спектакле прозвучали стихи К.Бальмонта, Дон­Аминадо, М.И.Цветаевой, З.Н.Гиппиус.       Когда наши воспитанники оканчивали 8 класс, мы решили организовать литературно­ музыкальную гостиную для родителей и назвали ее «Отцы и дети». Каждый из трех классов выбрал пьесу на эту тему. 8 «б» показал сцены из комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя. Городничий и   Хлестаков,   Анна   Андреевна   и   Марья   Антоновна.   И   Хлестаков,   ухаживающий   и   за маменькой, и за дочерью. Как это своевременно и современно. 8 «в» класс взялся за новую пьесу по мотивам сказочной повести П.Трэверс «Мэри Поппинс». Это было очень весело. 8 «а» класс поставил фрагменты из мюзикла «Симфония огня» (по роману Р.Брэдбери «451 градус   по   Фаренгейту»).   Мы   редко   беремся   за   зарубежную   классику,   еще   реже   –   за фантастику. Три совершенно разных произведения в одном спектакле были вполне уместны. Последняя наша гостиная была посвящена Всемирному дню театра. Как обычно, была       подготовлена афиша,  сцену украшают слова В. Шекспира. «Весь мир – театр…»  ­ наша новая программа. 69   учеников 5­ых ­ 10­х классов стали участниками литературно­музыкальной гостиной. Основная идея нашего спектакля – знакомство с театрами мира через их основной 4 репертуар. Начинается гостиная живой фортепианной музыкой ­ «Прелюдией» А.К.Лядова. После   вступительного   слова   ведущих   звучит   современная   композиция   «Посланник»   на английском   языке   группы   «LinkinPark»   в   исполнении   вокалистки,   гитариста,   пианиста. Основная мысль песни – «Когда жизнь оставляет нас слепыми, любовь сохраняет доброту в нас». Далее представляется театр «Глобус» и сцена из «Укрощения строптивой» В.Шекспира.       Стихотворение   В.Э.Рецептера   «Старшеклассники   не   читают   классику»   исполнили пятиклассники. Александринский   театр   Петербурга   не   случайно   носит   имя   А.С.Пушкина.   Звучат       строки из романа «Евгений Онегин»: «И быстрой ножкой ножку бьет». Мы видим на сцене балерину («Коппелия» Л.Делиба). Но это и театр Н.В.Гоголя. Именно ему принадлежат эти слова:  «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».   Ребята показывают сцену из комедии «Ревизор» ­ Хлестакова и Осипа.       В Московском Художественном театре были поставлены основные пьесы А.П.Чехова: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». В нашей гостиной учениками 7 класса был   исполнен   рассказ   «Хамелеон».     Игрушечная   собака   лаяла   как   настоящая,   а   ребята сыграли блестяще.       Имя драматурга А.Н.Островского связано с Малым театром Москвы.   Липочка из пьесы «Свои люди – сочтемся» и сказочные герои из «Снегурочки» продолжили выступление. Но «Снегурочка» была  представлена и  в другом жанре.  Танец был  исполнен под музыку С.С.Прокофьева. Назывался он  «Тающая Снегурочка». Тема весны была продолжена песней «Апрель» А.Г.Ермолова и русским хороводом «Лети, перышко».       Театральное искусство было представлено еще и мюзиклом «Март в Летнем саду» очень талантливого педагога и композитора Олега ОскаровичаЮргенштейна. Все мальчики 5 «в»   класса   –   воробьи,   все   девочки   –   кошки.   Герои   оказываются   в   «Летнем   саду»,   они знакомятся со скульптурами: Авророй, Днём, Вечером, Ночью. Месяц Март рисует картину. Все радуются приходу весны. Поют все: скульптуры, Март, кошки, воробьи. Специально для этого   мюзикла   ученица   5   класса   Диана   Борисова   вместе   с   педагогом   изобразительного искусства Новиковой Натальей Олеговной написала картину маслом «Март в Летнем саду».   Песня   «Марионетки»   А.В.Макаревича   была   инсценирована,   ее   участниками   стали солистка,   кукловод   и   марионетка.   В   заключении   большого   театрализованного   праздника всеми выступающими была исполнена песня     А.Г.Ермолова «Волшебный мир искусства». Каждый из участников был назван и получил грамоту за участие в литературно­музыкальной гостиной.       Еще одним результатом работы стала стенная газета. Таким образом, литературно­музыкальные гостиные приобщают к творчеству  великих поэтов, и воспитывают искусством.  Это и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. 5 6

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2019