Литературный урок посвящен 110-летнему юбилею замечательного детского писателя Николая Носова. На уроке дан обзор произведений автора "Незнайки и его друзей". Ребята познакомятся с творчеством писателя в игровой форме, вспомнят названия сказок и рассказов Никола Носова. На примере его произведений научатся добру, пониманию, терпимости и чувству юмора..
Кто «Незнайку» придумал?»
Литературный урок к 110- летию со дня рождения русского
писателя Николая Николаевича Носова «Он любил детство в
людях».
Подготовлен к проведению в Греково-Степановском отд.№5
23 ноября 2018 г. Библиотекарем Федоровой О.В.
Цели урок: Продолжить работу над изучением творчества талантливого
детского писателя Н.Н.Носова. Познакомить детей с новым литературным
жанром. Задачи урока:
Учить работать с книгой;
Формировать читательскую самостоятельность;
Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.
Развивать умственную деятельность и творческое воображение детей.
Воспитывать чувства взаимовыручки и взаимоуважения
Воспитывать любовь к литературному творчеству Н.Н.Носова.
Типаж урока: урок - открытие новых знаний с использованием информационно-
компьютерных технологий.
Оборудование: портрет писателя; иллюстрации к рассказам Н.Н.Носова;
открытый просмотр книг Н.Н.Носова.
Ведут урок Учитель и Библиотекарь
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока:
Библиотекарь: Ребята, мы сегодня на уроке внеклассного чтения поговорим о
жизни и творчестве замечательного писателя Н.Н.Носова, перечитаем
некоторые его рассказы.
Мы подготовили небольшие сообщения о писателе. Предоставим им слово.
(Сообщение о биографии писателя)
Библиотекарь: Как вы думаете,за что читатели так любят книги Носова?
(Ответы детей)
Учитель : Книги Носова любят за то, что они веселые и добрые.
Рассказы писателя вызывают у читателя смех и улыбку. Ведь вовсе не смешно,
если кто-то смеётся над попавшим в беду товарищем, над любым человеком.
1Важно научиться понимать шутки близких вам людей, уметь рассказать о каком
либо забавном случае с юмором.
Этому мы будем учиться на уроке.
2. Работа над прочитанными произведениями.
Библиотекарь: Сегодня мы вспомним самые известные рассказы писателя.
Какое произведение вам показалось самым забавным? (Ответы детей)
(“Бобик в гостях у Барбоса”)
Дети читают отрывок по ролям ( как Бобик с Барбосом спать легли)
Учитель: Первая “проба пера” состоялась у Носова в 1938 году. Журнал “
Мурзилка” напечатал его рассказ “ Затейники”(Показ презентации) Назовите
главных героев рассказа? (Валя и Петя?)
(Ребята показыват отрывок. Библиотекарь достаёт из-под стола шляпу.)
В каком рассказе упоминается этот головной убор? (“Живая шляпа”) (Показ
презентации)
Почему мальчики испугались её? (онабегала)
Назовите главных героев рассказа? (Вадик и Вовка)
(Ребята читают отрывок из рассказа.)
Библиотекарь: А что бы вы сделали, оказавшись на их месте ?
Как сам Николай Носов относится к своим героям? (с добром и юмором,).
Похожи ли эти ребята на других героев из рассказов писателя?
Какие они? (несмышлёные, неопытные, глупенькие).
А сейчас постарайтесь узнать, из какого рассказа данный отрывок?
(Дети разыгрывают отрывок из произведения Носова)
“- Я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она
меня, цап, за голову – и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
2- Конечно, без головы”. ( Фантазёры) (слайд 5)
Учитель: Кто же нехорошо поступил в этом рассказе? (Игорь).
Чему научил нас этот рассказ? (Отвечать самим за свои поступки, не
прикрываясь другими).
Библиотекарь: А сейчас почитайте друг другу небылицы из рассказа
“Фантазёры”.
