Разработка
а) познакомить учащихся с содержанием легенды;
б) воспитать уважение к нравственным качествам личности: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям;
в)развитие умения анализировать поступки героев.
Цель:
Тип урока: Изучение нового материала.
Метод:комбинированный
Средства: учебник, портрет М. Горького,иллюстрации к уроку, компьютер, презентация к уроку, аудиозапись «Мир книги». Урок сопровождается показом слайдов
1. Что помогает нам видеть мир?
2. О чём рассказывают книги?
3. Кем остаётся книга?
4. Что она несёт нам?
II Опрос домашнего задания:
а) ответы на вопросы по биографии А. М. Горького;
б) краткая беседа по высказыванию писателя;
с) беседа о содержании рассказа «Старуха Изергиль», о легенде о Ларре на основе слайдов.
Вопросы по биографии
Когда и где родился А. М. Горький?
Как прошло детство будущего писателя?
Как называется первый рассказ М. Горького?
Как появился рассказ «Старуха Изергиль»?
Любите книгу:
она поможет разобраться вам в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
М. Горький
Рассказ был написан в 1895 году.
Композиция рассказа- рассказ в рассказе.
Рассказ о жизни старухи Изергиль.
Легенда о Ларре.
Легенда о Данко.
«Старуха Изергиль»
Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!...
Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки... Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками...
Ларра- красивый, стройный молодой человек, гордый, жестокий, злой, берёт от жизни всё, эгоист с холодными глазами, как у царя птиц.
-Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание… Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
III Объяснение новой темы:
а) работа с новыми словами;
б) рассказ учителя о содержании легенды на основе слайдов;
с) беседа по иллюстрациям к легенде.
Выбрать - tanlamoq
Спасти –qutqarmoq
Вырвать –yulib olmoq
Поднять –ko’tarmoq
Выйти –chiqmoq
Искра –uchqun
Прогнать –haydab
yubormoq
Словарная работа:
Работа с синонимами:
Выбрать, избрать
Прогнать, изгнать
Работа с антонимами:
Выйти- войти
( составление предложений)
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон, а с четвёртой – была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди.
И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали их в глубь леса.
Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна- назад, там были сильные и злые враги, другая- вперёд, там стояли великаны-деревья...
Страх родился среди людей.
Ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада... – и трусливые слова стали слышны в лесу...
Но тут явился Данко и спас всех один.
Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет он конец! Идёмте!...
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко...
- Ты умрёшь! Ты умрёшь! – ревели они...
Он любил людей и думал, что , может быть, без него они погибнут.
- Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям...
И вот вдруг лес расступился перед ними, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём.
Кинул взор вперёд себя гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и-умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти Данко и не видели, что ещё пылает рядом его смелое сердце. Только один... человек заметил это и наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...
IV Закрепление новой темы:
а) сопоставительный анализ образов Ларры и Данко;
б) выделение основной темы и идеи рассказа «Старуха Изергиль».
с) сопоставительный анализ образов Данко М. Горького и Тараса Бульбы Н. В. Гоголя (характеристика терминов «романтизм» и «реализм»).
Гордый гордый
Злой добрый
Жестокий смелый
Эгоист альтруист
антигерой герой
Живёт для себя живёт для людей
наказание «награда»
Превращается в тень голубые искры
(тьма, холод) (свет, тепло)
Ларра
Данко
Изергиль
Главная тема рассказа – тема свободного человека.
В образе Данко писатель подчёркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание умереть ради счастья своего народа.
V. Итог урока:
выводы , оценивание, комментирование оценок учащихся.
VI. Домашнее задание: подготовить пересказ, ответить на вопросы, данные в учебнике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.