Литературный покер
(игра для старшеклассников)
Цель: Определить объем знаний старшеклассников по классической и зарубежной литературе; пробудить интерес к литературе в частности и престижности знаний вообще.
(Форма определена правилами игры в покер. Уровень сложности вопросов увеличивается от задания к заданию и убывает соответственно.
Команда может быть сформирована следующим образом: ведущий, называя имя писателя, просит назвать его фамилию; первый, давший правильный ответ, приглашается на сцену.)
Варианты вопросов:
Этель Лилиан... Войнич
Джеймс Фенимор... Купер
Эдгар Аллан... По
Стефан ... Цвейг
Проспер... Мериме
Редьярд... Киплинг
Гюстав... Флобер
Мигель ... де Сервантес
Чингиз... Айтматов
Фазиль... Искандер
Валентин... Катаев; Пикуль
Расул... Гамзатов
Булат... Окуджава
Илья... Ильф; Эренбург
Леонид... Леонов
Василий... Шукшин
Ведущий. Итак, команды сформированы. Жюри готово. Необходимое оборудование – на сцене. Прошу четко запомнить: балл (и его величина может совпадать с уровнем сложности задания) ставится только при полном ответе – автор и верное название произведения. Количество баллов, так же, как и время на подготовку и порядок ответов, определяет ведущий и члены жюри.
Условия понятны? Начинаем!
Задание 1. Как называлось произведение, напечатанное Иваном Федоровым? (“Апостол”)
Задание 2. Вспомните 2 проиведения, в названиях которых встречается упоминание о каких-либо днях недели. (“Воскресенье” Толстого, “Клуб по вторникам” А.Кристи, “Фиалки по средам” А.Моруа, “Рассказы по понедельникам” А.Доде.)
Для активизации сидящих в зале можно вовлечь в игру и зрителей. После ответов команд возможны дополнения из зала с выдачей жетонов за правильный ответ.)
Задание 3. Назвать фамилии 4 известных авторов, имеющих имя Михаил.
(Лермонтов, Шолохов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко.)
Задание 4. Вспомнить пять произведений, названия которых содержат указания на определенный город.
(“Полтава”, “Домик в Коломне” Пушкина;
“Тамбовская казначейша”, “Панорама Москвы” Лермонтова;
“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева;
“Миргород”, “Петербургские повести” Гоголя.)
Задание 5. Назовите 6 произведений, в названиях которых встречаются всевозможные титулы (например, “Семь подземных королей” А.Волкова.)
(“Королева Марго”, “Граф Монте Кристо” А.Дюма;
“Маленький принц” А.Сент-Экзюпери;
“Принц и нищий” М.Твена;
“Князь Серебряный” А.Толстого;
“Княжна Тараканова” Г.Данилевского.)
Задание 6. Вспомните 7 произведений, в названиях которых встречаются какие-либо птицы или животные.
Внимание! При выполнении этого задания не допускается перечисление всех новелл из “Рассказов о животных” Сетона-Томпсона можно назвать только 1), всех басен Крылова (только 1). Кроме того, не зачитываются названия народных сказок.
(“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди” Г.Х.-Андерсена;
“Морской волк” Д.Лондона;
“Крокодил” Ф.Достоевского;
“Собачье сердце” Булгакова;
“Ранние журавли”, “Пегий пес, бегущий краем моря” Ч.Айтматова;
“Золотой теленок” И.Ильфа и Е.Петрова;
“Заклинательница змей” Ф.Соллогуба;
“Остров пингвинов” А.Франса)
Задание 7. Назовите 8 произведений, в названиях которых содержатся какие-либо указания на родственные отношения.
(“Дядюшкин сон” Ф.Достоевского;
“Сестры” Мамина-Сибиряка;
“Мать” Горького;
“Два брата” Лермонтова;
“Братья-разбойники” Пушкина;
“История одной матери” Г.-Х.Андерсена;
“Отец Сергий” Толстого;
“Иван Федорович Шпонька и его тетушка” Н.Гоголя;
“Наталья, боярская дочь” Н.Карамзина;
“Детские годы Багрова-внука” Аксакова;
“Сын полка” Катаева;
“Братья Карамазовы” Достоевского;
“Три сестры”, “Дядя Ваня” Чехова;
“Дед Мазай и зайцы” Н.Некрасова.)
Задание 8. Назовите 9 произведений, имеющих в своем названии какой-либо определенный цвет.
(“Белый клык”, “Белое безмолвие” Д.Лондона; “Красное и черное” Стендаля;
“Желтый туман” А.Волкова; “Белый пудель” А.Куприна; “Белые ночи” Достоевского; “Мороз, Красный нос” Н.Некрасова; “Черный человек” Есенина;
“Голубые города” А.Толстого; “Белый параход”, “Тополек мой в красной косынке” Ч.Айтматова, “Черный консул” А.Виноградова; “Алые паруса”, “Зеленая лампа” А.Грин; “Голубая чашка” А.Гайдара; “Аленький цветочек” С.Аксакова; “Белый вождь” М.Рида; “Белый Бим Черное Ухо” Г.Троепольского; “Малиновая вода” И.Тургенева; “Калина красная” В.Шукшина.)
