Литературное чтение
Оценка 5

Литературное чтение

Оценка 5
doc
30.05.2021
Литературное чтение
urok_literaturnogo_chteniya.doc

 

 

Павина А.В,

учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение.(3 класс)

Тема: Б. Емельянов «Мамины руки».

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование:  карточки с пословицами, учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

 Цели урока:

·    Организовать деятельность по изучению рассказа Б.Емельянова «Мамины руки»;

·        сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

·      Использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере рассказа Б. Емельянова «Мамины руки»;

·        Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.

Задачи урока:

  1. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
  2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

3.      Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа,  закрепить навыки разных видов чтения, продолжить  работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую  информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения,  давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс

Этапы урока.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Умения, формируемые у
учащихся

I.Организационный момент 1-3 мин.

Мотивация учащихся.

1.Проверка готовности.

2. Начнём наш   урок, улыбнемся друг другу,  ведь мы все друзья!

- А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

- Давайте вспомним правила сотрудничества

                                 Слайд №2.

1. Самоконтроль готовности.

2. Чтение цепочкой.

Ø  Осмысливать задания;

Ø  Выслушивать мысли каждого;

Ø  Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

Ø  Не  перебивать друг друга;

Ø  Соблюдать правило поднятой руки.

 

II.Проверка домашнего задания.

-         Ребята, скажите к изучению какого раздела учебника мы приступили?

-         Какие произведения мы уже прочитали? Кто автор?

-         Какое было у вас домашнее задание?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

-         Выразительное  чтение рассказа В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

  -  чтение по ролям

Развитие мыслительной деятельности.

Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.

III.Прогнозирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки».

 - Ребята, соберите слова  так, чтобы получились пословицы.

При солнышке тепло,       при матери добро.

- Материнская ласка        конца не знает.

- Нет милее дружка,    чем родная матушка        

Как вы понимаете смысл 3 пословицы?

- Так  о ком пойдет речь на уроке?

a)     Игра «Собери название»

- Название нашего рассказа написанно на снежинках, но ветерок перемешал все слоги.  Помогите собрать название. Поработаем в парах.

МАНЫМИ   КИРУ (слоги  на снежинках)

- Догадались, как называется рассказ?

А автор этого произведения  Борис Александрович Емельянов. (Слайд 4

- Расскажет о нем  Валя.

 

 

 

 

 

Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

Сейчас  вы прослушаете  рассказ Бориса Емельянова «Мамины руки». Я хочу, чтобы вы  слушали  очень внимательно. Это поучительный рассказ. А чему он учит – каждый решит для себя сам.

Словарная работа                               Слайд 5

- Как понимаете смысл слов

СНОРОВИСТА

НЕ БЕЛОРУЧКА

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ

(Из словаря С.И. Ожегова “сноровка” –   ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)

Анализ произведения.

- Назовите героев рассказа

 - Какая Маша? Оцените её поступок

- Почему поступила плохо?

(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

-Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала)

- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

- Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте.

-А что сказала ей бабушка? Прочитайте.

-Какой совет бабушка дала Маше?

 ( Словом можно  обидеть, ранить.)

 Маша обидела мамины руки.

Но мы не поговорили о маминых руках. Найдите в тексте и подчеркните, описывающие мамины руки.

- Назовите слова,  которые вы нашли.

РУКИ

удивительные

обыкновенные

сухие

чуть шершавенькие

жёсткие

рабочие

ими сделано добра – на десятерых хватит

- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?

- Чему учит этот рассказ?

- Прочитайте пословицы, и скажите какая из них подходит к нашему рассказу.

                             Слайд №6

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ,  ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО,  ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.

- Ребята, поднимите руку у кого в доме живет две мамы?

Стих о бабушке.

Об уважении к своим близким маме и бабушке о их «золотых руках» Юля приготовила нам презентацию.

 

Презентация Вожовой Юлии.

 

Работа в парах.  Конверт №1.

Ответы детей. Ученики зачитывают пословицы которые у них получились.

 

Проверка .  Слайд №3.

 

 

 

 

Конечно, о маме

Работа в парах .  Конверт №2

 

Рассказ 1 ученика об авторе, показ портрета.

         Борис  Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал.  Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.

         Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его.  Вот некоторые его книги:  «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов и их толкование

 

 

 

 

 

 

Чтение текста подготовленными учениками.

                                           физкультминутка

 

Ответы учеников на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом. Подчеркивание слов характеризующие  мамины руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются различные точки зрения.

Расширение словарного запаса. Умение работать в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Развитие умения слушать своего товарища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств.

Умение ориентироваться в книге, искать

информацию.

 

 

 

Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других.

Умение анализировать, делать выводы.

Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.

V РЕФЛЕКСИЯ
1. Организовать осмысление полученной информации.
2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.
3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.

Творческое задание.

 

Чему научил вас этот рассказ?


Как вы думаете, каким человеком вырастет Маша?
Почему рассказ назван «Мамины руки»?

 

Составьте синквейны на тему:

1 ряд  «Мама»;

2 ряд «Бабушка»;

3 ряд«Семья».

 

Ученики самостоятельно составляют синквейн. Зачитывают.

Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.

VI Итог урока.

Анализ работы учащихся на уроке и выставление отметок.

 

 

VII. Домашнее задание.

 

Дома нарисуйте иллюстрацию к рассказу или вспомните похожую ситуацию из своей жизни, из которой вы вышли достойно.

                                           Слайд

 - Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми. Спасибо.

 

Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное.

 


Павина А.В, учитель начальных классов

Павина А.В, учитель начальных классов

II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания

НЕ БЕЛОРУЧКА ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

НЕ БЕЛОРУЧКА ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

Слайд №6 СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ,

Слайд №6 СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021