"Литературное веретено"- интеллектуальная игра
Оценка 4.7

"Литературное веретено"- интеллектуальная игра

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
русская литература
10 кл—11 кл
16.01.2017
"Литературное веретено"- интеллектуальная игра
"Литературное веретено"- необычная форма интеллектуальной игры по творчеству Л.Н.Толстого для старшеклассников. В игре участвуют две команды- можно 10 и 11, можно две команды из параллельных классов.Задания рассчитаны на знание текстов произведений писателя, героев, биографии и требуют смекалки, творчества. Во время подготовки командами ответов на задания для зрителей предусмотрены инсценированные отрывки, подготовленные учащимися среднего звена.
Литературное веретено.doc

Интеллектуальная игра по теме: "Литературное веретено" по творчеству Л.Н.Толстого

 

 Цели игры:

Расширить представление учеников 10-11 классов о личности писателя.

Задачи:

·        формировать интерес к произведениям Л.Н.Толстого;

·        воспитывать на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;

·        развивать в юных читателях  эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Подготовка к игре

Из класса выбирается две команды, каждая из которых состоит из 5 человек. Командам в качестве домашнего задания предлагается подобрать предмет для обмена, который мог бы, подобно визитной карточке, достойно представить его владельца,- героя произведения Л.Н.Толстого. Учащиеся готовят инсценирование  фрагментов произведений  писателя – юбиляра. Всем ребятам, за исключением членов команд, предлагается составить вопрос для команды. Можно предложить следующие образцы вопросов:

  • Продолжите фразу великого классика.
  • О чем пишет, что подразумевает классик, автор, герой, говоря …
  • В чем причина того или иного события, имеющего отношение к ….

В классе объявляется конкурс рисунков. Ребятам нужно проиллюстрировать любимый эпизод любимого произведения Толстого.

Оформление зала: портреты Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, подготовленная учениками, афиша, альбом.

ХОД ИГРЫ

Ведущий 1: Добрый день! Мы приветствуем сегодня в этом зале две команды игроков, членов жюри, гостей праздника и, конечно, уважаемых зрителей! 

Ведущий 2: День, конечно, добрый! И я тоже очень рад видеть здесь всех собравшихся. Но не могла бы ты объяснить, по какому поводу мы здесь собрались и о каком празднике ты говоришь?  

Ведущий 1: Как, разве ты не знаешь? В нашей школе сегодня все готовятся к юбилею.

Ведущий 2: Ах, да! Как я мог забыть! Ведь в этом году мы отмечаем  много юбилеев писателей - классиков! И проводим интеллектуальную игру – “Литературное веретено”. 

Ведущий 1: Интересное название! Как ты думаешь, почему эта игра получила такое имя? 

Ведущий 2: Все очень просто! Игра ведь будет проводиться на литературные темы, по произведениям литературы. 

Ведущий 1: Почему “веретено” литературное, действительно понятно. Но почему веретено? Кто-нибудь в зале знает, что такое веретено? (Ответы зрителей). В Толковом словаре С.И.Ожегова читаем:  Веретено- -а, мн. –тёна, -тён,ср.1.Приспособление для прядения(ручного или машинного) – стержень для навивания нити.

Ведущий 2: А как вы думаете, какова цель игры с таким названием? Может быть, команды уже хотят проявить себя?

Предположения зрителей и членов жюри. 

Ведущий 1: Совершенно верно, цель “Литературного веретена” – “по ниточке” собрать воедино все, что мы знаем о творчестве какого-либо писателя или все известное нам о литературном произведении. 

Ведущий 2: И, разумеется, мы не ограничимся только в обобщении уже известного, а постараемся узнать в ходе игры как можно больше нового и интересного. 

Ведущий 1: Нашу игру мы предлагаем начать с “Веретена”, посвященного творчеству художника слова, о котором поэт Александр Блок писал: "Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святости - живет среди нас".

  Как вы думаете, о ком идет речь? 

Зрители называют имя

Конечно, о Льве Николаевиче Толстом.

Ведущий 2: Итак, добро пожаловать в мир Толстого.

Инсценировка 1(Отрывок из повести «Детство»)

Все уходят. 

Ведущий 1: Вот и мы предлагаем вам наведаться, вслед за Николенькой Иртеньевым,  в родовое имение Толстых, в Ясную Поляну, с которым у писателя связана практически вся жизнь. А отправимся мы туда вместе с двумя командами.

Представление команд и приглашение их на сцену. 

Пока команды устраиваются на своих местах, ведущие представляют членов жюри. 

Ведущий 1: Итак, начинаем. Как там у Толстого: «Вечер у Анны Павловны был пущен…. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход,- так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом  или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». И мы заводим свое веретено. Первый конкурс называется «Блеф-клуб».

