Урок литературы в 7 классе № 34
Тема: Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых
Цель урока: расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого и его творчестве, познакомить с особенностями его творческого метода; помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми
Задачи:
- обучающие, формирование регулятивных УУД
· расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого и его творчестве, познакомить с особенностями его творческого метода;
· совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
· совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, учить видеть приём «диалектики души» в изображении героя
- развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД
· развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
· развивать творческие способности учащихся;
· развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
· развивать уверенность в своих силах, настойчивость
- воспитательные, формирование личностных УУД
· укрепить интерес к творчеству Л.Н.Толстого;
· помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми;
· закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение, проблемные задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.
Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: репродукции портретов и фотографии Л.Н.Толстого и его родных, фотографии усадьбы-музея «Ясная Поляна», различные издания книг Л.Толстого, презентации с использованием интерактивной доски.
На доске эпиграфы урока:
Раннее детство – то период, в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят.
Л.Н.Толстой. «Детство»
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?
Л.Н.Толстой. «Детство»
Ход урока
Оргмомент.
1. Беседа
- Какие произведения Л.Толстого вы читали?
- Какие герои этого писателя вам нравятся?
- Какие мысли героев Толстого вас затронули?
2. Вступительное слово учителя: Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Лев Толстой 28 августа(по новому стилю 9 сентября) 1828 года в родовом имении матери Ясная Поляна Тульской губернии. Его отец – граф Николай Толстой, выходец из старинного рода Толстых, которые были в услужении у Ивана Грозного и Петра I. Мама принадлежала к семейству Волконских, потомков Рюриков. Лев Толстой и поэт Александр Пушкин имели общего предка – Ивана Головина, адмирала царского флота.
Мама Льва умерла вскоре после того, как родила дочь, Льву в то время не исполнилось и два года. Лев был четвертым ребенком в дворянской семье. Отец ненамного пережил мать, он умер через 7 лет после ее кончины.
Дети осиротели, и их воспитанием занялась тетя – Т.А.Ергольская. Спустя некоторое время обязанности опекуна перешли ко второй тетушке – А.М.Остен-Сакен, носившей графский титул. Когда она умерла, дети поселились в Казани в семье отцовской сестры П.И.Юшковой, которая стала их новой опекуншей. Шел 1840 год. Тетушка имела большое влияние на Льва Толстого, годы, проведенные у нее, он назвал самым счастливым периодом своей жизни. Ее дом всегда был полон гостей, его считали самым гостеприимным и веселым в Казани. Детские впечатления от проживания в этой семье нашли отображение в его произведении «Детство».
Программу начальной школы Лев Толстой прошел дома. Его учили французские и немецкие преподаватели. В 1843-м Толстой стал студентом факультета восточных языков Казанского университета. Он не особо интересовался языками, поэтому успеваемость была очень низкой. Это послужило стимулом сменить факультет. Толстой отдал предпочтение юридическому. Однако и эта перемена не дала результата, спустя два года он вообще ушел из университета, так и оставшись без ученой степени.
Толстой вернулся в свое родовое гнездо – Ясную Поляну. У него появился план наладить свою жизнь по-новому, жить в ладах с крестьянством. Из этой затеи ничего не получилось, но в этот период он записывал все наблюдения в дневник, делал выводы. Кроме этого молодого графа Толстого часто видели на светских раутах, и за занятием музыкой. Он мог часами слушать любимых композиторов, среди которых были Фредерик Шопен, Иоганн Бах, Вольфганг Амадей Моцарт.
Лев провел в родном имении лето, понял, что жизнь помещика ему не по нраву. Он оставил деревню и сразу поселился в Москве, а потом перебрался в Петербург. В это время он пытался определиться в жизни, поэтому усердно готовился сдавать кандидатские экзамены в университете, занимался музыкой, играл в карты и кутил с цыганами. Ему одновременно хотелось то в чиновники, то в юнкера конного полка. Родственники видели в нем исключительно «пустяшного малого», который ни на что не годен, и едва успевали рассчитываться по его долгам.
