Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
02.03.2018
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обуче¬ния направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы¬ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и при¬обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2015-2016.doc
Литературное чтение
(рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса)
«Школа России»
I. Пояснительная записка
Обучение грамоте (чтение)
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
требованиями Примерной основной образовательной программы НОО, ООП НОО МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3», Примерной программы начального общего
образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком
обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.
Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 14 классы» (учебнометодический
комплект «Школа России»)
Художественное литературное произведение своим духовным,
нравственно
эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его
чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное
воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком
обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы
ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора
и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами
информации;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной от
зывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научнопознавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школь
ников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств;
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
способного к творческой деятельности.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя,
Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их
выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира
и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных
задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения
разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего
школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания
литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать
тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно
воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В
результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом
учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3.
художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как
особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения
учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и
производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство
слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и
различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается
эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический
слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе.
4.
школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственноэстетические ценности взаимодействия с окружающим
миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев,
событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как
предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает
нравственноэстетический и познавательный опыт ребенка
Нормативные документы
2 1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования с
изменениями: приказ Министерства образования и науки РФ от 13.12.2013 №1342.
3.
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»: приказ Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373
4.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»:
приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241
приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. №2357
приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г. №1060
приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. №1643
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010 года № 02 – 600
«Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
6. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» приказ
Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253
7. Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2010 №ИК – 1090/03 «Об использовании
учебников с электронными приложениями»
8. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №30296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС ОО»
9. «Об образовании в Свердловской области» Закон Свердловской области от 15
июля 2013 года N 78ОЗ (с изменениями на 17 декабря 2014 года).
10. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные
планы общеобразовательных учреждений Свердловской области»
11. Постановление Правительства Свердловской области от 2 августа 2005 г. № 618
– ПП «Об утверждении положения о порядке финансирования, связанного с организацией
начального общего, основного общего, среднего общего образования детей на дому»
12. Устав школы.
13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ
Образовательная программа НОО ФГОС образовательной системы «Школа России»
II. Общая характеристика учебного предмета
3 Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и
«Литературное чтение».
Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является
формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация
словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико
орфографической пропедевтики. При этом решаются следующие задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов:
(основного) и послебукварного
букварного
добукварного (подготовительного),
(заключительного).
Добукварный период является введением в систему литературного образования и
охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание
направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому
процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня
развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и
другая задача приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают
два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и орфоэпическое («читаю, как
говорю»); работают со слоговыми таблицами и слогамислияниями; осваивают письмо всех
гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений,
небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) повторительнообобщающий этап. На данном
этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами,
формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы
сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений,
текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения
приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативноречевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и
включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
которой происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.
4 Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
языком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса; чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о Добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции,
а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение
морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования
символикомоделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение
языком его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей
словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических
структур формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о
лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию
материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей,
чувств, эмоций; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели,
темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости
пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и
речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетикографических
5 представлений о звуках и буквах русского языка Чёткое представление звуковой и
графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности:
аудирования, говорения, чтения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с
информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель
слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять
полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения,
сборники творческих работ и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность
позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия
для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков
совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические
У ч е б н о м е т о д и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е
материалы):
Название
программы
(реквизиты,
кем
рекомендована,
принцип
построения)
Канакина В.П.,
Горецкий В.Г.
Русский язык. /
Сборник
рабочих
программ
«Школа России»
. 1 – 4 классы.
Пособие для
учителей
начальных
классов. – М.:
Просвещение,
2011.
Климанова Л.Ф.,
Бойкина М.В.
Литературное
чтение. /
Учебник (полные
выходные данные)
Методическое
пособие
Дидактические
материалы
Азбука. 1 класс.
Учебник для
общеобразовательных
учреждений. В 2
частях / В.Г.
Горецкий, В.А.
Кирюшкин, Л.А.
Виноградская, М.В.
Бойкина. – М.:
Просвещение, 2015г.
Литературное чтение.
1 класс. Учебник для
общеобразовательных
учреждений. В 2
частях / Л.Ф.
Климанова, В.Г.
Горецкий, М.В.