Вам будут даны утверждения, а вы соглашаетесь или не соглашаетесь с ними. Ответы только «да » или «нет». За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

 -Правда ли, что великий русский писатель принадлежал к старинному дворянскому роду Толстых, первое упоминание о которых относится к XVI веку; они вели свой род от Индриса, который, как отмечает П.И.Бирюков, «выехал из немец, из Цесарские земли» в Чернигов в 1353 г., с двумя сыновьями и с дружиною из трех тысяч человек»? ( Да).

- Верно ли утверждение, что юноша Лев Толстой носил на груди вместо нательного креста портрет  Софьи Берс? ( Нет, Жан-Жака Руссо).

-Правда ли, что Толстой приходится А.С.Пушкину четвероюродным племянником? (Да).

-Правда ли, что длинная рубашка толстовка названа так по имени писателя?

( Да).

-Правда ли, что дед Льва Николаевича слыл большим оригиналом при жизни, отправлял белье стирать в Голландию, а однажды в качестве презента подарил жене сказочника? (Да).

- Правда ли, что эпопею «Война и мир» продавали на вес и гонорар присылали за каждый проданный пуд? (Нет, не «Войну и мир», а многотомную «Азбуку» Толстого).

- Правда ли, что когда умерла мать, Толстому не было и двух, а когда не стало отца – 9 лет? (Да).

- Вы считаете верным утверждение, что отец Толстого для своих 5 детей для домашнего обучения нанял 5 учителей с зарплатой 500 рублей в год? (Нет, учителей было 12 и платил он им 87 тысяч рублей в год).

- Действительно ли у Толстого было 8 детей? ( Нет, 12).

-Верно ли, что  прижизненная библиотека Толстого составляла 22 тысячи книг? (Да).

Инсценировка 2  отрывка из романа «Война и мир»

 Ведущий 1. Очередной конкурс призван выявить самую быструю команду и называется “Пазлы”. Условия его очень просты. Участникам нужно собрать разрезанное высказывание о  Л.Н.Тостом в единое целое быстрее, чем это сделает другая команда. Оценка: верное составление цитаты – 5 баллов, скорость выполнения задания – 1 балл.  

Возможный вариант высказываний:

Чернышевский: "Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства останутся всегда существенными чертами его таланта".

 

«Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким»

Короленко

После готовности обеих команд объявление результатов команды читают получившиеся высказывания.

Ведущий 2: Пока команды работают, приглашаю зрителей на “Аукцион толстовских героев”. Наш зал условно делится на две команды, каждая из которых должна по очереди называть героев произведений Л.Н.Толстого. Победившей считается команда, давшая последний ответ. 

Ведущий 1: Следующий наш конкурс назван «Четвёртый - лишний»

 1.Среди перечисленных художественных произведений найдите лишнее: «Воскресение», «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство»  («Детство»).

2. Какое произведение не вышло из-под пера Толстого: «Казаки», «Холстомер», «Дикий помещик», «Живой труп»  («Дикий помещик»).

3. Какой из перечисленных персонажей не является героем романа Л.Н.Толстого: Николай Ростов,  Штольц, Лиза Болконская, Анна Шерер (Штольц).

4. Среди рассказов Толстого Л.Н. найдите лишний: «Рубка леса», «Кавказский пленник», «Севастополь в мае», «Пересолил»  («Пересолил»).

 Ведущий 2. Название следующего конкурса интригующее: «Прозвища и псевдонимы».

1. 24-летний Л.Н.Толстой, тогда офицер, так подписал  первое свое произведение- «История моего детства» (так редакция «Современника» без ведома автора изменила название «Детства»)  в 1852 году (Л.Н.).

2.Красивая дочь некрасивого гения стала прототипом главной героини романа Толстого (Мария Александровна Гартунг – дочь Пушкина – стала прототипом (внешний облик) – Анны Карениной).

3. Откуда у писателя такая фамилия? (По некоторым предположениям род Толстых получил свою фамилию от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одному из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой).

4. Девочка Малаша, не зная, что за человек на время расположился в их избе, мысленно называла этого героя дедушкой. Что это за исторический деятель, который на страницах одного романа Толстого  стал еще и литературным персонажем. (Кутузов М.И.)

5.Кто и кого называл «князь Тул»? (Башкиры Л.Н.Толстого, когда он приезжал отдыхать в Башкирию).

6.Кого  из близких семейства Толстых называли «Мадам Виардо»? ( Татьяну, сестру  жены писателя Софьи).

Ведущий 1. «Ошибочка вышла». Нет никакой ошибки, просто так называется следующий конкурс. Командам необходимо найти ошибки в утверждениях. 

