Литературные странички для уроков физики
Оценка 4.6

Литературные странички для уроков физики

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
физика
7 кл—8 кл
05.03.2018
Литературные странички для уроков физики
Данный материал можно использовать как на обычных уроках физики, так и во время внеклассных мероприятий в 7-11 классах. Эти рассказы иллюстрируют в шуточной манере серьёзные физические явления и процессы, законы. По содержанию рассказов можно составлять качественные задачи, загадки; можно инсценировать их и показывать " в лицах". Некоторые рассказы можно использовать во время проведения недели физики для мероприятия в младших классах.
литературные странички для уроков физики.docx
Трение трения . Сила . 1. Рассказ трения о силе . Человек, в свою очередь, Сила Трения ненавидела человека. недолюбливал Силу Трения. Когда человеку приходилось тянуть к своему жилищу большое бревно, Сила Трения сразу же начинала ему мешать. Человек пытался притупить её бдительность: тянул бревно очень медленно – Сила Трения сразу же бралась за свою вредную; делал это очень быстро – Сила Трения тут как тут! Её хотели обмануть: один раз тянули бревно вправо, потом – влево. Чтобы у Силы Трения якобы «закружилась голова»! Но всё зря… Со временем люди заметили, что катить бревно значительно легче – меньше мешает вездесущая Сила Трения. Однако и так она делала своё чёрное дело. Как-то кто-то из людей додумался «разгладить» поверхность тела, и случилось чудо – Сила Трения стала очень слабенькой. Сила Трения аж задрожала от злости - была такой по своей природе – когда увидела бутылочку с маслом в руках рабочего – он собирался смазать ось подшипника. Один раз мальчик, от нечего делать, так старательно шлифовать поверхность деревянного бруска, что его стало невозможно тянуть по поверхности стола. А Сила Трения опять торжествовала! Но вот пришла зима, а с нею и гололедица. Человек шёл по улице, подскользнулся и растянулся на дороге. - Ох, как плохо, что трение очень слабое, - простонал человек. - Вот видишь, я так нужна людям, что меня даже зовут, - тешилась Сила Трения. Теперь человек не ругается на Трение никогда: просто, когда нужно, человек его увеличивает, а когда оно мешает – уменьшает. И Сила Трения в свою очередь довольна поведением человека. 2. Жюль Верн, «Матиас Шандор» «Готовился спуск на воду трабаколо- небольшого судна с двумя мачтами и парусами трапециевидной формы. Плотники начали выбивать из-под киля клинья, удерживающие трабаколо на спусковой дорожке. В это момент в гавань влетела нарядная яхта. Плотники прекратили свою работу, чтобы дать возможность яхте без помех пройти мимо спуска трабаколо, но оно неожиданно заскользило по спусковой дорожке в воду. Трабаколо неминуемо должно было врезаться в борт плывущей мимо верфи яхты. Вдруг из толпы зрителей выскакивает какой- то человек. Он хватает тросс, висящий на носу трабаколо. Но тщетно старается, упираясь в землю ногами, удержать тросс в руках. Его не страшит мысль, что трабаколо может увлечь его за собою. Поблизости врыта в землю швартовая кушка. В мгновение ока неизвестный набрасывает на неё тросс, который начинает медленно разматываться, а храбрец, рискуя попасть под него и быть раздавленным, сдерживает его сверхчеловеческой силой. Это длиться секунд десять. Наконец тросс лопнул. Но этих 10-ти секунд оказалось достаточно. Трабаколо…прошло за кормой яхты на расстоянии не более фута… Яхта была спасена». 3. О трении в литературе. В 30-х годах 20 века в Москве началась реконструкция. Улицы тогда были узкими, а времена уже давно изменились, и на дорогах попросту не хватало места. Тогда советские архитекторы, подумав, решили сдвинуть дома по Тверской (сейчас по ул.Горького). Сила трения качения помогла им в этом деле! А. Барто даже написала стихотворение “Дом переехал”. Вот строчки из произведения: “Возле Каменного моста, Где течёт Москва-река, Возле Каменного моста Стала улица узка. Там на улице заторы, Там волнуются шофёры. - вздыхает - постовой, - Дом мешает угловой!..” Ох, Выталкивающая сила Мяч в воде 1. Рассказ о выталкивающей силе - Ой, тону…. Ой, спасайте! – во весь голос заверещал мяч. Его кто-то силой запихнул в воду. Но на удивление, когда руку убрали, мяч вытолкнуло на поверхность воды. - Кто тут? Отзовись! Я хочу поблагодарить вас за то, что спасли меня. - Никакой невидимки тут нет, - тихо отозвалась вода. - Дело в том, что ты, милый мяч, как и любое тело в воде, имеешь некоторый объём. В этом и причина. - Не понимаю, -растеряно сказал мяч. - Я давлю на тебя сверху и снизу. И поскольку моя сила давления снизу больше, чем сверху, я выталкиваю тебя вверх, оберегаю тебя от того, чтобы ты утонул. - Боже, какая ты всесильная, водичка! – с трепетом в голосе сказал мяч. - Нет, не всесильная я, мяч. Вот, например, кинуть в мои объятия камень, и хотя я его выталкиваю, но уберечь его от падения на дно мне не удаётся. -Почему же камень тебе не помогает? - снова пришла очередь удивляться мячу. - Ничем помочь тут он не может. На него действует, кроме меня, ещё и сила тяготения Земли. Она больше, чем моя выталкивающая сила, потому я и проигрываю. С тех пор мяч не боится, когда кто- нибудь погружает его в воду: он знает, что обязательно всплывёт! 2. Стихи о выталкивающей силе  Возле трёх вокзалов продавали Крупные воздушные шары, Их торговки сами надували Воздухом, тяжёлым от жары. Те шары летать умели только Сверху вниз – и не наоборот!  Наша Таня громко плачет – Уронила в речку мячик! Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!  Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу… Будь попрочнее старый таз – Длиннее был бы наш рассказ! 