(Чтение небылиц друг другу )
Библиотекарь: А какой рассказ Носова учит никогда и не брать чужого без
спроса?
(Огурцы)
Ой, а кто главный герой? ( Котька Чижов), что-то я забыла, о чём этот рассказ?
Напомните мне, пожалуйста!(краткий пересказ)
Над чем можно посмеяться в рассказе? (Котька посыпает горку песком).
А как зовут главных героев? (Павлик и Котька)
К какому рассказу подходит пословица “Умел ошибиться – умей и поправиться”.
( “На горке”)
Как вы считаете, посмеялся ли сам Котька над собой?
Почитайте мне это место в рассказе., пожалуйста!
Библиотекарь: (достаёт из пакета крупу)
В каком рассказе упоминается вот это? И что это (Крупа) (“ Мишкина каша”)
(показ прслайда презентации)
Почему у Коли и Миши не получилась каша? (много крупы насыпали)
А вы пробовали готовить кашу?
Викторина по рассказу Носова «Мишкина каша» с ответами
Велико ли дело – сварить кашу? Нет, невелико. Но хитринки при варке каши
есть! Сколько воды нужно налить? В каком количестве крупу опустить? А в
какое время? Чтобы каша получилась знатной, надо навык иметь. Но
мальчишкам, радующимся летним дням, не до навыков. Вот и каша получилась
соответствующая…
Викторина по рассказу Носова «Мишкина каша»
1. Как звали хозяйку дачи, на которой мальчишки, главные герои рассказа,
варили кашу?
Ответ: тетя Наташа
32. Какую еду предложила мама приготовить мальчикам, в то время как она
будет в городе?
Ответ: суп и кашу
3. С помощью какого приспособления ребята ловили рыбу на речке?
Ответ: с помощью удочки
4. Какой был берег у реки, где Мишка и его друг ловили рыбу: песчаный или
каменистый?
Ответ: песчаный
5. Какую добавку к хлебу взяли ребята на речку?
Ответ: варенье
6. Какое количество крупы насыпал Мишка в кастрюлю?
Ответ: он насыпал полную кастрюлю крупы
7. Кто при варке каши следил за печкой?
Ответ: Мишкин друг
8. По какой причине крышка на кастрюле все время поднималась, и каша
норовила вылезти из кастрюли?
Ответ: крупа пропиталась водой, увеличилась в размерах, объем кастрюли ей
стал мал
9. Почему Мишка весь стол уставил тарелками, как в ресторане?
Ответ: потому что он складывал в тарелки кашу, вылезающую из кастрюли
10. Воду какой температуры использовал Мишка при варке каши?
Ответ: холодную
11. Какие предметы Мишка упустил в колодец?
Ответ: ведро, веревку, чайник
12. Почему Мишкин друг сказал, что самовар надо просто выбросить в колодец?
Ответ: потому что если бы Мишка использовал самовар как емкость для воды,
то он его непременно бы упустил, так проще сразу выбросить
13. Какой тарой ребятам удалось достать воду из колодца?
Ответ: кружкой
14. Чем была плоха сваренная Мишкой каша?
Ответ: она была не проварена, горькая, без соли и от нее пахло гарью
15. Какую рыбу предложил пожарить Мишка?
Ответ: пескарей
16. Какое блюдо из пескарей получилось у ребят?
Ответ: никакое, потому что в результате жарки от пескарей остались только
угольки
417. На каком масле Мишка жарил пескарей?
Ответ: на подсолнечном
18. Почему кашу варил Мишка, а не его друг?
Ответ: потому что он считал, что Мишка знает, как варить
19. Стали ли ребята жевать сырую крупу на ночь?
Ответ: нет
20. Что посулили мальчишки тете Наташе за то, что она их накормит?
Ответ: выполоть все сорняки
21. Какое приспособление придумал Мишка, чтобы достать из колодца
упущенные предметы?
Ответ: якорек из проволоки
22. Что оказалось более легким для Мишки: полоть сорняки или варить кашу?
