Литературный вечер «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • doc
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: нравственно-эстетическое воспитание детей. Задачи: 1. Прививать детям интерес к русской литературе. 2. Побуждать детей к чтению поэтических произведений. 3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова. Оформление: презентация, видеоаппаратура, сборники стихов С.Есенина, фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А.Кольцову»; свечи в подсвечниках. Рекомендации по проведению мероприятия: Для удобства воспроизведения кадров фильма необходимо заранее сделать выборку определенных эпизодов и записать их на диск в определенной последовательности. Количество ведущих может варьироваться, но к чтению стихотворений (по возможности и к исполнению романсов) необходимо привлекать детей. Данное мероприятие рассчитано на детей от 12-14 лет, т. е. с 6 класса и старше.
Иконка файла материала литературный вечер Есенин.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов Литературный вечер «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»  (к 120­летию со дня рождения С. А. Есенина) Автор   сценария:   учитель   русского   языка   и литературы Платонова Елена Владимировна г.о. Орехово­ЗуевоЦель: нравственно­эстетическое воспитание детей. Задачи: 1. Прививать детям интерес к русской литературе. 2. Побуждать детей к чтению поэтических произведений. 3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова. Оформление: презентация,   видеоаппаратура,   сборники   стихов   С.Есенина, фрагмент   документального   фильма   «Есенин   на   открытии   памятника А.Кольцову»; свечи в подсвечниках. Рекомендации по проведению мероприятия: Для удобства воспроизведения кадров фильма необходимо заранее сделать выборку определенных эпизодов и записать их на диск в определенной последовательности. Количество ведущих может   варьироваться,   но   к   чтению   стихотворений   (по   возможности   и   к исполнению романсов) необходимо привлекать детей. Данное мероприятие рассчитано на детей от 12­14 лет, т. е. с 6 класса и старше. Видеосъемка мероприятия  http://www.youtube.com/watch?v=jTP0jfaWiL4  Ход мероприятия      Звучит песня на стихи С. Есенина “Под окном черемуха колышется…”. Демонстрируются   слайды:   портреты   Есенина   разных   лет,   фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А. Кольцову». Ведущий 1: 1918 год. Чудо кинематографа сохранило для нас «живого» Сергея Есенина. Мы видим его молодым и красивым. Чтец 1: Тоскуют, тоскуют березы, Осенним исходят дождем И желтые листья, как слезы, Роняют и ночью и днем. Дрожат от мороза под утро, И вдруг замирают в забвенье, И шепчут тоскливо кому­то: “Есенин, Есенин, Есенин…” (Татьяна Смертина) Ведущий 1:  Что мы знаем о Сергее Есенине? Его стихи – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее? Знаем ли мы ее? О бурной жизни, о романахпоэта говорят и пишут очень много. А что мы знаем о детстве Есенина? Мудрые люди говорят, что все наши удачи и поражения корнями уходят именно туда, в детство. Так что же мы знаем о детстве великого русского поэта? К   вершинам   поэзии   Сергей   Есенин   поднялся   из   глубин   народной   жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» были страной его детства. Чтец 2: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех­то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой­ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. Демонстрируются слайды видеофильма «Родина С. Есенина» Ведущий 2:  «У меня отец — крестьянин, ну а я — крестьянский сын», ­ не без гордости писал поэт в 1925 году. О своих родовых крестьянских корнях Есенин с достоинством говорит в автобиографиях. «Я сын крестьянина», ­ читаем мы в начале автобиографии, написанной им в 1922 году. «Сын крестьянина Рязанской губернии», ­ сообщает поэт о себе в незавершенной автобиографии, относящейся к 1923 году. «Я родился, ­ писал Есенин в 1924 году, ­ в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уезда. Отец   мой   крестьянин   Александр   Никитич   Есенин,   мать   Татьяна   Федоровна. Детство   провел   у   деда   и   бабки   по   матери   в   другой   части   села,   которое называется Матово». Ведущий 1: Детство без родителей оставило в душе Есенина глубокую травму. Пережитое   в   детстве   отозвалось   не   одной   грустной,   тревожной   нотой   в юношеских стихах поэта. Догадался и понял я жизни обман, не ропщу на свою незавидную долю. Не страдает душа от тоски и от ран, Не поможет никто не страданью, ни горю, ­ писал шестнадцатилетний Сергей Есенин в стихотворении «Моя жизнь».