Урок географии в 5 классе
Тема: Литосфера - твердая оболочка Земли. Земная кора
Цели: познакомить учащихся с оболочкой Земли – литосферой; сформировать представления о внешних и внутренних силах Земли; сформировать представление о внутреннем строении Земли; сформировать представление о литосферных плитах.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
ЗЕМНАЯ КОРА
- Предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Совсем не в соседний населенный пункт, даже не в Космос. Нет. Строение нашей планеты – вот то, что больше всего волнует нас сегодня на уроке. А, казалось бы, что может быть трудного в изучении Земли, на которой мы живем, по которой ходим?
Методы изучения внутреннего строения Земли.
Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены? (Иногда разбирали полностью!)
К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов. Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны. Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.
Изучение происходит при помощи сейсмографов.
Древние гипотезы
Человек издавна пытался изучить мир, который его окружает. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал людей не одно тысячелетие. До наших дней дошли многие легенды и предсказания различных народов мира. Их объединяет то, что происхождение нашей Земли связано с действием мифических героев и богов. Лишь в XVIII веке стали появляться научные гипотезы о происхождении солнца и планет.
Жорж Бюффон предположил, что наша Земля была образована в результате катастрофы. Некогда в Солнце врезалась огромная комета, в результате чего разлетелись многочисленные брызги. Впоследствии эти брызги стали остывать, и из самых крупных образовались планеты, в том числе и Земля.
Иного мнения придерживался немецкий учёный Иммануил Кант. Он считал, что Солнце и все планеты были образованы из холодного пылевого облака. Это облако вращалось, постепенно пылинки сгущались, соединялись – так образовалось Солнце и другие планеты.
Пьер Лаплас – французский учёный и астроном – предложил свою гипотезу о появлении Солнечной системы. Он считал, что солнце и планеты образованы из гигантского раскалённого газового облака. Оно постепенно остывало, сжималось и дало начало Солнцу и планетам.
Наш соотечественник – Отто Юльевич Шмидт в 1944 году выдвинул свою гипотезу о происхождении Солнца и планет. Он полагал, что миллиарды лет назад вокруг Солнца вращалось гигантское газово-пылевое облако, это облако было холодным. Со временем облако уплощалось, образовались сгустки. Эти сгустки стали вращаться по орбитам, постепенно из них сформировались планеты.
Современная гипотеза
Современные учёные предполагают, что Солнечная система, то есть Солнце и планеты, возникли одновременно из гигантского холодного газово-пылевого облака. Это облако межзвездного газа и пыли вращалось. Постепенно в нём стали образовываться сгустки. Центральный, самый крупный сгусток, дал начало звезде – Солнцу. Внутри Солнца стали происходить ядерные процессы, и из-за этого оно разогрелось. Остальные сгустки положили начало планетам.
Актуализация учебной деятельности
Вопрос. Чем планета Земля отличается от других планет Солнечной системы?
(У Земли есть природные оболочки: твердая, «каменная» -литосфера, водная - гидросфера, воздушная – атмосфера и сфера жизни - оболочка.)
Вопрос. А какая оболочка Земли образовалась первой?
( Литосфера )
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы начнем изучать одну из оболочек Земли – литосферу. И нам необходимо выяснить: какое внутреннее строение имеет планета Земля.
Мы живем на поверхности Земли и прекрасно ее видим, а возможна ли жизнь внутри Земли?
Внутреннее строение Земли.
По записям колебаний земной поверхности при землетрясениях (сейсмограммам) было установлено, что недра Земли состоят из трёх основных частей: земной коры, мантии, ядра. Человек живет на поверхности Земли. Это лишь часть самой верхней оболочки – земной коры.
Работа с учебником:
Вы наблюдаете различную мощность слоёв Земли.
- Какой слой самый мощный?
- А какой самый тонкий?
Рассказ учителя (рассматриваем табл. «Строение земной коры»):
Часто внутреннее строение Земли сравнивают с яблоком. Кожура – это земная кора, плоть яблока – мантия, а сердцевина с косточками – ядро Земли.
