Литературное чтение для 3 класса. "В. Драгунский "Он живой и светится "".

  • docx
  • 23.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература Филипьева Ш-37.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

Технологическая карта урока

литературного чтения для 3 класса

по теме: «В. Драгунский «Он живой и светится...»».

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Филипьева Диана Андреевна

Проверили: Учитель 3 «Д» класса

Соколова Ольга Алексеевна

___________________

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

Отметка « » (___________________)

 

Соликамск, 2021

 

 

Структура технологической карты урока

Тема урока

«В. Драгунский «Он живой и светится...»».

УМК

Школа России. (Горецкий В.Г.)

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».  краткими биографическими сведениями об авторе; создать условия для развития навыков осознанного, выразительного чтения путём выборочного чтения, чтения по ролям

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют пересказывать содержание про­изведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные

Познавательные: осознанность восприятия литературного произведе­ния; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения

Регулятивные: анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; различать особенности диалогической и монологической речи.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружаю­щих, строят свои взаимоотношения с их учётом; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

 

 

Методы и формы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация и раздаточный материал.

Оборудование

Автоматическое рабочее место педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей-

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

Оргмомент

Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку.

– Здравствуйте ребята.

Меня зовут Диана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- В мире много интересного.

Нам порой неизвестного.

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело!

Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник, дневник.

- Садитесь, пожалуйста!

Приветствуют и слушают учителя.

 

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места

Зрительный контакт

Актуализация знаний

Учитель настраивает детей на тему урока.

-Начинаем урок .

-Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.)

 Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Личностные: самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка

 

Зрительный контакт

СТИЦ

Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока.

 

 

Работа над скороговоркой.

-Ребята, послушайте скороговорку.

Светлячок светился светом,
свет сачком словила Света.

-Кто хочет попробовать повторить?

-А о ком идёт речь в скороговорке?

- Всё верно, о светлячке.

- Что вы знаете о светлячках?
- Сообщение о светлячках расскажет заранее подготовленный ученик.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Он живой и светится».

Сообщение о светлячках
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Фронтальная

Индивидуальная

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;    

   - уметь слушать и услышать других;                                               - уметь излагать свои мысли

Регулятивные:                                - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;

 

Зрительный

Правильный устный ответ

Подготовка

к

восприятию текста

Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание) рассказа.

Краткая биографическая справка:

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Мечтал выучиться на артиста и в 18 лет поступил в «Литературно-театральные мастерские». Писал маленькие пьесы, ставил весёлые спектакли с танцами и сам в них играл. Только в 40 лет он начал писать рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска.

Выставка книг:

А так же В. Драгунский написал произведения как: Девочка на шаре, Живой уголок, Заколдованная буква, Друг детства, Тайное становится явным и др.

С данными произведениями вы можете познакомится поближе. Взяв их в библиотеке школы или города

Словарная работа:

- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Брынза – сыр из овечьего молока

Барбадос, Гватемала – государства в Америке. В произведении марки, выпущенные этими государствами.

 -Что означает выражение «Мишка надулся».(обиделся). 

Вывод: мы познакомились с краткой биографией автора. Узнали значение новых неизвестных слов, а также узнали о других произведениях написанных В.Ю. Драгунским.

Слушают биографию писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают вместе с учителем.

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Первичное чтение

 Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание

Давайте приступим к чтению рассказа «Он живой и светится ». Для этого нужно открыть учебник на стр. 102

Первичное восприятие текста (чтение учителем грамотно и выразительно)

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. - Слушаем внимательно!

При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного.

Открывают учебники

Слушают учителя и внимательно следят.

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные:

- уметь слушать и услышать других.

Зрительный контакт

Первичное восприятие

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке

-Какие эмоции у вас вызвало данное произведение?

-Какие чувства возникли после прослушивания данного произведения?

Вывод: Хорошо, молодцы!  Сначала я чувствовала жалость и сочувствие Дениске, а потом радость.

Возможные ответы детей

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные:

- уметь слушать и услышать других.

Зрительный контакт

Повторное чтение

 

 -Сейчас я вам предлагаю еще раз прочитать данный рассказ. Начинаем читать жужжащим чтением, на это у вас 3 минуты.

 -Кто закончил, сели правильно, чтобы я видела, что вы закончили.

-Теперь мы с вами будем читать вслух. Уважительно относимся к тому, кто читает, слушаем и следим внимательно.

Начинаем читать по цепочке до слова «достаточно»

-Закончили, молодцы.

Вывод: Мне очень понравилось, как читали …

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Практическая

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД:  понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

 

Беседа по

содержани

ю

 

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

 -Кто главный герой этого рассказа?

 

-В какое время суток происходили события? Найдите в тексте и прочитайте.

-Почему герой вечером один сидел в песочнице?

 

 

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

 

 

 

 

-Назовите друга Дениски. 

 

 

 – Какую игрушку выменял себе Мишка?

-Почему Дениска не отдавал игрушку? Он был жадным?

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал.

-Зачитайте, каким увидел светлячка Дениска?

 

 

 

 

 

 

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?

 

-Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? 

 

 

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?

 

 

Вывод:

Дениска – обычный мальчик, как и каждый из вас, но ,в тоже время, он не похож на других. Он может видеть то, что не видят другие дети – красоту окружающего мира. Этим он отличается от других. Каждый из Вас также по-своему красив и индивидуален.

 

 

 

Денис

 

 

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму.

Мальчик ждал маму с работы. Другие мамы уже пришли и увели домой детей.

скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит

 

Мишка

 

 

Самосвал

 

(нет, он не хотел расставаться с папиным подарком)

(Мишка надулся и отодвинулся от меня)

 

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

 

(он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

 

(сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

(мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

 

Фронтальная

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Правильное выполнение упражнений.

 

Физминутка

 

- Представьте, вы увидели настоящего светлячка. Возьмите его в ладошки.

У опушки, как стемнеет, 
Там, где речки бережок, 
Светлячок полёт затеет, 
Принеся свой огонёк, 
Будет в танце он прекрасном 
Искры ярко высекать, 
Светом ровным, жёлтым, ясным 
Будет всех нас удивлять.

 

Взяли в ладошки светлячка.
Развели руки в стороны.
Машут руками, как крыльями.
Кружатся.
Наклоны вправо-влево.

 

 

 

 

фронтальная

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Правильное выполнение упражнений

Обобщающая беседа

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

-сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ по ролям.

-молодцы, у вас очень хорошо получилось

-Ребята, а что хотел донести нам автор этим рассказом?

 

 

 

 

 

 

 

Главной мыслью рассказа является то, что живое, созданное природой существо/естество не идет ни в какие сравнения с искусственными, хоть и дорогими, вещами! Живое - это настоящее, главное...

Рассказ учит любить животных и природу, видеть в простых вещах удивительное. Красота природы ни с чем не сравнима, её не купить за деньги. Иногда живые существа могут сделать нас намного счастливее и добрее, чем дорогие подарки – мальчик Денис показал это на своём пример

фронтальная

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД:  понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Правильный устный ответ

Итог

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?

 

 

 

 

- Хорошо. Молодцы!

 

-«Он живой и светится»

 

-В.Ю. Драгунский

-Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной

 

 

Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения

Ответы на вопрос.

Рефлексия

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

У вас на столе лежат иллюстрации светлячков.

Заштрихуйте зелёным цветом -если вы довольны своей работой. У вас всё получилось.

Заштрихуйте красным- если вы не довольны своей работой, у вас возникли трудности и ничего не получилось.

-Спасибо! Урок закончен!

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения

Оценка своей работы