Литературное чтение Класс: 3 Тема: А. И. Куприн «Слон» Тип урока: Усвоение нового материала |
||
Педагогические задачи: Образовательные: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу со словарем; способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи). Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, артикуляционного аппарата, дикции. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к детской литературе; способствовать воспитанию чувства сострадания к ближнему, любви к животным. |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятсяс произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте |
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: осознают цель своего высказывания |
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Образовательные ресурсы: выставка книг писателя; учебник «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; телевизор, ноутбук, презентация к уроку. |
Ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
1 |
2 |
3 |
Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. Готовы
вы к уроку? (да) - Садитесь, пожалуйста.
|
Сообщают о готовности |
Актуализация опорных знаний. 1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
|
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста. -Прочитайте загадку, отгадайте её. Набирает воду носом, – Прочитайте с ускорением. |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Сообщение темы урока. Определение целей урока
|
-Кто догадался, какова тема нашего урока? (ответы детей) – Прочитайте тему урока. Давайте попробуем продолжить предложения, используя опорные слова и определим, что мы будем делать сегодня на уроке. Мы познакомимся с…. Мы узнаем… Мы вспомним… Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. |
Введение в тему произведения
Мотивация |
Предлагаю начать не с литературного чтения, а с окружающего мира. - Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей) Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
А для чего мы с вами об этом говорим на уроке? Какое это имеет отношение к теме нашего урока? |
Ответы детей на вопрос учителя |
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
|
Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал) А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. |
Подготовка к восприятию рассказа |
1.Крылатые выражения: - Прежде чем мы начнём читать, попробуйте объяснить крылатые выражения о слоне. Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.
2. Толкование слов. Выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся. (Проговаривается слово и его значение учителем, слово появляется на экране, ученики повторяют за учителем, слово на доске, постановка ударения, повтор учащимися, подбор синонимов-антонимов) |
Объясняют значения фразеологизмов и дают толкование словам, встречающимся в тексте. (Заслушиваются ответы детей)
|
Физкультминутка |
||
Знакомство с частью текста. Первичное чтение произведения
Работа с иллюстрациями |
Организует первичное чтение текста из учебника, предварительно осуществив целевую установку (ответить на вопросы после прочтения). - А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение. - Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. Комбинированное чтение рассказа хорошо читающими учениками.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина к рассказу «Слон». К каким частям текста подходят эти иллюстрации? |
Прослушивают и читают текст.
Поисковая деятельность |
Анализ произведения
Творческая работа |
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравился ли вам отрывок из рассказа? – Какое у вас настроение после прочтения отрывка? Почему? - Может ли оно впоследствии измениться? (Словарик настроений)
– Продолжите предложение: 1. Доктор посоветовал родителям девочки….. 2. Однажды Наде приснилось….. 3. Надя рассказала маме о желании… 4. Папа принёс девочке……. 5. В поисках живого слона папа….
-Как вы думаете, сможет ли он осуществить желание девочки? – Как вы думаете, девочка поправится? Это мы узнаем, прочитав рассказ дальше, на следующих уроках. – О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.) |
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. Дочитать рассказ до конца, подобрать народную мудрость о силе родительской любви. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Оценивание Рефлексия. Итог урока. |
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Закончите предложения: · Сегодня на уроке я узнал ….. · Мне показалось интересным …. · Я хочу похвалить себя за….
|
Отвечают на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.