Министерство Образования и Науки Республики Бурятия
МКУ «Отдел образования» МО «Тарбагатайский район»
МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс: «20 лет Конституции Российской Федерации»
Номинация: Методическая разработка по изучению Конституции России
Родительское собрание во 2 классе
Тема: «Свобода и закон»
Выполнила: Емельянова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Селенгинская средняя
общеобразовательная школа»
Тарбагатайского района
Республики Бурятия
с. Солонцы 2013
Тема: Свобода и закон
Цели:
Повысить правовую культуру родителей младшего школьного
возраста;
Научить родителей умению использовать некоторые юридические
термины в практической деятельности, во взаимоотношениях с
педагогическим коллективом, органами социального обеспечения и
младшими подростками;
Формирование коммуникативной культуры родителей,
ответственность за выполнение своих родительских обязанностей.
Форма: обучающее родительское собрание в форме ситуативного
практикума.
Участники: родители второклассников, классный руководитель, участковый
инспектор или представитель органов юриспруденции.
Подготовительный этап: классный руководитель изучает литературу по
проблеме, готовит тексты с заданиями, отправляет приглашение родителям.
Оборудование, оформление: выставка литературы по проблеме собрания,
листы с заданием, эпиграф.
Ход родительского собрания:
1.Приветственное слово классного руководителя.
2. Беседа с родителями.
Тема нашего собрания «Свобода и закон».
Какие ассоциации вызывает у вас слово «свобода»? (высказывания
родителей)
А какие ассоциации вызывает слово «закон»? (высказывания родителей)
Что вы подразумеваете под словом «свобода»? (высказывания родителей)
Перед вами два эпиграфа: «Кто не любит свободы и истины, может быть
могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком»
Вольтер, «Свобода – это ответственность. Вот почему все её так бояться»
Бернард Шоу. Выберите тот эпиграф, который вы понимаете лучше, который
по смыслу вам ближе. Кто сможет высказать свою точку зрения?
Ситуация 1 «Что такое свобода?» Свобода – самое большое богатство после жизни, ведь даже в условиях
рабства мысли, чувства и желания человека оставались свободными.
«Какой смысл мы вкладываем сегодня в это слово? Нет другого слова,
которое получило бы больше различных значений и оказало бы столь же
сильное воздействие на умы, как оно. Одни посчитали свободу за возможность
свергнуть государя, которому они дали тираническую власть; другие за
право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – за право носить
оружие и проявлять жестокость; четвертые – за анархию, когда каждый волен
поступать, как хочется, жить по собственным законам. Некий народ долгое
время принимал за свободу обычай носить длинную бороду… короче, каждый
называл свободой то правление, которое более всего соответствовало его
обычаям и склонностям» Так высказался о свободе выдающийся французский
просветитель 18 века Шарль Монтескье.
Действительно, за тысячелетнюю историю представления о свободе
существенно менялись. Если в прошлом это было, прежде всего, стремление
освободиться от порабощения, эксплуатации и угнетения, то для
современного человека свобода заключается в возможности сделать свой
выбор, в праве поступить по своей воле, без принуждения.
Сейчас вам будут даны 3 статьи из правовых документов. Вам необходимо,
ознакомившись, найти общую идею, которая последовательно в них
прослеживается.
Из французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.
Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда
другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека
ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам
общества пользование теми же правами. Пределы этого могут быть
определены только законом…
Из Всеобщей декларации прав человека 1948г. Из статьи 29. 1. Каждый
человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно
свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав
и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям,
какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного
признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых
требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния
в демократическом обществе.
Из Конституции РФ 1993г. Статья 17. 1. В Российской Федерации
признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Вывод: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц.
Ситуация 2 «Существуют ли границы у свободы?»
Как установить меру свободы, чтобы интересы каждой стороны были
соблюдены? Как отмерить каждому порцию свободы? Именно право
устанавливает такую меру свободы. Только закон определяет её границы.
Можно сказать, что свобода не является абсолютной и неограниченной.
Шарлю Монтескье принадлежит ещё одно высказывание: «Свобода есть право
делать все, что дозволено законом». Чем демократичнее закон, чем больше он
признает общечеловеческие ценности, тем большей свободой обладает
человек в такой стране. Но свобода каждого из нас заканчивается там, где
начинаются права другого человека. Мы не можем пользоваться своей
свободой, нанося ущерб другим. Поэтому свобода неотделима от
ответственности.
Конституция РФ вслед за всеобщей декларацией прав человека допускает, что
права человека могут быть ограничены. Главный критерий здесь таков: права
и свободы одного человека не должны нарушать права и свободы других
людей. Права человека не абстракция, и некоторые права могут быть
ограничены.