1. Повесть Л.Н.Толстого  называется «Утро дворянина».  («Утро помещика»)

2. Одним из героев романа Толстого  «Война и мир» является Павел Кирсанов.  (Павел Кирсанов является героем романа Тургенева «Отцы и дети»)

3. Толстой  на страницах своего рома «Война и мир» представил образ Александра Суворова.  (Кутузова)

4. Статья Добролюбова Н.А. «Луч света в темном царстве» посвящена разбору романа «Анна Каренина». (Эта статья посвящена анализу пьесы Островского А.Н. «Гроза»).

5. Военные события в романе «Война и мир» представлены в такой последовательности: Бородинское сражение, Аустерлицкое сражение, Шенграбенское сражение.  (Шенграбенское сражение, Аустерлицкое сражение, Бородинское сражение)

Ведущий 2: Далее мы предлагаем вам сразиться в “Крестики-нолики”.  

Ведущий 1:  Не забудь напомнить, что даже “крестики-нолики” на “Литературном веретене” не такая уж и обычная игра. 

Ведущий 2: Да ведь ничего сложного нет. Просто каждая ячейка содержит вопрос на размышление, на который команде необходимо ответить.

  Оценка: правильный ответ – 4 балла, зачеркнутый ряд – 1 балл. 

Ведущий 1: По секрету скажу, что одна из ячеек содержит сектор “ПРИЗ”. Попасть бы только туда!

 С помощью карточек разыгрывается очередность хода

«Мне отмщенье – азъ воздам» - эпиграфом к какому произведению являются эти слова и что они означают?

( К «Анне Карениной».

Не вам судить её)

  Работая над «Воскресением», однажды, выйдя из кабинета, писатель вскричал: «Нашёл! как мокрая смородина!» Что он имел в виду?

(Глаза Катюши Масловой)

Как первоначально назывался роман «Война и мир»? Приведите варианты. («Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год», «Три поры»,«Декабристы»)

Какое издательство организовал Толстой вместе с Чертковым?

«Посредник»

Автор оперы «Война и мир» (Сергей Прокофьев)

Знаменитый советский режиссер, поставивший четырехсерийный фильм «Война и мир» и сыгравший сам одну из ключевых ролей. Назовите его фамилию и имя героя. ( Сергей Бондарчук- Пьер Безухов)

Назовите любимого композитора Л.Н.Толстого

(Ф.Шопен)

Исполните любимую песню Толстого.

(«Дубинушка»)

Приз

Стрелялся ли Толстой на дуэли? (Нет. Дважды был улажен конфликт: с литератором Лонгиновым  в 1856 и И.С.Тургеневым  весной 1861 года, но отношения прекратились на 17 лет).

Ведущий 2: Очередной этап нашей игры успешно преодолен командами, значит, можно двигаться дальше. 

Ведущий 1: Участники наших команд не только эрудированные, начитанные и просто умные люди, но еще и творчески одаренные. Дома они должны были  подобрать предмет для обмена, который мог бы, подобно визитной карточке, достойно представить его владельца,- героя произведения Л.Н.Толстого. Сейчас мы дадим им время на то,  чтобы подготовиться, а сами обратимся к этому стенду и поиграем в игру “Угадай героя” (игра с залом). 

Залу предлагаются характеристики героев произведений писателя, данные известными людьми или самим автором, которые сопровождаются детскими рисунками, иллюстрациями художников, фотографиями с постановок пьесы. Цель – догадаться, о ком идет речь 

Возможный вариант вопросов:

1.   Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах… Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. (Пьер Безухов).

2.    Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками…, с своими взбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками. Она отличалась своей грациозностью.( Наташа Ростова).

3.  Она была тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черную косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице… Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и сдержанной манерой она напоминала красивого … котёнка.    (Соня)     

  4. Он… седою гривой волос, напоминающих льва, над широким лбом и с характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-желтом лице.  ( Старый князь Болконский0 

 5. В русском литературном контексте ее предшественницей пародоксально оказывается Татьяна Ларина. Об этом писал Б.М.Эйхенбаум: «Стоит читателю представить себе дальнейшую жизнь пушкинской Татьяны – Татьяну замужем за нелюбимым мужем, как тотчас этот роман начинает выглядеть своего рода продолжением и окончанием «Евгения Онегина».

(Анна Каренина)

     6.  Главный герой одного из  романов, дворянин, помещик. Сильного сложения, широкоплечий, с курчавой бородой. Добрый и упрямый человек с неспокойной совестью. Нравственные и хозяйственные искания приводят его к отрицанию зла цивилизации: городской светской жизни, пореформенных буржуазных преобразований в России и к утверждению добра природы, явленного в деревенской семейной жизни, крестьянском и помещичьем совместном труде. Он автобиографический герой. Толстой  образовал его фамилию от своего имени «Лев», которое он произносил как Л/ев.