Ведущий 2:  О жизни в доме деда и бабки, где прошло детство поэта, кое­что он поведал сам. Чтец 3: Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя. Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет. Ведущий 2:   «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три­четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».  Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе... Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, расказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка   пел   мне   песни   старые,   такие   тягучие,   заунывные.   По   субботам   и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Звучит русская народная песня Ведущий 1: И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов: Года далекие, Теперь вы как в тумане. И помню, дед мне С грустью говорил: «Пустое дело... Ну, а если тянет ­  Пиши про рожь,  Но больше про кобыл». По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного. Ведущий   2:  Трое   взрослых   неженатых   сыновей   Федора   Андреевича   Титовакаждый по­своему занимались «воспитанием» Есенина. Ребята они были, как говорил   поэт   позднее,   озорные   и   веселые.   Они   сажали   трех­четырехлетнего мальчугана на лошадь и пускали ее в галоп или «учили» его плавать, бросая из лодки в воду чуть ли не на середине Оки.  Ведущий 1:  Заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. «Бабушка   любила   меня   из   всей   мочи,   и   нежности   ее   не   было   границ»,   ­ признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд. Чтец 1 Под окнами Костер метели белой. Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот... И бабка что­то грустное, Степное пела, Порой зевая И крестя свой рот. Ведущий   2:    Есенин   не   только   слушал   с   интересом,   но   иногда   и   сам   под впечатлением от рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», ­ писал Есенин. Чтец 4 В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана­дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет.Ведущий 1:   Так рос маленький Есенин под присмотром бабки и деда. Но его жизнь за стенами дома Титовых была иной. «Уличная же моя жизнь, ­ писал поэт в  1924  году, ­   была   не   похожа   на   домашнюю.  Сверстники   мои   были   ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2­3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, начала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало». Ведущий   2:  Привольно   чувствовал   себя   будущий   поэт   в   константиновских лугах. Особенно любил бывать Есенин в лугах во время сенокоса. В эти дни село как бы вымирало, все перебирались за Оку, жили там дружной артельной семьей в шалашах, привольно, весело, шумно. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки... Чтец 5 Но люблю тебя, родина кроткая! А за что ­ разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли­очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей. Ведущий   1:    Часто   вместе   с   деревенскими   ребятами   Есенин   отправлялся   в ночное, ездил на Оку поить лошадей. «Ночью луна, ­ вспоминал он, ­ при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот­вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов». Ведущий 2:  Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой. Чтец 2 Все живое особой метой Отмечается с ранних пор. Если не был бы я поэтом,То, наверно, был мошенник и вор. Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет». Ведущий  1:   «За озорство, ­  вспоминает  Есенин, ­ меня  ругала  только  одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его на трожь. Он так будет крепче». Ведущий 2:  В автобиографии 1923 года Есенин писал, что его «детство прошло среди полей и степей».  Чтец 6 Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. Долина тихая внимает Журчанью мирного ручья. И темный лес, склоняся, дремлет Под звуки песен соловья. Внимая песням, с берегами, Ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею Веселый шелест тростника. Ведущий 1:   Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты.   Вспомним,   как   любовался   он   зарей,   которая,   подобно   котенку   на крыше, «моет лапкой рот»; как переживал, что лошади на Оке чуть было «не выпили»   луну;   как   однажды   был   удивлен,   увидев,   что   «словно   яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом»... Ведущий 2:   Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к Родине.Чтец 3 До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Звучит песня на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая...”