Литературное чтение 3 класс Школа России Раздел Поэтическая тетрадь 1 "Урок Ф.И. Тютчев Весенняя гроза".

  • ppt
  • 23.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Ф.Тютчев Весенняя гроза.ppt

Школа России
Литературное чтение
3 класс

НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!

Сиди правильно!

Уж дождь - дождём, Поливай ковшом, Ситом, решетом, Целым ушатом! Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь, На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день.

Что вы услышали в музыке?
Что почувствовали?
Что представили?
Может быть, кто-то узнал пьесу и автора?

слушать музыку

П.И. Чайковский

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?
- Чувствуете ли приближение весны?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
-Ч то несёт каждый месяц?

  Сегодня мы познакомимся с новым разделом «Поэтическая тетрадь 1».
Будем учиться правильному чтению стихов.
Будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

Работа по теме урока с. 59

Работа по теме урока с.60 - 61

Фёдор Иванович
Тютчев

(1803—1873)

По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

- Слышали ли вы, как гремит гром?
- Какие чувства испытываете при приближении грозы?
А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

слушать
гром

слушать
гром

слушать стихотворение

Резвяся — резвый - подвижный, веселый.
Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).
Проворный — быстрый, торопливый.
Гам – шум голосов и криков. 
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

Работа по теме урока с.62

Проверка восприятия содержания стихотворения
-Какое настроение создаёт стихотворение?
-Нарисуйте картины, возникшие у вас при чтении.
-Какие краски вы используете? Почему?
-Попробуйте создать картины при помощи словесных рисунков с опорой на текст.

-Наши предположения - по названию, рисунку, совпали с текстом стихотворения?

1.  Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
- Какая картина возникает перед вами?
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

 Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
- Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты?
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
Какие картины вы себе представили?
 - Опишите вторую картину.
Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит".
О каких нитях говорит поэт? 

Мета́фора («переносное значение») —перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

 "и солнце нити золотит"

3. Прочитаем третью строфу.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе?
-Каким словом можно заменить слово «поток»?
-Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
-Как вы догадались?
-Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
-Как природа реагировала на грозу?
-Какое слово поможет нам ответить?  
-Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?
-Что значит "Гам лесной»?

Памятка для анализа стихотворения

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

Утром солнышко проснулось,
Улыбнулось, потянулось.
И, откинув одеяло,
На зарядку побежало.
Дождиком умывалось,
Тучкой растиралось.
А, когда умылось,
Ярче засветилось.

!Знакомство с приемом звукописи
Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

Какой звук я выделяется голосом:
 Люблю грозу в начале мая,
 Когда весенний, первый гром,
 Как бы резвяся и играя,
 Грохочет в небе голубом.

- Итак , какой же звук я выделила? 

Найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. 

Поэт использовал много глаголов.
Какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул…
От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

Настроение стихотворения
- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую?

И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

Давайте выделим голосом нужные слова.

Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково?
Тихо, громко?
Грустно, весело, радостно?
Ещё как? Почему?

 Подготовка к выразительному чтению

Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.

слушать песню

смотреть клип

-Какое произведение изучали?
 - Что вы узнали нового?
-Что показалось интересным?

Что вспомнили на уроке?
Чему учились?
Что на уроке вам понравилось?
Какая работа показалась сложной?
Оцените свою работу.

Домашнее задание

Прочитать в учебнике
с. 59-61;
2. Выучить стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» НАИЗУСТЬ (с.62).