Литературный покер(игра для старшеклассников.

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературный покер.docx

                                      Литературный  покер

                                     (игра для старшеклассников)

 

 

        Цель: Определить объем знаний старшеклассников по классической и зарубежной литературе; пробудить интерес к литературе в частности и престижности знаний вообще.

 

        (Форма определена правилами игры в покер. Уровень сложности вопросов увеличивается от задания к заданию и убывает соответственно.

        Команда может быть сформирована следующим образом: ведущий, называя имя писателя, просит назвать его фамилию; первый, давший правильный ответ, приглашается на сцену.)

 

 

Варианты вопросов:

 

Этель Лилиан...               Войнич

Джеймс Фенимор...         Купер

Эдгар Аллан...                  По

Стефан ...                          Цвейг

Проспер...                         Мериме

Редьярд...                          Киплинг

Гюстав...                            Флобер

Мигель ...                           де Сервантес

 

Чингиз...                             Айтматов

Фазиль...                             Искандер

Валентин...                         Катаев; Пикуль

 Расул...                               Гамзатов

Булат...                                Окуджава

Илья...                                  Ильф; Эренбург

Леонид...                             Леонов

Василий...                            Шукшин

 

       Ведущий. Итак, команды сформированы. Жюри готово. Необходимое оборудование – на сцене. Прошу четко запомнить: балл (и его величина может совпадать с уровнем сложности задания) ставится только при полном ответе – автор  и верное название произведения. Количество  баллов, так же, как  и время на подготовку и порядок ответов, определяет ведущий и члены жюри.

       Условия понятны? Начинаем!

 

        Задание 1. Как называлось произведение, напечатанное Иваном Федоровым? (“Апостол”)

 

        Задание 2. Вспомните 2  проиведения, в названиях которых встречается упоминание о каких-либо днях недели. (“Воскресенье” Толстого, “Клуб по вторникам” А.Кристи, “Фиалки по средам” А.Моруа, “Рассказы по понедельникам” А.Доде.)

         Для активизации сидящих в зале можно вовлечь в игру и зрителей. После ответов команд возможны  дополнения из зала с выдачей жетонов за правильный  ответ.)

 

        Задание 3. Назвать фамилии 4 известных авторов, имеющих имя Михаил.

(Лермонтов, Шолохов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко.)

 

        Задание 4. Вспомнить пять произведений, названия которых содержат указания на определенный город.

(“Полтава”, “Домик в Коломне”  Пушкина;

“Тамбовская казначейша”, “Панорама Москвы” Лермонтова;

“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева;

“Миргород”, “Петербургские повести” Гоголя.)

 

       Задание 5. Назовите 6 произведений, в названиях которых встречаются всевозможные титулы (например, “Семь подземных королей” А.Волкова.)

 (“Королева Марго”, “Граф Монте Кристо” А.Дюма;

 “Маленький принц” А.Сент-Экзюпери;

“Принц и нищий” М.Твена;

“Князь Серебряный” А.Толстого;

 “Княжна Тараканова” Г.Данилевского.)

 

        Задание 6. Вспомните 7 произведений, в названиях которых встречаются какие-либо птицы или животные.

       Внимание! При выполнении этого задания не допускается перечисление всех новелл из “Рассказов о животных” Сетона-Томпсона  можно назвать только 1), всех басен Крылова (только 1). Кроме того, не зачитываются названия народных сказок.

(“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди” Г.Х.-Андерсена;

“Морской волк” Д.Лондона;

“Крокодил” Ф.Достоевского;

“Собачье сердце” Булгакова;

“Ранние журавли”, “Пегий пес, бегущий краем моря” Ч.Айтматова;

“Золотой теленок” И.Ильфа и Е.Петрова;

“Заклинательница змей” Ф.Соллогуба;

“Остров пингвинов” А.Франса)

 

        Задание 7. Назовите 8 произведений, в названиях которых  содержатся какие-либо указания на родственные отношения.

(“Дядюшкин сон” Ф.Достоевского;

“Сестры” Мамина-Сибиряка;

“Мать” Горького;

“Два брата” Лермонтова;

“Братья-разбойники” Пушкина;

“История одной матери” Г.-Х.Андерсена;

“Отец Сергий” Толстого;

“Иван Федорович Шпонька и его тетушка” Н.Гоголя;

“Наталья, боярская дочь” Н.Карамзина;

“Детские годы Багрова-внука” Аксакова;

“Сын полка” Катаева;

“Братья Карамазовы” Достоевского;

“Три сестры”, “Дядя Ваня” Чехова;

“Дед Мазай и зайцы” Н.Некрасова.)

 

        Задание 8. Назовите 9 произведений, имеющих в своем названии какой-либо определенный цвет.

(“Белый клык”, “Белое безмолвие” Д.Лондона; “Красное и черное” Стендаля;

“Желтый туман” А.Волкова; “Белый пудель” А.Куприна; “Белые ночи”  Достоевского; “Мороз, Красный нос” Н.Некрасова; “Черный человек” Есенина;

“Голубые города” А.Толстого; “Белый параход”, “Тополек мой в красной косынке” Ч.Айтматова, “Черный консул” А.Виноградова; “Алые паруса”, “Зеленая лампа” А.Грин; “Голубая чашка” А.Гайдара; “Аленький цветочек” С.Аксакова; “Белый вождь” М.Рида; “Белый Бим Черное Ухо” Г.Троепольского; “Малиновая вода” И.Тургенева; “Калина красная” В.Шукшина.)