ЛИТЕРАТУРА
В 1851-м Лев прислушался к совету своего брата Николая, который на то время уже имел чин офицера, и уехал на Кавказ. На протяжении трех лет он жил в станице, раскинувшейся вдоль реки Терек. Местная природа и образ жизни казаков Толстой потом красочно описал в своих произведениях – «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Рубка леса», «Набег».
Именно во время проживания на Кавказе родилась его повесть под названием «Детство», которую напечатал журнал «Современник». Толстой не подписался своей фамилией, под публикацией стояли инициалы Л.Н. Вслед за этим молодой литератор создал продолжение истории, которые получили название «Отрочество» и «Юность». Эти повести были объединены в трилогию. Дебют в литературе удался, и дал мощный толчок к развитию творческой биографии. Лев Толстой стал известным писателем.
Вскоре Лев Толстой был назначен в Бухарест, потом оказался в осажденном Севастополе, где командовал батареей. Эти события в жизни не прошли незамеченными, писатель отобразил их в своих сочинениях. В свет вышли «Севастопольские рассказы», которые получили высокую оценку критиков. Они нашли в цикле рассказов смелый психологический анализ. По мнению Николая Чернышевского, этим рассказам была присуща «диалектика души». Сам император Александр Второй восхитился творческими способностями писателя, особенно ему понравился рассказ «Севастополь в декабре месяце».
В 1855 году Лев Толстой снова поселился в Петербурге и стал членом кружка под названием «Современник». 28-летнего писателя приняли очень радушно, его называли не иначе, как «великая надежда русской литературы». На протяжении года Лев посещал все заседания кружка, присутствовал на литературных чтениях, вступал в споры и конфликты, посещал литературные обеды. До тех пор, пока не понял, что эти люди ему противны, да и он сам себе уже был не рад.
В 1856 году он бросил Петербург и снова поселился в Ясной Поляне. Но пробыл там всего до января 1857 года, и отправился за границу. На протяжении шести месяцев он посетил Италию, Германию, Швейцарию, Францию. По возвращении Толстой недолго пожил в Москве, а потом снова поселился в Ясной Поляне. У него появилась идея учить детей крестьян, и Лев с большим рвением занялся открытием для них учебных заведений. Благодаря усилиям писателя вскоре в окрестностях его имения заработало два десятка школ.
В 1860 году Толстой снова отправился за границу. Он побывал в Бельгии, Германии, Швейцарии, изучал тонкости педагогики этих стран, чтобы потом использовать увиденное на родине.
Толстой любил детей, и создал для них немало поучительных сказок и рассказов, которые так и дышали добротой. Из под его пера вышли сказочные истории под названием «Два брата», «Котенок», «Лев и собачка», «Еж и заяц».
Лев Толстой стал автором школьного пособия «Азбука», в состав которого вошли четыре книги. По ним дети легко могли научиться писать, считать и читать. Пособие состоит из былин, историй, басен. Кроме этого там есть и советы педагогам. Третья книга содержит рассказ «Кавказский пленник».
Помимо обучения детей крестьян, Толстой продолжал свою литературную деятельность. В 1870-м он сел за написание романа «Анна Каренина», который состоял из двух основных сюжетных линий. На фоне разыгравшейся семейной драмы супругов Карениных, очень разительно выглядела идиллия помещика Левина, которого писатель написал практически с себя. С первого взгляда может показаться, что роман – просто любовная история. На самом деле в нем затронута тема смысла жизни богатых и образованных, особенно в сравнении с жизнью простого народа. Роман «Анна Каренина» получил высокую оценку Федора Достоевского.
Постепенно мировоззрение писателя меняется, он все чаще начинает говорить о социальном неравенстве, о праздности жизни господствующего класса – дворян. Это видно из произведений, которые Толстой написал в 1880-х годах. Среди них особо хочется выделить «Крейцерову сонату», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий».
Лев Толстой все чаще стал задумываться о смысле человеческой жизни, он пытался найти ответ у православных священников, однако получил сплошное разочарование. Он решил, что церковью правит коррупция, и что священники только прикрываются верой, а на самом деле занимаются продвижением ложного учения. В 1883-м Толстой стал основателем издания «Посредник», в котором подробно изложил свои убеждения, и где нещадно критиковал Русскую православную церковь. Это послужило поводом отлучения его от церкви и установки за ним пристального наблюдения со стороны тайной полиции.