Голованова. – М.:
Обучение грамоте:
Поурочные
разработки:
Технологические
карты уроков: 1
класс: Пособие
для учителей
общеобр. учрежд. /
М.В. Бойкина, Н.В.
Баканча, И.А.
Бубнов, Л.С.
Илюшин, Т.Г.
Галактионова,
Н.И. Роговцева. /
М.; СПб.:
Просвещение,
2013.
Жиренок О.Е.,
Карточки по обучению
грамоте. 1 класс: к
учебнику В.Г. Горецкого
«Русская азбука» / О.Н.
Крылова. М.:
Издательство «Экзамен»,
2015г.
Тесты по обучению
грамоте: 1 класс: к
учебнику В.Г. Горецкого
«Русская азбука» / О.Н.
Крылова. М.:
Издательство «Экзамен»,
2015г.
Литературное чтение.
Рабочая тетрадь. 1 класс.
– М.: Просвещение, 2015
6 Сборник
рабочих
программ
«Школа
России». 1 – 4
классы. Пособие
для учителей
начальных
классов. – М.:
Просвещение,
2011
Просвещение, 2015г.
(Школа России)
Обухова Л.А.
поурочные
разработки по
обучению грамоте:
чтение и письмо: 1
класс – 4е изд.,
переработанное и
доп. – М.: ВАКО,
2015
Кутявина С.В.
Поурочные
разработки по
литературному
чтению. – М.:
ВАКО, 2015
Тесты по литературному
чтению к учебнику Л.Ф.
Климановой , В. Г.
Горецкого и др.
«Литературное чтение» в
2х частях В.Г. Шубина –
М.: Издательство
«Экзамен», 2015.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными
образовательными программами начального общего образования предмет «Литературное
чтение» изучается с 1 по 4 классы. Общий объём учебного времени составляет 448 часов,
из них на изучение литературного чтения в 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные
недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период
обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»
Содержание программного материала
Количество часов
1 Добукварный (подготовительный) период
2 Букварный (основной) период
3 Послебукварный (заключительный) период
ИТОГО
19
59
14
92
Блок «Литературное чтение»
Содержание программного материала
Количество часов
1 Введение
2 Жилибыли буквы
3 Сказки, загадки, небылицы
4 Апрель, апрель. Звенит капель!
5 И в шутку и всерьёз
6 Я и мои друзья
7 О братьях наших меньших
ИТОГО
1
6
8
4
6
7
8
40
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к
7 минимальному объёму содержания образования по литературному чтению, и с учётом
стандарта МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» реализуется программа
базового уровня.
С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков),
спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты),
что представлено в табличной форме ниже.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценности жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и
правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе это бережное отношение к
ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научнопопулярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через
приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к
гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в
основе социальных явлений. Приоритетность знания, установление истины, самопознание
как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда.
Содержание литературного образования способствует
формированию эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким, чувство любви,
благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – единственное условие человеческой жизни,
8 состояния нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории,
языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма – любовь к родине, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России,
но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность
Виды речевой и читательской деятельности
научиться:
воспринимать на слух различные виды
текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с
содержанием
шмуцтитула (я хочу
прочитать стихотворения о буквах; мне
интересно узнать, какие писатели и поэты
пишут веселые произведения для детей) под
руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с
постепенным увеличением скорости чтения;
осознавать цель чтения в соответствии с
содержанием шмуцтитула и собственным
интересом к чтению;
читать целыми словами с постепенным
увеличением скорости чтения; при чтении
отражать
настроение автора читаемого
текста;
ориентироваться в информационном
аппарате учебной книги, её элементах,
опираться на них при выборе книги;
находить сходные элементы в книге
9 художественной.
просматривать и выбирать книги для
самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по
совету взрослых;
фиксировать свои
читательские успехи в «Рабочей тетради по
литературному чтению».
осмыслять нравственное содержание
пословиц, поговорок, мудрых изречений
русского народа,
их
нравственный смысл с изучаемыми
произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические
группы, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике
алгоритма.
соотносить
самостоятельно
проявлять интерес к чтению различных
книг на основе иллюстрации на обложке и
представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на
основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных
беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по
содержанию на основе прослушанных и
прочитанных
вслух
текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему
автор дал своему произведению такое
название?; «Чем тебе запомнился тот или
иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного
или
произведения,
обдумывать содержание их поступков,
сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
различать научнопознавательный и
художественный тексты; выявлять их
особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о
каком предмете идет речь, как догадались)
загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и
поговорок, воспринимать их как народную
мудрость,
содержание
произведения с пословицей и поговоркой.