(К.Левин «Анна Каренина»)

Проведение конкурса – визитки героя

Инсценировка 2 (отрывок из «Анны Карениной») 

Ведущий 2: Следующий конкурс, в котором мы предлагаем вам поучаствовать – « Что? Где? Когда?»  Командам по очереди нужно отвечать на вопросы зрителей, победивших в конкурсе “Вопрос знатока”. Третьим этапом свои вопросы могут предложить члены жюри или учитель литературы. Параллельно награждаются знатоки. Составитель вопроса оценивает команду из расчета 5 баллов. 

Ведущий 1: Конкурс-эстафета. Для каждой команды надуто 6 шариков с  выражениями из произведений Толстого. Первый участник подбегает, “лопает” шарик, отвечает на вопрос: “Кому принадлежат эти слова?”, возвращается в команду, передавая ход следующему игроку. Ведущие отслеживают верность ответов. 

Оценка: правильный ответ – 1 балл, скорость – 2 балла. 

1. «Помни одно, …: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…- Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын     Н.Б.  мне будет… стыдно!» (князь Николай Болконский).

2. «Ну, Матвеевна, матушка, не выдавай!- говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос» (капитан Тушин).

3. «Я тебе помажу,- услыхал я его гневный голос.- Будешь мазать? Будешь?»

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

(Полковник, «После бала»).

 4. «Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются»,- подумал он и упал на спину. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу…(Андрей Болконский)

5. «Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, Какая прелесть! Да проснись же, Соня»,- сказала она почти со слезами в голосе.- ведь эдакой  прелестной ночи никогда, никогда не бывало». ( Наташа Ростова)

6.  «Вскочил он на ноги и говорит:

-А ты, ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

( «Кавказский пленник», Жилин).

7. «Ах, боже мой, граф! Есть такие минуты, что я пошла бы за всякого,- вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна.- Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что…ничего (продолжала она дрожащим голосом) не можешь для него сделать, кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда  мне уйти? (Княжна Марья)

8. «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей» (Пьер Безухов).

9. «Служил, да бросил.  Не гожусь, чистое дело марш,- и ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит.  Вот насчет охоты другое дело,- это чистое дело марш!» (Дядюшка).

10. «А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у неё уже дочери замужем»

(«После бала», Иван Васильевич).

11. «Так вы  до сих пор не замечали, как я прекрасна?- как будто сказала она.- Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам даже»,- сказал её взгляд (Элен Курагина).

12. «Как!- говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слез.- Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

( «Детство», Николенька Иртеньев)

Ведущий 1.  Наполнились наши веретёна, хотя мы не всё сказали о мире Толстого. Он безбрежен, и вы потихоньку всю жизнь будете открывать все новые и новые его страницы. А сегодня кто же больше намотал баллов- нитей? Слово  предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги. Награждение команд. 

Ведущий 2:  На этой торжественной ноте заканчивается наша игра, но не заканчивается жизнь произведений Л.Н.Толстого. Черта всех любимых героев  нашего юбиляра  – способность к  духовному росту. Мы тоже вам пожелаем постоянной работы над собой, в том числе, и читая Толстого!

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Интеллектуальная игра по теме: "Литературное веретено" по творчеству

Интеллектуальная игра по теме: "Литературное веретено" по творчеству

И проводим интеллектуальную игру – “Литературное веретено”

И проводим интеллектуальную игру – “Литературное веретено”

Ведущий 1: Вот и мы предлагаем вам наведаться, вслед за

Ведущий 1: Вот и мы предлагаем вам наведаться, вслед за

Действительно ли у Толстого было 8 детей? (

Действительно ли у Толстого было 8 детей? (

Детства») в 1852 году (Л.Н.)

Детства») в 1852 году (Л.Н.)

Оценка: правильный ответ – 4 балла, зачеркнутый ряд – 1 балл

Оценка: правильный ответ – 4 балла, зачеркнутый ряд – 1 балл

Л.Н.Толстого. Сейчас мы дадим им время на то, чтобы подготовиться, а сами обратимся к этому стенду и поиграем в игру “Угадай героя” (игра с залом)

Л.Н.Толстого. Сейчас мы дадим им время на то, чтобы подготовиться, а сами обратимся к этому стенду и поиграем в игру “Угадай героя” (игра с залом)

Лев», которое он произносил как

Лев», которое он произносил как

Ростова) 6. «Вскочил он на ноги и говорит: -А ты, ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не дам,…

Ростова) 6. «Вскочил он на ноги и говорит: -А ты, ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не дам,…

Цели игры : Расширить представление учеников 10-11 классов о личности писателя

Цели игры : Расширить представление учеников 10-11 классов о личности писателя
Скачать файл