Литературное чтение 3 класс Школа России Раздел Устное народное творчество "Урок 3 Докучные сказки".

  • ppt
  • 23.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 3 Докучные сказки.ppt

Школа России
Литературное чтение
3 класс

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!

Сиди правильно!

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Речевая разминка

Мотылёк - вителёк,
Принеси нам ветерок;
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружок
С тихой воды
До великой реки.

Стружок – небольшое речное судно.

Найди виды народного
творчества

заклички

прибаутка

повесть

потешка

рассказ

пестушка

Литературная
сказка

поговорка

считалка

басня

стихи

Проверка домашнего задания


1. Читаем ( с. 20-21);
2. Разукрашиваем (доделываем)
рисунки( под Хохлому и Дымково).

Д/з

 И сегодня нас ожидает встреча со сказками... Но не с обычными, а с докучными.
– Знаете ли вы, какие сказки называют докучными?

Главная тема всех сказок:
борьба со злом.

Что в них такого привлекательного?

Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.


Докучать(устар.) – досаждать, надоедать.

Докучный (устар.) – наводящий скуку, докучливый.
Докучливый (устар.) – надоедливый, навязчивый.

Таким  образом,  мы  будем  читать  сегодня  сказки, 
которые  могут наскучить, надоесть.
А может ли такое быть на самом деле?
Давайте посмотрим.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

И тем не менее каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну докучную сказку.

Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа. Докучные сказки сочинялись для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Главные особенности таких сказок является многократное повторение одного отрывка текста, развития сюжета не происходит, неожиданный конец.

Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца.
Не сказать ли сказку опять с конца?

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

слушать

слушать

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох. Встал медведь на колоду…

Протекает речка, Через речку мост, На мосту овечка, У овечки хвост, На хвосте мочало, Рассказать сначала?..

Докучная сказка - это многократное повторение одного и того же фрагмента, звена. Между собой эти звенья соединяются специальной фразой, на подобии следующей: а не начать ли рассказывать сказочку сначала», после этой фразы, фрагмент повторяется снова и снова. В докучных сказках может звучать вопрос, на который слушатели должны обязательно ответить, полученный на вопрос ответ, является очередным повтором сказки. В сказках могут звучать такие вопросы как: «Сказать сказку»? «Не начать ли сказку сначала?» и т.д. Даже после утвердительного ответа сюжет остается статическим.
Докучные сказки не имеют продолжения сюжета, а задаваемый вопрос, который является связующим звеном, вызывает у слушателя досаду и недоумение.

Работа по теме урока с. 18-19

Стог – большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.

– Понравились ли вам сказки?
– Почему?
– Что хотите сказать?
– Чему учат эти сказки?
– Хороши ли эти сказка?
– Почему?
– Чем докучные сказки отличаются от сказок?

Не сказать ли тебе сказочку
про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи.
Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь.
Не сказать ли тебе сказочку
про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань.
Не сказать ли тебе сказочку
про белого бычка?

Жил-был Яшка, У него была красная рубашка, На поясе пряжка, На голове шапка, На шее тряпка, В руках – лыка связка. Хороша ли моя сказка?

Лыко – кусок коры липы, вяза, ивы, разделяемый на слои и узкие полоски.

Шёл я как-то через мост, Глядь – ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост – Пусть ворона сохнет! Шёл опять я через мост, Глядь – ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил её под мост – Пусть ворона мокнет!

Встал я со сна,
Вижу – сосна,
Лёг под сосну,
Дай, думаю, засну.
Только стал засыпать –
Пора вставать.
Встал я со сна,
Вижу – сосна …

В некотором царстве, В некотором государстве Жил-был царь богатый: У него был двор, На дворе стоял кол, На колу висело мочало. Не сказать ли с начала?

Жил был медведь, да как начал реветь: "Мёду, мёду, дайте мёду, а то всех съем!" Испугались звери, побежали
к пчеле, рассказали про медведя. Услышала их пчела, она добрая была, пожалела зверей, вот и принесла медведю медок – целый горшок. Медведь мёд
съел, да как начал реветь:
"Мёду, мёду, дайте мёду,
а то всех съем!"
Испугались звери...

- Рассказать тебе сказку про сову? - Расскажи! - Хорошо! Слушай, не перебивай! Летела сова, весёлая голова. Вот она летела, летела, На берёзку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела и опять полетела. Вот она летела, летела, На берёзку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела и опять полетела… Сказывать ли дальше?