Сегодня мы познакомимся с новым разделом «Поэтическая тетрадь 1».
Будем учиться правильному чтению стихов.
Будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.
Резвяся — резвый - подвижный, веселый.
Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).
Проворный — быстрый, торопливый.
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
Проверка восприятия содержания стихотворения
-Какое настроение создаёт стихотворение?
-Нарисуйте картины, возникшие у вас при чтении.
-Какие краски вы используете? Почему?
-Попробуйте создать картины при помощи словесных рисунков с опорой на текст.
-Наши предположения - по названию, рисунку, совпали с текстом стихотворения?
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
- Какая картина возникает перед вами?
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
- Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты?
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
Какие картины вы себе представили?
- Опишите вторую картину.
Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит".
О каких нитях говорит поэт?
3. Прочитаем третью строфу.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе?
-Каким словом можно заменить слово «поток»?
-Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
-Как вы догадались?
-Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
-Как природа реагировала на грозу?
-Какое слово поможет нам ответить?
-Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?
-Что значит "Гам лесной»?
Памятка для анализа стихотворения
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их.
Поэт использовал много глаголов.
Какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул…
От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.
Настроение стихотворения
- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую?
И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.
Давайте выделим голосом нужные слова.
Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково?
Тихо, громко?
Грустно, весело, радостно?
Ещё как? Почему?
Подготовка к выразительному чтению
Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.