А иногда внутреннее строение Земли сравнивают с куриным яйцом. Скорлупа – это земная кора, белок – мантия, желток – ядро Земли.
Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.
Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова.
Составление схемы за учителем:
Земная кора
Материковая Океаническая
-осадочный слой; -осадочный слой;
-гранитный; -базальтовый.
-базальтовый. (мощность =5-10 км)
(средняя мощность =35 км)
Поверхностный слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура его в течение суток меняется. Но уже на глубине 20-30 км, независимо от времени года, температура круглый год одинаковая. Глубже температура начинает повышаться. Установлено, что на каждые 100 м глубины она увеличивается на 3°С.
ЯДРО
Ядро Земли состоит из двух частей. Внутреннее ядро твердое, по радиусу оно не превышает 1225 км. Это самая плотная часть Земли, она состоит из металлов, преимущественно железа и никеля. Температура ядра составляет, как считают ученые, 5000 – 6 000°С. Внешняя часть ядра жидкая.
МАНТИЯ
За ядром следует мантия, составляющая 67% массы Земли и 83% ее объема. Мантия – толща частично расплавленного вязкого вещества, гораздо более плотного, чем внешняя часть ядра планеты, но все еще не твердого. Она состоит из пород, содержащих магний и железо, температура составляет +2000°С. Так как мантия – самый широкий из слоев Земли, то физические условия во всей ее толще неодинаковы. Чем глубже к ядру планеты, тем выше давление, и вещества мантии претерпевают значительные изменения. На глубине примерно 660 км эти изменения становятся необратимыми, и там образуется граница, через которую мантийное вещество уже не может проникать.
Таким образом, мантия разделяется на два слоя – верхний и нижний. Нижний слой простирается до земного ядра, и за всё время жизни нашей планеты он претерпел малозначительные изменение. Верхний слой непосредственно под земной корой и образует ее. Между мантией и корой проходит четкая граница, определяемая исследованием движения сейсмических волн – граница Мохоровича, названная так по фамилии хорватского геофизика, обнаружившего ее еще в 1909г.
Итак, какое строение имеет наша Земля?
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность, ура!
Первичное
закрепление. Вопросы учителя к классу:
- Всегда ли облик нашей планеты был таким, как сейчас?
- Что вам известно об истории развития Земли в далеком прошлом?
- Сколько лет тому назад образовалась Земля?
(Возраст Земли около 4,5 млр. лет )
- Сколько выделяется внутренних сфер у нашей планеты?
(Три оболочки)
- Назовите внутренние оболочки в порядке их расположения в Земле.
(Земная кора, мантия, ядро)
- Какая внутренняя оболочка Земли имеет наименьшую толщину?
(Земная кора)
- Самая объемная внутренняя оболочка Земли ?
(Мантия)
- В какой внутренней оболочке Земли температура достигает 6000 ⁰ С ?
(В ядре)
- Как ученые смогли выделить внутренние оболочки Земли?
(Использовали метод сейсмической разведки - скорость распространения волн при землетрясении)
- Типы земной коры ?
(Материковая, океаническая)
- Какой толщины бывает земная кора?
(Океаническая – 5- 10 км, материковая до 75 км)
- Что мы назовем «литосферой»? Из каких внутренних слоев Земли состоит литосфера?
( Литосфера - это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии)
- Как меняется температура земной коры ?
( Начиная с глубины 20-30 м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3⁰ С на каждые 100м)
ДВИЖЕНИЕ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ
Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Выделяют 8 гигантских плит и десятки плит поменьше. Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, но в настоящее время преобладают плиты и с материнской, и с океанической земной корой (рис.44 на стр.70).
Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Это происходит очень медленно, на 1 – 10 см в год. Впервые предположения о движении литосферных плит высказал немецкий ученый А.Вегенер.
Работа с учебником:
- Рассмотрите рисунок.
- Спишите названия самых крупных литосферных плит.
Закрепление изученного.
Проверка запомнившихся понятий и выражений.
Итоги урока.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.