соотносить
прослушанного
Творческая деятельность
орфоэпические и
читать, соблюдая
интонационные нормы чтения;
пересказывать текст подробно на основе
картинного плана под руководством
учителя;
восстанавливать деформированный текст
на основе картинного плана под
руководством учителя;
составлять высказывание на тему
прочитанного
прослушанного
(это произведение о
произведения
животных, о детях; главными героями
являются…)
или
пересказывать текст подробно на основе
коллективно составленного плана и под
руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о
ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;
соотносить смысл своего высказывания со
смыслом пословиц и поговорок о дружбе и
семейных
употреблять
пословицы и поговорки в соответствии с
задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с
представленными тематическими группами.
ценностях;
Литературоведческая пропедевтика:
10 различать произведения по жанру:
загадка, песенка, загадка, потешка (малые
фольклорные формы), сказка (большие
фольклорные формы);
отличать прозаический текст от
поэтического;
отличать художественный от научно
популярного; находить отличия между
научнопознавательным и художественным
текстом.
называть героев произведения, давать их
простейшую характеристику.
Отгадывать загадки на основе выделения
существенных признаков предметов,
осознавать особенности русских загадок,
соотносить их с народными ремёслами,
распределять загадки по тематическим
группам,
составлять свои загадки в
соответствии с тематическими группами.
Находить в текстах народных и
литературных сказок факты, связанные с
историей России,
культурой
(исторические события, традиции, костюмы,
быт, праздники, верования и пр.);
использовать
знания о рифме,
(стихотворения,
особенностях жанров
сказки,
песенки,
потешки), особенностях юмористического
произведения в своей литературно
творческой деятельности.
небылицы,
загадки,
её
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством
учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять
учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание
произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать
выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем.
Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем
или учебником).
Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по
ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
(с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим
успехам, стремиться к улучшению результата.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок,
оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с
помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет
право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.).
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений.
Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с
11 помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого
воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (художественные и научнопознавательные тексты) под руководством
учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с
пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по
вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить
рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 24 предложений
под руководством учителя.
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений
(прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной
культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста,
вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок,
песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться
под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение
и доказательство своей точки зрения из 34 предложений.
Строить связное высказывание из 34 предложений по предложенной теме. Слушать
партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в
смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять
стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,
вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства
(плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути
достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному
учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по
ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить
примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари. Готовить небольшую презентацию (34 слайда) с помощью взрослых (родителей)
по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные УУД
Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
12 Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и
зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов
дальнего и ближнего зарубежья;
Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками
и взрослыми по нравственноэстетической проблематике читаемых произведений.
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение»,
живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя
(учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах
деятельности, в том числе творческой и проектной.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила
школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть
готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий
уровень учебной мотивации.
Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои
поступки.
Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и
уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и
употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить
хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 — 5
предложений.
Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике,
жестах, экспрессивности высказываний.
Называть простейшие моральнонравственные понятия и нормы поведения.
Оформлять их в этическое суждение из 34 предложений о поступке того или иного
героя произведения.
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома.
Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.
Позитивно реагировать на соблюдение санитарногигиенических норм при чтении,
проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
V. Содержание учебного предмета.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),
сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
13 абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому
развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как
предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных
единиц языка.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 часа)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звуча
щей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определе
ние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффек
тивного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой
речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёр
дых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как
показатель твёрдостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответст
вующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предло
жений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфо
графическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку
и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
14 Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
Круг детского чтения
Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.
Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды
два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой.
Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.
Блок «Литературное чтение» (40 часов)
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности со
бытий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух.
Ориентация на развитие речевой культуры учащихся,
формирование у них коммуникативноречевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению це
лыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение
скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать
тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, вы
борочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: худо
жественном, учебном, научнопопулярном и их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и само
стоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз
ными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
15 слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привле
чение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художе
ственного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения, осозна
ние мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо
знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России).