В 1898-м вышел еще один роман Льва Толстого – «Воскресение», который тоже высоко оценили критики. Однако это произведение не произвело такой фурор, как «Анна Каренина» и «Война и мир».
Впоследствии Толстой разработал учение ненасильственного сопротивления злу, и последние три десятка лет его жизни его почитали, как духовного и религиозного лидера.
«ВОЙНА И МИР»
Сам писатель был не в восторге от своего романа «Война и мир». Он называл его не иначе, как многословная дребедень, хотя читателям произведение пришлось по душе. Роман был написан в 1860-х годах, когда Толстой и его семья жили в Ясной Поляне. В 1865-м на страницах «Русского вестника» были напечатаны две первые главы, получившие название «1805 год». В 1868 году писатель смог представить еще три главы, завершившие роман. Роман писался в те годы, когда сам писатель жил счастливой семейной жизнью и ощущал прилив душевных сил. Многие герои его произведения имели прототипов в реальной жизни, или соответствовали хотя бы некоторым характеристикам родных и знакомых самого Толстого. Так княжну Марью Болконскую писатель точно «срисовал» со своей матери – женщины с блестящим образованием и творческими наклонностями. Персонаж Николай Ростов очень напоминал отца Льва Николаевича, он получился такой же насмешливый, любитель охоты и чтения.
Во время работы над романом, Толстой проделал титанический труд. Ему пришлось изучать архивы, читать переписку между Толстыми и Волконскими, даже выезжать на Бородинское поле. К процессу Лев привлек и молодую супругу – в ее обязанности входило переписывание черновиков набело.
От чтения романа невозможно было оторваться, читатели были просто поражены описанием массовых сцен и раскрытием тонкостей человеческих душ. Сам писатель говорил, что он пытался написать историю русского народа.
Спустя столетие, литературовед Лев Аннинский сделал попытку подсчитать, сколько раз произведения Толстого были экранизированы. Оказалось, что к концу 70-х годов двадцатого столетия только за границей вышло сорок экранизаций. До 1980 года роман «Война и мир» вышел на экраны четыре раза. Шестнадцать лент были сняты по «Анне Карениной», двадцать два раза экранизировали «Воскресение». Причем эти фильмы вышли не только в России, но и далеко за ее пределами.
В России первый раз картина «Война и мир» вышла на экраны в 1913 году. Режиссером ленты стал Петр Чардынин. В 1965-м за масштабную экранизацию романа принялся режиссер Сергей Бондарчук, и эта лента пользуется популярностью и в наши дни.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Супругой Льва Толстого стала 18-летняя девушка Софья Берс. Их бракосочетание состоялось в 1862 году, когда писателю было уже 34. Семейная жизнь супругов длилась почти полвека, но безоблачного счастья в личной жизни писателя не получилось.
Отцом Софьи был врач Андрей Берс, который служил при Московской дворцовой конторе. Они постоянно жили в столице, но каждое лето выезжали на отдых в тульское имение, расположенное рядом с Ясной Поляной. Лев знал Софью с детства. Сразу она училась дома, потом в Московском университете, знала толк в искусстве и была достаточно начитанной девицей.
Вскоре после свадьбы Толстой дал жене прочесть свой дневник – он хотел, чтобы супруга знала о нем все. Софью поразили описания похождений мужа, его разгульная жизнь и увлечение игрой в карты. Узнала она и о существовании крестьянки Аксиньи, которая была беременна от Толстого.
В 1863-м родился их первый ребенок – сын Сергей. Когда Толстой начал работу над романом «Война и мир», то Софья, хоть и была беременна, всеми силами помогала ему работать. В общей сложности у супругов родилось тринадцать детей, но пять из них скончались младенцами. Всем им Софья Андреевна дала домашнее обучение.