 

        Задание 9. Назовите 10 произведений, в названиях которых содержатся числа.

“Девяносто третий год” В.Гюго; “10 лет спустя”, “20 лет спустя”, “Сорок пять” А.Дюма; “15-летний капитан” Ж.Верна; “Двенадцатая ночь” В.Шекспира; “Сердца трех” Дж.Лондона; “Петр Первый” А.Толстого; “Три дня в деревне”

 Л.Толстого; “12 стульев”И.Ильфа и Е.Петрова; “Два капитана” В.Каверина;

“В круге первом”  А.Солженицына; “17 мгновений весны” Ю.Семенова  ; “Трое в лодке, не считая собаки” Дж. К.Джерома; “Вокруг света за 80 дней” Ж.Верна;  “Десять негритят” А.Кристи; “12 месяцев” С.Маршака; “Первая любовь”Тургенева; “Двенадцать” А.Блока;)

 

        Ведущий. Ну что ж, наша игра достигла своего апогея.Теперь уровень сложности заданий будет убывать снова до одного ответа. Я вижу, вы устали – предлагаю немного отдохнуть.

(Можно предложить фрагмент мультфильма “Вокруг света за 80 дней” или спеть всем вместе под гитару песню “Алые паруса”.

 

Ребята, надо верить в чудеса.

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И чайка пропоет над океаном.

Не три глаза, ведь же не сон,

И алый парус так же гордо реет,

В той бухте, где отважный Грэй

Нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя.

 

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась,

А без друзей, конечно, было б очень трудно жить

И серым стал бы даже алый парус.

 

       Задание 10. Назовите 9 проиведений, название которых строится  по формуле “имя + фамилия” героя.

(“Анна Каренина” Л.Толстого; “Евгений Онегин” Пушкина; “Борис Годунов” Пушкина; “Анна Снегина” Есенина; “Тарас Бульба” Гоголя; “Неточка Незванова” Достоевского; “Макар Чудра” Горького; “Фома Гордеев” Горького; “Джен Эйр” Ш.Бронте; “Питер Пен” Д.Барри; )

 

      Задание 11. Назовите 7 произведений, имеющих в названии драгоценные камни.

(“Золотой жук” По; “Гранатовый браслет” А.Куприна; “Алмазный мой венец” В.Катаева; “Малахитовая шкатулка” П.Бажова; “Изумруд” А.Куприна; “Волшебник изумрудного города” А.Волкова; “Князь Серебряный” А.Толстого; ”Золотой ключик” А.Толстого; “Серебряное копытце” П.Бажова; “Золотая цепь” А.Грина; “Золотой теленок” И.Ильфа, Е.Петрова; “Хрустальный лак”, “Аметистовое дело”, “Золотой волос” П.Бажова.)

 

       Задание 12. Назовите пять произведений, в названии которых встречаются различные виды насекомых.

(“Осиное гнездо” А.Кристи; “Овод” Э.Войнич; “Клоп” Маяковского; “Повелитель блох”  Э.Гофмана; “Муха-цокотуха”, “Тараканище” К.Чуковского; “Стрекоза и муравей” Крылова; “Золотой жук” Э.По.)

 

      Задание 13. Вспомните четырех писателей, имеющих двойную фамилию.

(Мамин-Сибиряк, Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Новиков-Прибой, Сетон-Томпсон)

 

       Задание 14. Вспомните трех писателей, имеющих одинаковую фамилию.

(Л.Н.Толстой, А.Н.Толстой, А.К.Толстой.)

 

       Задание 15. Вспомните братьев-писателей (не менее 2 примеров.)

(Братья Гримм, братья Гонкур, братья Вайнеры, братья Стругацкие; братья Жемчужниковы, братья В. и С.Крапивины.)

 

         Задание 16. Кем написано самое длинное произведение и как оно называется?

(Эмиль Золя. 20 томов “Ругон-Маккары”)

 

          Задание 17. Назовите произведения, содержащие в названии воинские названия.

(“Казаки” Л.Толстого; “Стойкий оловянный солдатик” Г.-Х. Андерсена; “Капитанская дочка” А.Пушкина; “Корсар” Лермонтова; “Юнкера”, “Штабс-капитан Рыбников” А.Куприна; “Приключения  капитана Врунгеля” Н.Некрасова; “Белая гвардия” Булгакова; “Два капитана” В.Каверина; “15-летний капитан” Ж.Верна; ”Военный летчик” А.С-Экзюпери; “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Салтыкова-Щедрина.)

 

      Если команды в итоге набрали равное количество баллов, то определить победителя поможет блицтурнир:

 

а)Родоначальник детективного жанра. (Эдгар По, новелла “Золотой жук”.)

б)Автор знаменитой “Кармен”. (Проспер Мериме.)

 в)Назовите настоящую фамилию:

Корнея Чуковского (Николай Корнейчуков)

Эрих Мария Ремарка ( Крамер)

Жорж Санд (Аврора Дюпен)

г)Назовите проиведения, в названиях которых содержится указание на какую-либо часть лица.

(“Нос” Гоголя, “Мороз, Красный нос” Н.Некрасова)

 

     Ведущий. Вот и закончилась наша игра.Подведены итоги, выявлены победители. Поощрены и знатоки литературы, сидящие в зале.Очень хочется надеяться, что вы хорошо знаете не только названия, но и произведения, о которых шла речь. Аесли вдруг нет...Будем считать цель игры достигнутой, если вы заинтересовались и захотели прочитать эти замечательные книги.