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения:
портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в
виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвос
хищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия
произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей
учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими
приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей,
определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение
работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Осо
бенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на
16 текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам
матически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отраже
ние основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослу
шанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или
произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
«Жилибыли буквы».
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.
Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М.
Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».
«Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.
Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки.
Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина.
«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова, А.
Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.
«И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К.
Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические
рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В.
Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
«О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р.
Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского.
Рассказы В. Осеевой. Сказкинесказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова..
17 VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Литературное чтение» для 1 а и 1 б классов
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»
№
п/п Дата
Тема урока
(страницы
учебника)
Решаемые проблемы
(цель)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
личностные
результаты
2
3
4
Знакомство с
учебником.
Составление
рассказа по
картинке
Что такое азбука?
Цель: познакомить с
учебником «Русская
азбука», ее авторами,
художником
1
1
2
Речь письмен
ная и устная
Что такое речь?
Цели: формировать у
учащихся начальные
сведения о понятиях
«речь письменная и
устная»; познакомить с
условными знаками;
учить объяснять значение
каждого знака
Что такое слово?
3
Слово и
5
1 четверть (29 часов)
6
Добукварный период (19 часов)
Азбука
Научатся:
пользоваться
учебником,
соблюдать
гигиенические
требования посадки
при чтении
Азбука, речь Научатся понимать
различия между
устной и письменной
речью
7
8
Адекватная мо
тивация
Адекватная мо
тивация: приня
тие образа «хо
рошего ученика»
Регулятивные: ориентиро
ваться в учебнике «Азбука».
Познавательные: стремиться к
приобретению эстетических
потребностей и духовных
ценностей.
Коммуникативные: задавать
вопросы и отвечать на них
Регулятивные: формулировать
учебную задачу и удерживать ее.
Познавательные: самостоя
тельно выделять и формули
ровать познавательную цель.
Коммуникативные: уметь в
решении образовательных задач
обращаться за помощью к
соседу, учителю
Азбука,
Научатся различать Регулятивные: формулировать Адекватная Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
2
3
Решаемые проблемы
(цель)
4
предложение Что такое предложение?
4
Предложение и
слово
Цель: учить понимать
различие между словом и
предложением, быстро и
точно находить слова для
обозначения окружающих
предметов
В чем различие между
словом и предложением?
Цели: формировать
умение правильно
согласовывать слова в
предложении; обучать
пересказыванию не
больших сказок и
рассказов
5
Слог, ударение Что такое логическое
ударение?
Цели: формировать
понятие о логическом
ударении; развивать
ударный слог, навык
общения в различных
ситуациях
понятия
5
слово,
предложение
6
слово и предложение,
обозначать
предложение
графически.
Азбука,
слово,
предложение
Научатся: выделять
главное слово из
предложения,
соблюдать в
повседневной жизни
нормы речевого
этикета
Азбука, схема
слова, схема
предложения
Научатся: правильно
ставить ударение,
различать
интонационную
окраску предложения
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
7
учебную задачу, применять
установленные правила.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой ин
формации.
Коммуникативные: уметь
обращаться за помощью в ре
шении образовательных задач
Регулятивные: формулировать
учебную задачу и удерживать ее.
Познавательные: осуществлять
решение учебной задачи под
руководством учителя.
Коммуникативные: уметь
обращаться за помощью в ре
шении образовательных задач
Регулятивные: выбирать наи
более эффективные способы
решения задач.
Познавательные: ориентиро
ваться в разнообразии способов
решения задач.
Коммуникативные:
формулировать собственное
личностные
результаты
8
мотивация
Адекватная
мотивация:
осознание своей
этнической при
надлежности
Адекватная
мотивация: осоз
нание ответст
венности чело
века за общее
благополучие
19 Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
6
7
8
2
3
Деление слов
на слоги
Звуки речи:
гласные и со
гласные
Гласные и
согласные
звуки. Слияние
согласного
Решаемые проблемы
(цель)
4
Как делить слова на
слоги? Цели:
воспитывать интерес,
любовь к книге;
способствовать
расширению кругозора
детей
Что такое гласные и
согласные звуки?
Цели: познакомить с
артикуляцией при
произношении звуков;
формировать навык
общения в разных
ситуациях; развивать
устную речь, внимание,
фонематический слух
Что такое слияние
согласного звука с
гласным?