Ещё
древнегреческие юристы говорили, что никто не несет ответственности за
свои мысли. А вот за выражение своих мыслей в форме слов человек должен
нести ответственность.
ограничена законом свобода слова.
Например,
Каждый из нас может свободно выражать свое мнение по любому вопросу.
Мы можем делать это в любой форме – устно, письменно или в виде
изображения. Закон разрешает нам делать это публично – через газеты и
журналы, другие средства массовой информации. Вместе с тем, закон
возлагает на нас ответственность за содержание распространяемых нами
сведений. Если они – заведомая ложь или выдумка, то по закону
выдвинувшего обвинения могут привлечь к ответственности. Закон запрещает
нецензурную брань в общественных местах, клевету и оскорбления, речи и
выступления, разжигающие национальную рознь. Ответственность за эти
действия предусматривает Уголовный Кодекс РФ.
Закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и свобод
других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя.
Только соблюдая эти ограничения, мы вправе рассчитывать на соблюдение и защиту наших свобод. Но как распорядиться своей свободой, будет решать
каждый самостоятельно.
Статья 6 гл.2 федерального Закона от 24.07.98г. № 124 ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит : «Ребенку от
рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы
человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации,
настоящим
Федеральным Законом, Семейным Кодексом РФ и другими правовыми актами
Российской Федерации»
Задание для родителей: Подумайте и выскажите свои суждения на следующие
вопросы:1) Что ограничивает свободу человека в государстве? 2)
Справедливо ли ограничение прав и свобод человека государством?
Ситуация 3 «Всегда ли существует равенство прав и обязанностей»
В юридическом смысле равенство означает признание за всеми людьми равных
возможностей пользоваться правами. Равенство на юридическом языке
называется равноправием. Это значит, что закон одинаково распространяется
на всех граждан страны. Все равны в правах и свободах независимо от своего
пола, расы, цвета кожи. Для закона не имеет значения, на каком языке
разговаривает человек, какое у него имущественное положение. Какую бы
религию он не исповедовал, какую бы должность не занимал, в каком бы он
месте не проживал, человек в одинаковой мере обладает всеми правами и
обязанностями, установленными законом. Каждый человек может покупать
или продавать имущество, обмениваться им, делать подарки, иметь частную
собственность и распоряжаться ею, выбирать профессию и трудиться,
обращаться за медицинской помощью и получать её и многое другое. Каждый
человек имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещенные
законом. В случае нарушения закона любое лицо несет ответственность, не
пользуясь привилегиями перед законом.
Право может «ввести» равенство людей. В чем оно будет тогда заключаться?
Вопервых, в равенстве всех и каждого перед законом и судом. И, вовторых,
в виде равных правовых возможностей (например, выбирать и быть избранным
в органы государственной власти, получать образование, свободно
передвигаться и выбирать себе место жительства и т.д) Из этого общего
правила есть исключения.
Задание для родителей. Подумайте, какие исключение могут быть? Приведите
примеры.
3. Заключительная часть Вернемся к высказываниям великих людей:
«Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но
никогда не будет великим человеком» Вольтер
«Свобода – это ответственность. Вот почему все её так бояться» Бернард
Шоу.
Какое высказывание стало вам ближе после обсуждения темы на собрании?
Почему?
В любом серьезном разговоре можно найти время для улыбки и шутки.
Проведем небольшую викторину о тех, кто в разных странах и в разные
времена охранял наши права:
В дореволюционной России так называли земское войско, несущее
местную службу. ( милиция)
Именно так в народе прозвали шашку городового. (селедка)
В этой организации служили первые архаровцы. (городская
полиция)
Так назывались чины политической полиции в царской России.
(жандармы)
В Германии вахтмайстер, во Франции ажан, в США – офицер, а
в Англии ? (констебель)
Так называется работник, ведущий скрытое наблюдение за
подозреваемым. (филер)
Во Франции с Фантомасом боролся комиссар Жюв, а в России..
(деревенский детектив Анискин)
Именно этот сыщик является популярным персонажем мирового
экрана – о нем снято более 200 игровых фильмов! (Шерлок Холмс)
Благодарю за ответы и работу на собрании. До следующей встречи! Литература
1) Бердяев Н.А. «Философия неравенства» М., 1990.
2) Всеобщая декларация прав человека 1948г.
3) Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» М.,2006.
4) Дик Н.Ф. «Веселые классные часы и родительские собрания» 2008.
5) Рожкова М.И. Классному руководителю о воспитательной системе класса
2000.
6) Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного процесса и
криминологии, учебное пособие, М.2000.
7) Конституция Российской Федерации 1993г.
8) Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Литературное сочинение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.