Павина А.В,
учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение.(3 класс)
Тема: Б. Емельянов «Мамины руки».
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: карточки с пословицами, учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.
Цели урока:
· Организовать деятельность по изучению рассказа Б.Емельянова «Мамины руки»;
· сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
· Использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере рассказа Б. Емельянова «Мамины руки»;
· Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.
Задачи урока:
3. Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, закрепить навыки разных видов чтения, продолжить работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения, давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс
Этапы урока. |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Умения,
формируемые у |
I.Организационный момент 1-3 мин. Мотивация учащихся. |
1.Проверка готовности. 2. Начнём наш урок, улыбнемся друг другу, ведь мы все друзья! - А раз мы друзья, мы будем работать вместе. - Давайте вспомним правила сотрудничества Слайд №2. |
1. Самоконтроль готовности. 2. Чтение цепочкой. Ø Осмысливать задания; Ø Выслушивать мысли каждого; Ø Отстаивать, доказывать свою точку зрения; Ø Не перебивать друг друга; Ø Соблюдать правило поднятой руки. |
|
II.Проверка домашнего задания. |
- Ребята, скажите к изучению какого раздела учебника мы приступили? - Какие произведения мы уже прочитали? Кто автор? - Какое было у вас домашнее задание? |
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. - Выразительное чтение рассказа В. Осеева «Печенье», «Лекарство». - чтение по ролям |
Развитие мыслительной деятельности. Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение. |
III.Прогнозирование темы урока.
IV.Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки». |
- Ребята, соберите слова так, чтобы получились пословицы. При солнышке тепло, при матери добро. - Материнская ласка конца не знает. - Нет милее дружка, чем родная матушка Как вы понимаете смысл 3 пословицы? - Так о ком пойдет речь на уроке? a) Игра «Собери название» - Название нашего рассказа написанно на снежинках, но ветерок перемешал все слоги. Помогите собрать название. Поработаем в парах. МАНЫМИ КИРУ (слоги на снежинках) - Догадались, как называется рассказ? А автор этого произведения Борис Александрович Емельянов. (Слайд 4 - Расскажет о нем Валя.
Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”. Сейчас вы прослушаете рассказ Бориса Емельянова «Мамины руки». Я хочу, чтобы вы слушали очень внимательно. Это поучительный рассказ. А чему он учит – каждый решит для себя сам. Словарная работа Слайд 5 - Как понимаете смысл слов СНОРОВИСТА НЕ БЕЛОРУЧКА ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ (Из словаря С.И. Ожегова “сноровка” – ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы) Анализ произведения. - Назовите героев рассказа - Какая Маша? Оцените её поступок - Почему поступила плохо? (Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму) -Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала) - Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка) - Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте. -А что сказала ей бабушка? Прочитайте. -Какой совет бабушка дала Маше? ( Словом можно обидеть, ранить.) Маша обидела мамины руки. Но мы не поговорили о маминых руках. Найдите в тексте и подчеркните, описывающие мамины руки. - Назовите слова, которые вы нашли. РУКИ удивительные обыкновенные сухие чуть шершавенькие жёсткие рабочие ими сделано добра – на десятерых хватит - Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись? - Чему учит этот рассказ? - Прочитайте пословицы, и скажите какая из них подходит к нашему рассказу. Слайд №6 СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО. - Ребята, поднимите руку у кого в доме живет две мамы? Стих о бабушке. Об уважении к своим близким маме и бабушке о их «золотых руках» Юля приготовила нам презентацию.
Презентация Вожовой Юлии.
|
Работа в парах. Конверт №1. Ответы детей. Ученики зачитывают пословицы которые у них получились.
Проверка . Слайд №3.
Конечно, о маме Работа в парах . Конверт №2
Рассказ 1 ученика об авторе, показ портрета. Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями. Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Вот некоторые его книги: «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме».
Чтение слов и их толкование
Чтение текста подготовленными учениками. физкультминутка
Ответы учеников на вопросы.
Работа с текстом. Подчеркивание слов характеризующие мамины руки.
Выслушиваются различные точки зрения. |
Расширение словарного запаса. Умение работать в парах.
Развитие мыслительной деятельности.
Развитие умения слушать своего товарища.
Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств. Умение ориентироваться в книге, искать информацию.
Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других. Умение анализировать, делать выводы. Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное. |
V РЕФЛЕКСИЯ Творческое задание. |
Чему научил вас этот рассказ?
Составьте синквейны на тему: 1 ряд «Мама»; 2 ряд «Бабушка»; 3 ряд«Семья». |
Ученики самостоятельно составляют синквейн. Зачитывают. |
Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу. |
VI Итог урока. |
Анализ работы учащихся на уроке и выставление отметок. |
|
|
VII. Домашнее задание.
|
Дома нарисуйте иллюстрацию к рассказу или вспомните похожую ситуацию из своей жизни, из которой вы вышли достойно. Слайд - Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми. Спасибо. |
|
Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.