Ответ: полоть сорняки
3. Игровая программа
Библиотекарь: Давайте отдохнём с пользой, заодно поиграем.
Игра: «Поймай шляпу»
1.А вот и шляпа. Ребята, сейчас я включу музыку, и вы будете её передавать
друг другу. У кого шляпа останется в руках, когда музыка станет тише, тот
изобразит нам одного из героев Н. Носова. Правильно назвавший персонаж
ребенок начинает игру снова.
Я буду называть предметы или действующих лиц, которые были или не были в
рассказе. Если встречались, то выпотопаете, если нет, то попрыгайте.
(Самолет, шляпа, клюшка, картофель, котёнок,машина, лыжи, кочерга, сани,
лыжная палка,дети.)
Учитель:
Ребята, а кто из вас читал книгу про Незнайку и его друзей.
Все ли в этой истории случилось на самом деле? Можно ли это произведение
назвать рассказом? (детиотвечают)
Что такое рассказ? (Маленькое повествование)
Может тогда это повесть? (дети говорят, что такое повесть)
Скажите, кто герои этой повести? (Ребята отвечают, но героев много, и они
затрудняются с ответом, библиотекарь помогает, показывая слайды-
иллюстрации).
5Библиотекарь: Н.Н.Носов для детей писал не только рассказы, повести, но и
целые сказочные романы.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими
героями.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о
вымышленных лицах и событиях. Сказочный роман“ Приключения Незнайки и
его друзей” Носов начинает издавать в 1954 году. Множество историй
происходит в сказочной стране, действие постоянно развивается. А главный
герой – Незнайка.Незнайка-хвастунишка, пройдя через все сказочные беды и
потрясение, признал чувство дружбы, решает быть хорошим , стать вежливым,
начать учиться. Некоторые из вас уже прочитали эту сказку, давайте вспомним
подробности.
Библиотекарь: А сейчас небольшая викторина по данному роману-сказке.
1. В каом городе жили Незнайка и его друзья? (В Цветочном городе)
2. Какими р были коротышки? (маленькими, ростом с небольшой огурец)
3.Кто все время противостоял Незнайке?(Знайка,он много знал, читал разные
книги и все время поправлял Незнайку)
4. Почему у Незнайки ничего не получалось? (Он не любил трудиться)
5. Поэт из Цветочного города.(Цветик)
6. Любитель сладкого из Цветочного города. (Пончик).
7. Друг Незнайки. (Гунька)
8. Мастер из Цветочного города.(Винтик).
Библиотекарь: Сейчас мы поделимся на две команды. Первая «Пулька с
Булькой», а вторая «Шпунтик и Винтик»
По сигналу (карточки белого и красного цвета) называем рассказы Н.Н.Носова,
о которых мы ещё сегодня не говорили. (“Клякса”, “Огородники”, “Тук-тук-тук”,
“Заплатка”, “Федина задача”, “Метро” “Ступенька”....)
6. Итог урока:
Библиотекарь: Сегодня мы прикоснулись к творчеству Н.Н.Носова – одного из
самых любимых детьми писателей. По его книгам ставят спектакли, снимают
фильмы и мультфильмы.
Учитель: Читайте и перечитывайте книги Н.Носова, “чтобы вновь убедиться,
что его герои “ как живые” а их фантазия, их поступки и даже проделки учат
читателей добру, благородству”. Так сказал о Н.Носове детский писатель
С.В.Михалков На уроке мы учились читать, инсценировать, а также думать над
прочитанным. Легко быть хорошим читателем? (ответы детей) Что для этого
нужно? (хорошо читать, выражать свои мысли вслух). Молодцы. Спасибо за
урок.
6В работе Использованы произведения Н.Носова, викторинапо рассказу Носова Н.
«Мишкина каша»
( Скопирована на сате «Детский час»)
Игра «Шляпа»- придумана автором сценария библиотекарем Федоровой О.В.
7