Цели: продолжить
понятия
5
Азбука,
устная и
письменная
речь
Звук, звук
речи, гласный
и согласный
звуки
6
Научатся: делить
слова на слоги,
ставить ударение на
нужном слоге,
слушать, различать и
воспроизводить неко
торые неречевые
звуки, приводить
примеры неречевых
звуков
Научатся: различать
согласные и гласные
звуки, различать звук
и букву
Гласный и со
гласный
звуки, слоги
слияния
Научатся: понимать
смысловое значение
интонации,
сравнивать слог
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
7
мнение и позицию
Регулятивные: выбирать наи
более эффективные способы
решения задач.
Познавательные: ориентиро
ваться в разнообразии способов
решения задач.
Коммуникативные: форму
лировать собственное мнение,
задавать вопросы
Регулятивные: принимать
учебную задачу урока; реф
лексия способов и условий
действий.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой ин
формации.
Коммуникативные: исполь
зовать речь для регуляции сво
его действия
Регулятивные: создавать ал
горитмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
личностные
результаты
8
Адекватная
мотивация
Адекватная мо
тивация: внут
ренняя позиция
школьника на ос
нове положи
тельного отно
шения к школе
Адекватная мо
тивация: оцени
вание своей ра
боты на уроке
20 Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
2
3
9
Знакомство с
алфавитом.
понятия
5
Буква,
алфавит
Решаемые проблемы
(цель)
4
формировать
представление о гласных
и согласных звуках;
познакомить с понятием
«мимика»; развивать
внимание
Что такое алфавит?
Цели: дать
представление об
алфавите, буквах как зна
ках звуков; развивать
логическое мышление,
фонематический слух
6
слияние со слогом,
состоящим из одного
гласного звука,
составлять
предложения с
опорой на рисунки и
схемы
Научатся:
определять
количество звуков в
слове, их
последовательность,
различать звуки
гласные и согласные,
твердые и мягкие
10
Гласный звук
[а], буквы А, а
Почему для обозначения
одного звука есть две
буквы А, а?
Цели: формировать
умение выделять звук [а]
из речи; развивать
фонематический слух,
умение слушать и
Гласный звук,
заглавная,
строчная бук
вы, печатные
и письменные
буквы, «лента
букв»
Познакомятся с
буквами А, а.
Научатся:
озвучивать буквы,
проводить слого
звуковой анализ
слова, приводить
примеры слов со
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
7
Познавательные: понимать
заданный вопрос, в соответствии
с ним строить устный ответ.
Коммуникативные: догова
риваться, приходить к общему
решению
Регулятивные: узнавать, на
зывать и определять объекты в
соответствии с окружающей
действительностью.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить сообщения
в устной форме.
Коммуникативные: строить
понятные для партнера выска
зывания
Регулятивные: узнавать, на
зывать и определять объекты в
соответствии с окружающей
действительностью.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить сообщения
в устной форме.
Коммуникативные: слушать
личностные
результаты
8
Адекватная
мотивация: на
чальные навыки
адаптации в ди
намично разви
вающемся мире
Адекватная мо
тивация: форми
рование культа
знаний и интел
лекта, потребно
сти в учебе
21 Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
2
3
Решаемые проблемы
(цель)
4
слышать
понятия
5
11
Гласный звук
[а], буквы А, а
В чем особенность
произношения звука [а]?
Цель: продолжать
формировать умение
выделять звук [а] из речи
Гласный звук,
заглавная,
строчная бук
вы, сказка,
вос
клицательное
предложение
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
6
звуком [а] в начале,
середине, конце
слова
Научатся: выделять
звук [а] из речи, об
щаться, слушать и
слышать, строить
высказывания о
пользе чтения,
пересказывать сказку
по серии картинок,
читать предложение с
восклицательной ин
тонацией (Ааа!)
7
собеседника
Регулятивные: моделировать,
выделять и обобщенно фикси
ровать группы существенных
признаков объектов с целью
решения конкретных задач.
Познавательные: преобразо
вывать практическую задачу в
познавательную.
Коммуникативные: форму
лировать собственное мнение и
позицию
12
Звук [о], буквы
О, о
Как выделить звук [о] из
речи?
