Литературное чтение. Урок 29. Тема: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
Цели: расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео-или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворения «Дети и птичка» наизусть.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Узнайте полное имя поэта, творчество которого мы будем изучать на уроке, выписав только буквы русской азбуки. (Иван Саввич Никитин.)
SHHWGKMLITSMHV MVLBISAHWL CSAWIBBLVSH4NG
— Определите задачи урока.
— Что вы помните об этом поэте?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина
(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над стихотворением «В синем небе плывут над полями...»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Мчащиеся слушают, как произведение читает актер. Словарная работа.)
— Объясните значение слова «межа». (Граница земельных участков.)
— Подберите синонимы к словам «грезит», «восторг». (Мечтает; восхищение.)
— Подберите антонимы к словам «прохладный», «восторг». (Жаркий, знойный; огорчение, печаль, скорбь, тоска.)
— Назовите эпитеты. (Синее небо, золотые края, теплый вечер, прохладная ночь, чистое поле, красное зарево...)
(Работа по вопросам и заданиям 2,3 на с. 146 учебника. Выразительное чтение стихотворения. Учащимся дается время на подготовку.)
— Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд? Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
(Если времени нет, то это задание выполняется дома.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
— Вспомните, что удивительного вы замечали в природе.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина (найти в других сборниках) и выучить одно из них (по желанию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.