Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)
Оценка 4.9

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Оценка 4.9
docx
25.12.2019
Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)
публикация литературный ринг.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55»

города Магнитогорска

 

 

 

 

 

Литературный ринг «Знатоки сказок»

(для обучающихся начальной школы)

 

 

 

 

 

подготовила

Кирьянова Анна Игоревна

педагог-библиотекарь

 

 

 

 

2019

Магнитогорск

Цели: Приобщение детей к художественной литературе, развитие у обучающихся эмоционально-эстетического восприятия произведений, расширение читательского кругозора. Урок нацелен на привлечение внимание детей к чтению книг. Данную викторину можно проводить в предметной декаде по чтению между классами, как итоговое занятие по внеклассному чтению в одном классе.

 

Ход мероприятия

Библиотекарь:  Добрый день, мальчики и девочки. Сегодня, мы с вами поиграем в игру, которая называется «литературный ринг». Тема ринга – сказки. В нашей игре участвуют две команды.  Для начала ребята должны придумать название своей команде (Например: 1-я команда  «Эрудиты», 2-я команда «Знатоки») и  выбрать капитанов команд. (Капитанам надевают галстуки).  Когда ответ команды готов – капитан команды поднимает руку, выкрикивать с места нельзя, иначе ответ не будет засчитан. Представляем вам наше жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.


(Перед тем как начать игру, библиотекарь проводит с детьми небольшую беседу о сказках)

Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее её название басень – от слова «баять», «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: что ты мне сказки рассказываешь.

Существуют три основных вида сказок: о животных, волшебные и бытовые.

В сказках о животных звери наделены чертами, которые присущи людям  Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Например, «Волк и лиса», «Зайкина избушка».

Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Такая сказка изобилует волшебными событиями и приключениями, будоража воображение. Например, «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».

Действия в бытовых сказках происходят в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.  Например, «Репка», «Каша из топора».

 

Ребята, а какие сказки вы любите больше всего? Какие сказки вам читали или читают ваши родители? Каких писателей-сказочников вы знаете? (Ответы детей)

Библиотекарь: Итак, мы начинаем литературный ринг!  

Первый раунд:

Продолжите русские пословицы, поговорки и афоризмы о сказках:

1. Всякой сказке бывает … (конец)

2. Кашу кушай, а сказку … (слушай): умом-разумом смекай, да на ус … (мотай)

3. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело … (делается)

4. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым … (молодцам урок)

5. Ни в сказке сказать, ни … (пером описать)

6. Либо дело делать, либо … (сказки сказывать)

7. Быль не сказка: из нее слова не … (выкинешь)

 

Второй раунд:

Отгадай сказочного героя:

1. «Мутант», друг говорящего крокодила (Чебурашка)

2. Какой царь разбогател на ореховой скорлупе (Гвидон)

3. Как звали кота, который хотел подружиться с мышами (Леопольд)

4. Кто мог сказать: «На  «Жигули» денег не хватило, купил печку»? (Емеля)

5. Как звали галчонка из Простоквашино? (Хватайка)

6. Как зовут самого знаменитого белого медвежонка? (Умка)

7. Сказочный «долгоносик» (Буратино)

8. Сказочный злодей, лишившийся своего театра, позарившись на чужую коморку (Карабас-Барабас)

9. Сказочный мальчик, совершивший путешествие на домашней птице (Нильс) 

 

Третий раунд:

Кому из писателей принадлежат следующие десять сказок: 

(Ганс Христиан Андерсен)

1. Цветы маленькой Иды

2. Калоши счастья

3. Дикие лебеди

4. Сундук-самолет

5. Свинопас

6. Пастушка и трубочист

7. Девочка со спичками

8. Старый уличный фонарь

9. Новое платье короля

10.Огниво

 

Четвертый раунд:

Вспомните сказки, в названиях которых есть цифры и числа  

(Например: «Два мороза», «Двенадцать месяцев (С.Маршак), «Волк и семеро козлят», «Семь подземных королей» (А.Волков), «Али-Баба и сорок разбойников», «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)  и.т.д.).

 

Пятый раунд:

Блицтурнир (Быстрый вопрос – быстрый ответ)

1.Любимые грибы Бабы Яги (Мухоморы)

2. Как старуха бранила старика, в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»)

3.Имя непослушного братца Алёнушки (Иванушка)

4. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»? (Подснежники)

5. Кто автор сказки «Айболит»? (К.И.Чуковский)

6. Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде)

7. Самый известный милиционер на свете? (Дядя Степа)

8. Самая несчастная птица из сказки Андерсена? (Гадкий утенок)

9. Многоглавый огнедышащий дракон? (Змей Горыныч)

10. Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы)

 

Шестой раунд:

Назовите волшебные предметы из сказок (Каждая команда отвечает по очереди, не более 10 вариантов).

 (Например: Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, шапка-невидимка и.т.д.).

 

Седьмой раунд:

Продолжите сказочную фразу:

1. Избушка, избушка, встань к лесу задом … (а ко мне передом)

 

2. Тянут-потянут … (вытянуть не могут)

 

3. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя … (и подавно уйду!)