Цели: познакомить с
буквами, обозначающими
гласный звук [о];
развивать фонема
тический слух; работать
над культурой речи
Пословица,
артикуляция,
буквы О, о
как знаки
звука[о]
Научатся: выделять
звук [о] из речи в
процессе слого
звукового анализа с
опорой на пред
метный рисунок и
схемумодель слова,
характеризовать
Регулятивные: моделировать,
выделять и обобщенно фикси
ровать группы существенных
признаков объектов с целью
решения конкретных задач.
Познавательные: распознавать
объекты, выделяя существенные
признаки; синтез, сравнение.
личностные
результаты
8
Адекватная мо
тивация: уста
новка на общече
ловеческие ори
ентации и пра
вильные ориен
тации в отноше
ниях с другими
людьми, на эти
ческие чувства
положительного
значения (эмо
циональнонрав
ственная отзыв
чивость)
Адекватная мо
тивация: готов
ность следовать
нормам приро
доохранного,
нерасточитель
ного поведения
22 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
7
Коммуникативные: форму
лировать собственное мнение и
позицию
Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
2
3
Решаемые проблемы
(цель)
4
понятия
5
13
Звук [о], буквы
О, о
14
Звук [и], буквы
И, и
Схема слова,
слого
звуковой
анализ. Взаи
мопомощь
Схема слова,
слого
звуковой
анализ
Как определить место
звука в слове?
Цель: формировать
умения выделять
ударный слог, делить
слово на слоги, из слогов
вычленять звуки,
объяснять значение слова
«взаимопомощь»
В чем особенность
произношения нового
звука?
Цели: познакомить с
буквами И, и,
обозначающими гласный
звук [и]; наблюдать за
позиционным изменением
согласных звуков:
6
выделенный звук с
опорой на таблицу,
находить слова с
буквами О, о в
текстах на страницах
Азбуки
Научатся: выделять
звуки [а] и [о] из
речи, четко и
правильно выражать
свои мысли, читать
предложение с
восклицательной ин
тонацией (Ооо!)
Научатся: выделять
звук [и] в процессе
слогозвукового
анализа с опорой на
предметный рисунок
и схемумодель
слова, проводить гра
мотно слого
звуковой анализ слов
личностные
результаты
8
Регулятивные: ставить и
формулировать проблемы.
Познавательные: выбирать
действия в соответствии с по
ставленной задачей и условиями
ее реализации.
Коммуникативные: адекватно
использовать речь для пла
нирования и регуляции своей
деятельности
Регулятивные: узнавать, на
зывать и определять объекты в
соответствии с окружающей
действительностью.
Познавательные: выбирать
действия в соответствии с по
ставленной задачей и условиями
ее реализации.
Коммуникативные: исполь
Адекватная
мотивация:
установка на
самостоятельнос
ть и личную
ответственность
за свои поступки
Адекватная мо
тивация: выра
жение чувства
гордости за свой
народ и его ис
торию
23 Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
2
3
15
Звук [и], буквы
И, и
16
Гласная буква
ы, звук [ы]
понятия
5
Звук, буква,
слог, слово
Решаемые проблемы
(цель)
4
твердые и мягкие
согласные
Чем отличается звук [и]
от ранее изученных
звуков? Цели: развивать
фонематический слух,
зрительную и тактильную
память; закреплять
знания о слогообразую
щей функции гласного
звука
Показатели
твердости
и мягкости,
буква ы как
знак звука [ы]
Какую работу выполняет
буква ы? Чем особенна
эта буква?
Цели: познакомить с бук
вой ы, обозначающей
гласный звук [ы];
развивать
фонематический слух,
связную правильную речь,
память, внимание
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
6
7
Научатся: правильно
артикулировать и
озвучивать букву и,
проводить слого
звуковой разбор слов,
пересказывать
знакомые детские
произведения,
находить слова с
буквами И, и в
текстах на страницах
Азбуки
Научатся: выделять
из речи гласный звук
[ы], наблюдать за
позиционной сменой
согласных звуков
(твердые и мягкие
согласные), делить
слова на слоги
зовать речь для регуляции
своего действия
Регулятивные: определять
последовательность промежу
точных целей и
соответствующих им действий с
учетом конечного результата.
Познавательные: предвидеть
возможности получения кон
кретного результата при ре
шении задачи.
Коммуникативные: форму
лировать собственное мнение и
позицию
Регулятивные: сличать способ
действия и его результат
с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений
и отличий от эталона.
Познавательные: использовать
установленные правила
в контроле способа решения.
