Федор Иванович Тютчев писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим.
Тютчев (Федор Иванович) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато.
Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе.
- Есть ли здесь прием сопоставления?
- Что с чем сопоставляет автор?
- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?
- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.
- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.
- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?
- А как это «торчат»?
- Почему именно «торчат»?
- Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?
Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.
- Почему зелень «тощая»? Это какая?
- А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?
- Перечитайте вторую строфу стихотворения.
- Кто это «мы»?
- Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?
Использование слов со значением блеска, мерцания
- Почему «красное лето»?
- Где можно увидеть красный цвет летом?
- А какие цвета можно увидеть в царских хоромах?
- Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?
- Вновь автор пользуется приемом олицетворения.
- Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?
- Что значит «отпели», «отцвели»?
- Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?
- Как это «даром»?
- А куда они хотят улететь?
- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?
- А в какой мир хотят улететь листья?
- Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.
Двоемирие
- Перечитайте последнюю строфу.
«Буйные» это какие?
В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».
- «Докучные» это какие?
- К кому обращаются листья?
- А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?
Большое количество повторов
- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?
- С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?
- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?
- Как вы думаете, почему?
- Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?
- Что вы можете сказать о рифме?
Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение
к произведению.
Послушайте стихотворение
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.