Задание 9. Назовите 10 произведений, в названиях которых содержатся числа.
“Девяносто третий год” В.Гюго; “10 лет спустя”, “20 лет спустя”, “Сорок пять” А.Дюма; “15-летний капитан” Ж.Верна; “Двенадцатая ночь” В.Шекспира; “Сердца трех” Дж.Лондона; “Петр Первый” А.Толстого; “Три дня в деревне”
Л.Толстого; “12 стульев”И.Ильфа и Е.Петрова; “Два капитана” В.Каверина;
“В круге первом” А.Солженицына; “17 мгновений весны” Ю.Семенова ; “Трое в лодке, не считая собаки” Дж. К.Джерома; “Вокруг света за 80 дней” Ж.Верна; “Десять негритят” А.Кристи; “12 месяцев” С.Маршака; “Первая любовь”Тургенева; “Двенадцать” А.Блока;)
Ведущий. Ну что ж, наша игра достигла своего апогея.Теперь уровень сложности заданий будет убывать снова до одного ответа. Я вижу, вы устали – предлагаю немного отдохнуть.
(Можно предложить фрагмент мультфильма “Вокруг света за 80 дней” или спеть всем вместе под гитару песню “Алые паруса”.
Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И чайка пропоет над океаном.
Не три глаза, ведь же не сон,
И алый парус так же гордо реет,
В той бухте, где отважный Грэй
Нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей, конечно, было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Задание 10. Назовите 9 проиведений, название которых строится по формуле “имя + фамилия” героя.
(“Анна Каренина” Л.Толстого; “Евгений Онегин” Пушкина; “Борис Годунов” Пушкина; “Анна Снегина” Есенина; “Тарас Бульба” Гоголя; “Неточка Незванова” Достоевского; “Макар Чудра” Горького; “Фома Гордеев” Горького; “Джен Эйр” Ш.Бронте; “Питер Пен” Д.Барри; )
Задание 11. Назовите 7 произведений, имеющих в названии драгоценные камни.
(“Золотой жук” По; “Гранатовый браслет” А.Куприна; “Алмазный мой венец” В.Катаева; “Малахитовая шкатулка” П.Бажова; “Изумруд” А.Куприна; “Волшебник изумрудного города” А.Волкова; “Князь Серебряный” А.Толстого; ”Золотой ключик” А.Толстого; “Серебряное копытце” П.Бажова; “Золотая цепь” А.Грина; “Золотой теленок” И.Ильфа, Е.Петрова; “Хрустальный лак”, “Аметистовое дело”, “Золотой волос” П.Бажова.)
Задание 12. Назовите пять произведений, в названии которых встречаются различные виды насекомых.
(“Осиное гнездо” А.Кристи; “Овод” Э.Войнич; “Клоп” Маяковского; “Повелитель блох” Э.Гофмана; “Муха-цокотуха”, “Тараканище” К.Чуковского; “Стрекоза и муравей” Крылова; “Золотой жук” Э.По.)
Задание 13. Вспомните четырех писателей, имеющих двойную фамилию.
(Мамин-Сибиряк, Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Новиков-Прибой, Сетон-Томпсон)
Задание 14. Вспомните трех писателей, имеющих одинаковую фамилию.
(Л.Н.Толстой, А.Н.Толстой, А.К.Толстой.)
Задание 15. Вспомните братьев-писателей (не менее 2 примеров.)
(Братья Гримм, братья Гонкур, братья Вайнеры, братья Стругацкие; братья Жемчужниковы, братья В. и С.Крапивины.)
Задание 16. Кем написано самое длинное произведение и как оно называется?
(Эмиль Золя. 20 томов “Ругон-Маккары”)
Задание 17. Назовите произведения, содержащие в названии воинские названия.
(“Казаки” Л.Толстого; “Стойкий оловянный солдатик” Г.-Х. Андерсена; “Капитанская дочка” А.Пушкина; “Корсар” Лермонтова; “Юнкера”, “Штабс-капитан Рыбников” А.Куприна; “Приключения капитана Врунгеля” Н.Некрасова; “Белая гвардия” Булгакова; “Два капитана” В.Каверина; “15-летний капитан” Ж.Верна; ”Военный летчик” А.С-Экзюпери; “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Салтыкова-Щедрина.)
Если команды в итоге набрали равное количество баллов, то определить победителя поможет блицтурнир:
а)Родоначальник детективного жанра. (Эдгар По, новелла “Золотой жук”.)
б)Автор знаменитой “Кармен”. (Проспер Мериме.)
в)Назовите настоящую фамилию:
Корнея Чуковского (Николай Корнейчуков)
Эрих Мария Ремарка ( Крамер)
Жорж Санд (Аврора Дюпен)
г)Назовите проиведения, в названиях которых содержится указание на какую-либо часть лица.
(“Нос” Гоголя, “Мороз, Красный нос” Н.Некрасова)
Ведущий. Вот и закончилась наша игра.Подведены итоги, выявлены победители. Поощрены и знатоки литературы, сидящие в зале.Очень хочется надеяться, что вы хорошо знаете не только названия, но и произведения, о которых шла речь. Аесли вдруг нет...Будем считать цель игры достигнутой, если вы заинтересовались и захотели прочитать эти замечательные книги.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.