 

4. Свет мой, зеркальце, скажи … (да всю правду доложи)

 

5. Пойди туда, не знаю куда … (принеси то, не знаю что)

 

6. По щучьему велению…(по моему хотению)

 

7. Повернись к лесу задом (ко мне передом)

 

8. Тепло ли тебе девица … (тепло ли тебе, красная?)

 

9. Ветер, ветер ты могуч… (ты гоняешь стаи туч…)

 

10. В некотором царстве… (в некотором государстве)

 

 

Восьмой раунд:

 

Сказочные телеграммы. Кто из сказочных героев мог дать следующие телеграммы?

 

1. Медведя обманула, еду в лукошке домой (Машенька, сказка «Маша и медведь»)

2. Купил семена. Приезжайте тянуть (Дед, сказка "Репка")

3. Купила самовар. Приглашаю к чаю (Муха, сказка "Муха-Цокотуха", авт. К.Чуковский)

4. Обязуюсь впредь мыть посуду (Федора, сказка "Федорино горе", авт. К. Чуковский)

5. Спасите! Нас съел серый волк (козлята, сказка «Волк и семеро козлят»)

6. За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка», авт. Г.Х.Андерсен )

7. «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу» («Царевна лягушка»,  русская народная сказка)

 

8. «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» («Муха-цокотуха», авт. К. Чуковский )

 

Девятый раунд:

 

Исправьте ошибку в названиях сказок

 

1. «Лисичка с кастрюлечкой» – «Лисичка со скалочкой»

 

2. «По рыбьему веленью» – «По щучьему веленью»

 

3. «Сивка-будка» – «Сивка-бурка»

 

4. «Малыш и Карлсон, который живёт в подвале» - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» 

5. «Суп из топора» - «Каша из топора

6. «Волк и пятеро козлят» - «Волк и семеро козлят»

7.  «Снежная принцесса» – «Снежная королева»

 

8. «Маленький Мак» – «Маленький Мук»

 

9. «Гадкий цыпленок» – «Гадкий утенок»

 

10. «Сказка о рыбаке и рыбачке» – «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

Десятый раунд

Конкурс "Волшебные предметы".  Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:

- у Деда Мороз (посох)

- у солдата из сказки Андерсена? (огниво)

- у Буратино? (золотой ключик)

- у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)

- у Золушки? (хрустальные туфельки)

- у мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)

 у Бабы-Яги? (метла)

- у Алладина? (лампа с джинном)

 

Одиннадцатый раунд

Узнай отрывок из сказки

1. ―Так что ты попросил у золотой рыбки? Какое желание загадал? ― поинтересовалась баба.

― Вот, попросил дать нам новое корыто. Старое уже сгнило, да протекает, ― ответил дед.

― Дурак! Что же ты не попросил у рыбки новый дом и сундуки с золотом? Вернись и скажи, чтобы она сделала меня царицей, да чтобы мне все кланялись и руку целовали. И чтобы жила я в роскоши и господствовала над всем миром!

(«Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин)

 

2. Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени - невестки опять говорят ему:

- Емеля, ну что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

- Неохота...

- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

(«По щучьему велению»)

                                                               

3. Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь,
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

(«Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин)

4. А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её...

— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь нас!

Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.

Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.

Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси-лебеди увидали её — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила её ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо.

 

(«Гуси-лебеди»)

5. Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага - в стене против двери.
Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие - нарисованы на куске старого холста.
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

(«Сказка Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой)

 

                                                 

Двенадцатый раунд:

 

Конкурс капитанов

 

(На столах размещаются согнутые пополам листы бумаги, на которых написаны названия книг. Отдельно лежат закладки с фамилиями авторов. К каждому названию надо подобрать соответствующего автора)

«Старик Хоттабыч»                                                       Л.Лагин

«Крокодил Гена и его друзья»                                     Э.Успенский

«Винни-Пух и все- все- все»»                                      А. Милн

«Волшебник Изумрудного города»                             А. Волков

«Мылыш и Карлсон»                                                     А.Линдгрен

«Сказка о потерянном времени»                                  Е.Шварц

 

«Три толстяка»                                                               Ю. Олеша

 

«Карлик Нос»                                                                 В. Гауф

 

«Конек-горбунок»                                                         П.Ершов

 

«Снежная королева»                                                     Г.Х.Андерсен

 

 

 

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. Награждение. Вручение призов

 

Библиотекарь: Вот и подошел к концу наш литературный ринг. Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. Любите сказки, читайте сказки и помните: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / ред. коллегия: М.Аксенова, Д Володихин, Л. Поликовская. – М.: Аванта +, 2006.- 672 с.

 

2. Русские пословицы и поговорки. Сост. А.М. Жигулев. – М.: Наука, 1969.

 

3. Никитин Ю. Это мы не проходили. Школа затейных наук. Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.

 

4. Внеклассные мероприятия: 2 класс / Авт.- сост. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А.Обухова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.- 256 с. (Мозаика детского отдыха).

 

 

 

 

 

 

 

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)

Литературный ринг «Знатоки сказок» (для обучающихся начальной школы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2019