Тема: Литовское государство и Русь
Цель: охарактеризовать Литовское государство и Русь ; выяснить, за счет чего Литовское государство увеличивало свои владения
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
Усвоение определения понятий диалект, уния, Литовское государство (Польша и Литва).
Определить, как происходило образование нового гос-ва в Восточной Европе; устройство Литовско-Русского государства; значение присоединения русских земель к Литве; как происходило образование русской, белорусской и украинской народностей; союзПольши и Литвы
Развивающие:
Умение критического мышления обучающихся
Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
Умений анализировать, сравнивать, обобщать
Развитие творческих, речевых способностей учащихся
Умения выступать с сообщениями перед аудиторией
Развитие умения формулировать проблему
Развитие умения групповой и коллективной работы
Воспитательные:
Уважение к истории своего народа
Воспитание уважение к противоположному мнению
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Воспитание интереса к предмету, к учению
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Оборудование: доска, мел, учебник, толковый словарь, карта в учебнике, иллюстрации, раздат. мат-л
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Орг. этап. .Проверка д.з. опрос
1При каком хане образовалась Зол. Орда? (Чингисхане)
2 Какое название носила первая столица Золотой Орды (г. Сарай)
3. Что означает в переводе Сарай? (дворец)
4. Как относились ордынцы к религиям, которые исповедовали жители Зол Орды (миролюбиво)
5 Что такое ярлык? (ханская грамота на управление княжеством)
6 Какие повинности, налоги были обязаны платить подчиненные народы Зол. Орде?
7 Кто такое баскаки?
8 Какие последствия повлекло за собой ордынское владычество на Руси?
II Актуализация опорных знаний, умений
Вы знаете, что у мобильного телефона есть цифры. Попробуйте расшифровать тему сегодняшнего урока
Л46526453 г5663266т25 и Р669 (Литовское государство и Русь)
Зная тему, давайте определим цель и задачи, которые перед нами сегодня стоят.
Уч-ся с помощью учителя определяют цель и задачи урока
III Изучение нового материала
План урока.
1 образование нового гос-ва в Восточной Европе
2 Устройство Литовско-Русского гос-ва
3 Значение присоединения русских земель к Литве
4 Начало образования русской, белорусской и украинской народностей
5 Союз Польши и Литвы
1
Рассказ учителя+ показ городов на карте
Часть северо-западных земель Руси не были опустошены монголами. Соседями Руси на северо-западе были литовские племена. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали свое гос-во. В 13 в. первым его князем стал Миндовг, он подчинял себе соседские русские земли (города Брест, Гродно, Пинск) (см. на карте, стр. 38 учебника).
Затем Русские и литовские земли объединились, чтобы дать отпор врагам (Тевтонскому ордену). Литовское княжество достигло могущества при Гедимине (1316-41 гг)
-Сообщение Вероники о Гедимине
(см. карту, какие земли были присоединены при Гедимине) (Полоцк, Витебск, Брест)
Т.о., образовалось Великое княжество Литовское ВКЛ (записать в тетр.)
2
Устройство Литовско-Русского гос-ва сообщение Анжелики
Ольгерд сообщение (Кондрух Лена)
Физ.минутка
3-4
Коллективное чтение п. 3-4, стр. 37-39 учебника. Уч-ся по ходу отвечают на вопросы к каждому пункту параграфа
Слово «диалект», стр. 164 см. в толковом словаре (запись определения в тетрадь)
5
Союз Литвы и Польши
Работа в группах (по 4-5 чел-к).
Уч-ся читают текст учебника, отв. на вопросы. Когда произошло объединение Польши и Литвы (1385 г) и при каком литовском князе это происходило.
В каком году произошла Грюнвальдская битва? (1410 г) Между кем она происходила? (Литвой и Тевтонским орденом)Кто одержал победу? (Литва) Покажи на карте место битвы классу
Слово «уния», стр. 834 см. в толковом словаре (запись определения в тетрадь)
Выставление оценок (вместе с детьми)
IV Рефлексия
Что запомнили из сегодняшнего урока?
- Что показалось сложным?
- Что показалось легким?
- Чему мы сегодня научились?
V Д/з § 19прочесть, заполнить конт карту «Литовское гос-во и Русь», подг.сообщения о Иване Калите
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.