Тема: Заюшкина избушка
Ход урока
I. Повторение
- Прочитайте название раздела Мир народной сказки»
- С какими терминами мы познакомились на прошлом уроке? (Сказки. Сказочный персонаж. Вымысел)
- Вспомните, какие сказки вы читали. Как они называются?
- Какой вывод из сказанного о сказках можно сделать? (Сказки есть авторские, а есть народные).
- Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро
- Как дошли до нас устные народные сказки? (Они передавались из уст в уста).
- Какие виды народных сказок вы узнали? (Сказки о животных, бытовые и волшебные)
- Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, прибаутки)
II. Работа с учебником
- Откройте учебники на с.48
- Скажите, верна ли последовательность иллюстраций к сказке? (Нет)
- Какие иллюстрации нужно поменять местами? (с. 49 верхнюю со средней)
- Прочитайте предложения на стр. 48. Выясните, иллюстрация, с каким персонажем сказки отсутствует? (с волком)
- Как бы вы изобразили этот фрагмент сказки
- Кого из персонажей сказки мы можем назвать главными действующим героями? (Заинька, Лиса, Петух)
- Кто второстепенные герои? (Собака, Волк, Медведь)
- К какому виду народной сказки отнесем сказку «Заюшкина избушка? (К сказке о животных, так как герои сказки животные)
- Почему тогда сказка называется «Заюшкина избушка»? (потому, что события разворачиваются вокруг избушки зайчика)
- Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.
- С этой целью восстановим сказку по частям.
- С чего сказка начинается?
- Кто первый обратился к зайчику и зачем? (Лиса за помощью)
- Почитайте предложение, в котором слова Лисы обращены к Зайцу. (Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе)
- Как вы думаете, если бы сказка начиналась с этих слов, вам понятно было бы почему Лиса просится к зайцу? (Нет)
- Вспомните, как начинаются русские народные сказки?
Начинается сказка с зачина и завязки
( это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения).
- Найдите иллюстрацию и начните сказку по закону русской народной сказки. (с.48 левая нижняя иллюстрация. Жили-были в лесу Заяц и Лиса. Надумали они построить дома. Лиса построила избушку ледяную, а Зайчик лубяную.)
- Как понимаете слово «лубяная»?
- Как вы думаете, почему Лиса смогла выгнать Зайчика из своего собственного дома? (Лиса хитрая, Зайчик доверчивый).
- Кто помогает зайчику в беде? (Собака, Волк, Медведь)
- Какие слова повторяются героями?
- Это ещё одна особенность русской народной сказки- троекратный повтор.
- Как думаете, почему в такой последовательности персонажи шли на помощь Зайчику? (Собака слабее волка, волк слабее медведя. Чтобы показать силу лисы)
- Кто выгнал лису? Почему? (Петух хитрый)
- Но ведь и Лиса тоже хитрая. Чтобы ответить на вопрос: Почему Петушок смог выгнать Лису? , Давайте разберёмся, кто в этой сказке положительные герой, а кто отрицательные и почему вы так считаете
Отметьте слова, характеризующие героев
Лиса |
Заяц |
Петух |
Хитрая Смелая Добрая Отзывчивая Злая Храбрая Глупая Трудолюбивая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый |
Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый)
-Почему же Петух побеждает? (Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа).
III. Видео сказки 5:28
ДЗ Уметь рассказывать сказку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.