Коммуникативные: слушать
собеседника, общаться друг с
другом
личностные
результаты
8
Адекватная
мотивация: ус
тановка на здо
ровый образ
жизни, личную
ответственность
за свои поступки
Адекватная
мотивация:
уважительное
отношение к
иному
мнению,
терпимость
24 Дата
2
№
п/п
1
17
Тема урока
(страницы
учебника)
3
Гласная
буква ы,
звук [ы]
18
19
Звук [у],
буквы У, у
Звук [у],
буквы У, у
Решаемые проблемы
(цель)
4
Как определить
количество
слогов в слове?
Цели: продолжить
формировать умение
выделять звук [ы] в речи;
работать над развитием
связной правильной речи,
памяти, внимания
На какой «этаж» «ленты»
мы поселим букву У?
Почему?
Цели: познакомить со
звуком [у], буквами У, у;
развивать умение
составлять схемы
предложений, слов
В чем разница между
заглавными и строчными
буквами?
Цели: учить выделять
звук [у] из речи; дать
общее представление о
назначении больших букв
понятия
5
Схема слова,
Слого
звуковой
анализ,
гласные
буквы
Схема
предложения,
отдельное
слово
Заглавная
буква, слог
слияние,
предлог
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
6
Научатся: наблюдать
за позиционной
сменой согласных
звуков, сравнивать и
различать печатную и
письменную буквы,
выполнять проверку
выполненного
задания
Познакомятся с бук
вой у как с целым
словом.
Научатся: выделять
звук [у] из речи;
составлять схемы
предложений.
Узнают назначение
заглавных букв при
составлении схем
предложений, имен
людей и кличек
животных
7
Регулятивные: самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности при решении
проблем различного характера.
Познавательные: понимать
заданный вопрос, в соответствии
с ним строить ответ.
Коммуникативные: вести
устный диалог в соответствии с
нормами родного языка
Регулятивные: осуществлять
классификацию по заданным
критериям.
Познавательные: устанавли
вать аналогии и причинно
следственные связи.
Коммуникативные: строить
монологичное высказывание
Регулятивные:
преобразовывать практическую
задачу
в познавательную, использовать
речь для регуляции своего
действия.
Познавательные: составлять
личностные
результаты
8
Адекватная
мотивация:
само
оценка на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности
Адекватная
мотивация:
эмпатия как
понимание
чувств других
людей и
сопереживание
им
Адекватная
мотивация:
самооценка на
основе
критериев
успешности
учебной
25 Дата
№
п/п
Тема урока
(страницы
учебника)
1
2
3
Решаемые проблемы
(цель)
4
понятия
5
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
6
7
план и последовательность
действий.
Коммуникативные: исполь
зовать речь для регуляции сво
его действия
личностные
результаты
8
деятельности
20
Звуки [н], [н']
буквы Н, н
21
Звуки [н], [н']
буквы Н, н
Чем отличается гласный
звук от согласного?
Цели: познакомить с
согласными звуками [н]?
[н'] и буквами Н, н;
озвучивать печатные
буквы вслух
Вместо каких слов можно
употреблять слова он,
оно, оно, они!
Цели: начать
формировать навыки
чтения вслух; закреплять
навыки чтения слогов и
слов с изученными буква
ми; упражнять в
Звонкий со
гласный звук,
слогслияние;
Русь, Родина,
богатырь
Букварный период (59 часов)
Научатся: давать
характеристику зву
кам [н], [н'] как твер
дым, мягким,
звонким, составлять
предложения к
предложенным схе
мам, озвучивать
печатные буквы
вслух
Научатся: читать хо
ром, парами,
индивидуально,
распространять
основу предложения
Значение
слова
Регулятивные: осуществлять
итоговый и пошаговый контроль
по результату.
Познавательные: различать
способ и результат действия.
Коммуникативные: определять
цели, функции участников,
способы взаимодействия
Достижение гар
монии с окру
жающими: вы
ражение чувства
сопричастности
и гордости за
свою Родину,
народ и историю
Регулятивные: осуществлять
итоговый и пошаговый контроль
по результатам.
Познавательные: классифици
ровать по заданным критериям.
Коммуникативные: строить
понятные для партнера выска
зывания
Осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
личной
ответственности
за свои поступки
26
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Литературное чтение (рабочая программа для учащихся 1а и 1 б класса) «Школа России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.