3. О выталкивающей силе в литературе  «В Волгоградской области есть интересное озеро. С давних времён люди считают, что на дне озера живёт колдун, который никому не позволяет входить в его владения. Хотел селянин искупать своего коня в озере, а он, не успев даже войти в озеро, терял равновесие и падал. Предметы, брошенные в озеро, не тонули, а удерживались на поверхности неизвестной силой». (Е. Андреева «Раскрытие чудес»)  «Лейтенант, командующий подводной лодкой, при входе в порт принял решение поднырнуть под судно, которое стояло по курсу лодки (это было в Мёртвом море) … Но в это время ход лодки резко замедлился. Все качнулись вперёд. Лейтенант вздрогнул. Минёр на него посмотрел и спросил: - Похоже, сели на мель? Рули были поставлены на подъём, винт работал, приборы показывали, что лодка остаётся на одной и той же глубине. Лейтенант вспомнил, что тут в порту глинистое дно, и понял, что лодка своим брюхом влипла в эту вязкую жижу…» (Б. Житков «Под водой»)  «…Я посмотрел на барометр. Теперь я уже был на пять вёрст над землёй и чувствовал, что мне воздуха мало, и я стал дышать чаще. Я потянул верёвку, чтобы выпустить газ и спускаться, но или я ослаб, или что-то сломалось, но клапан не открывался… «Если не остановлю шар, - подумал я,- то он лопнет и я пропал» …Я со всех сил ухватился за верёвку и потянул. Слава Богу, клапан открылся…» (Л. Толстой «Рассказ астронавта»)  «…Огромный дирижабль висел над поляной, пришвартованный носом к причалочной мачте. Мачта гнулась и трещала. Сигароподобное тело раскачивалось, и снизу казалось, в воздухе повисло днище железной баржи…» (Л. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»)  «Егорушка…разбежался и полетел с полуторосаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал – какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его наверх». (А. П. Чехов «Степь»)  «Наш кок отпросился искупаться, но затока его не приняла. Она высоко выкидывала его ноги, и при всём старании кок не смог нырнуть. Это повеселило команду и немного улучшило её плохое настроение». (К. Паустовский «Кара-Бугаз»)  «…В холодной воде плавать легче, чем в тёплой. А в горячей и дерево тонет». (Л. Н. Толстой «Лёд, пар и вода») Испарение. Парообразование 1. Рассказ об испарении воды Вода в открытом сосуде была в отчаянии: она потеряла контроль над своими молекулами. -И чего им не хватает? Живётся им привольно, не то, что молекулам льда – ни шагу не ступить свободно, всё время в плену у больших сил взаимного притяжения. Мои же молекулы то слегка колеблются, то, когда им это надоедает, меняются местами. Одним словом, насилия над ними я не произвожу. Естественно, вседозволенности у моих молекул быть не может. Но, почему то, когда какая-либо из них приближалась к поверхности, то сделав отчаянный рывок, они преодолевали притяжение всех других и покидали воду. Вода не могла понять, что молекулы хотели абсолютной свободы! 2. Об испарении в художественной литературе  Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…» «Рита босиком, сапоги раскачивались за ее спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед отъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, потому что долго ловила попутную машину». Как образуется туман? Чаще всего туманы образуются осенью, ночью или утром, когда поверхность водоёмов остывает медленнее, чем находящийся над ней воздух. Тёплая вода испаряется, и мельчайшие капельки испарённой влаги образуют туман. Поверхность земли и находящиеся непосредственно над ней слои воздуха осенними ночами и по утрам, наоборот, быстро остывают. При соприкосновении таких холодных слоёв воздуха с тёплыми также образуется туман Строение атома 1. Рассказ положительном ионе о В некотором металле жил обыкновенный атом. Крепким, как орешек было его ядро. Протоны и нейтроны, как братья, стойко держались вместе, благодаря ядерным силам. Электроны же быстро вращались вокруг ядра. И всё бы ничего, если бы не произошло нечто необычное:   с   далёкой   орбиты   сошёл   электрон.   Опечалился   атом   –   ведь   со   сих   пор   он   был нейтральным, а теперь ему не хватает отрицательного заряда. Да и стыдно было перед другими нейтральными атомами, что нет у него порядка в доме!  Ещё не додумал свои горькие мысли наш бедный атом, как объявился и сосед: ­ Куда смотришь?! Позоришь нам славный наш род! Почему не доглядел за своим непутёвым электроном? Я своих, например, крепко держу, глаз с них не спускаю, особенно с крайних… И не договорил, как вдруг два его электрона, как будто сговорились, один за другим сошли со своих орбит и начали двигаться зигзагами между другими атомами. ­ Вот теперь сторожи свои оставшиеся электроны, да не учи меня, как на свете жить, уважаемый дважды   ионизированный   атом!   –   ехидно   заметил   наш   единожды   ионизованный   атом   – положительно заряженный ион. 2. Об ионизации в художественной литературе « …С моря поднималась туча – чёрная, тяжёлая, суровых очертаний, похожая на горный хребет.  Она ползла в степь… На месте Луны осталось только мутное опаловое пятно…И в степной дали,  теперь уже чёрной и страшной, как бы притаившейся, скрывавшей в себе что­то, вспыхивали  маленькие голубые огоньки. То тут, то там они на миг являлись и гасли, точно несколько людей,  рассыпавшихся по степи, далеко друг от друга, искали в ней что­то, зажигая спички, которые  ветер тот час же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что­то  сказочное». М. Горький «Старуха Изергиль»

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики

Литературные странички для уроков физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018