Первый кризис в семейных отношениях начался после того, как Толстой написал «Анну Каренину». У него началась депрессия, он был всем недоволен. Его раздражал налаженный быт, который с любовью обустраивала супруга. Депрессивное состояние выражалось в том, что он бросил курить, пить и есть мясо, и этого требовал от своей семьи. Толстой заставлял родных одеваться по-крестьянски, причем наряды всем изготавливал своими руками. Лев Николаевич собирался раздать все имущество семьи крестьянам, и только один Бог знает, каких усилий стоило Софье отговорить его от необдуманного шага.
Толстой согласился, но супруги поссорились, и он ушел из дома. После возвращения он заставил дочерей переписывать черновики его рукописи.
Супруги ненадолго помирились, когда умер их последний ребенок — сын Ваня. Однако полное взаимопонимание в семье так и не наступило. Софья пыталась утешиться музыкой, и даже ходила на уроки к московскому преподавателю. Между ними возникла симпатия, но дальше этого дело не пошло. Они остались друзьями, но Толстой назвал это «полуизменой» и супругу не простил.
Окончательно супруги рассорились в октябре 1910-го. Писатель ушел, оставив для жены прощальное послание, в котором признавался ей в любви, но говорил, что вынужден оставить ее.
СМЕРТЬ
В конце октября Толстой и сопровождавший его личный доктор Д.Маковицкий уехали из Ясной Поляны. Писателю на тот момент исполнилось 82 года. В поезде он заболел и был вынужден сойти на станции под названием Астапово. Последним приютом перед смертью ему стал домик станционного смотрителя, в котором он пролежал семь дней.
Жена с детьми приехали к Толстому, но он отказался с ними встречаться. Лев Толстой умер 7 ноября 1910 года. Причиной смерти стало воспаление легких. Местом упокоения писателя стала Ясная Поляна. Софья Андреевна скончалась спустя девять лет.
3. Учащийся: «Детство» появилось в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года, но многие увидели в нём «прекрасную надежду русской литературы) под изменённым заглавием «История моего детства» и за подписью инициалами: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Автор настаивал на мысли о типичности изображённых им лиц, жизненно-бытовых обстоятельств и детской психологии. Несомненно, повесть основана на жизненном опыте самого Толстого, в ней постоянно присутствует сам писатель, его переживания, его мысли, его личность. И в то же время своё перемешано с материалом чужих жизней, в частности жизни знакомой ему семьи Исленьевых – сверстников его детства. Повзрослевший и возмужавший Николенька рассказывает о своём раннем детстве с тем чувством умиления, близкого к восторгу, которое постоянно присутствует также во всех воспоминаниях писателя о своих детских годах.
4. Учитель: Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности. Скажите, ребята, а свойственны ли вам подобные недостатки?
Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.
Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства. Каким же было детство самого будущего писателя? Какими были его родители?
5. Сообщения учащихся с показом презентации – фото Ясной Поляны, самого писателя и родных Льва Толстого:
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.
На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Но духовный её облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых Лёва никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Возможно, пример матери подтолкнул Льва Николаевича Толстого писать собственный дневник.
Находясь на Кавказе, молодой офицер создает автобиографическую повесть «Детство», основой для которой стали многие записи дневника. Главный герой – Николенька Иртеньев – очень похож на Толстого.
6. Словарная работа:
В кратком словаре литературоведческих терминов своего учебника найдите определение данного жанра: Автобиография (от греч. autos – сам, bios - жизнь, grapho - пишу) – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.
7. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Maman»:
- В чём особенность повествования в произведении Л.Толстого «Детство»? Как вы думаете, зачем автор использует этот приём?
- Какой мы видим мать Николеньки в главе «Maman»?
- Когда её лицо становилось лучше? Замечали ли вы, как улыбка меняет лицо человека?
- Можно ли понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам? Почувствовал ли это Николенька?
- Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, заметив её печаль, мальчик не задумывается над этим?
8. Учащийся: «…Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слёз умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее моё представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, тёплой, материнской».
- Что, на ваш взгляд, делает матушку Николеньки похожей на Марию Николаевну Толстую?
9.Учащийся: Лев Николаевич Толстой очень любил своего отца, который представлялся ему человеком добрым и мягкосердечным. Николай Ильич был со всеми учтив и ласков, но ни перед кем никогда не унижался, часто бывал насмешлив и всегда умел сохранять чувство собственного достоинства. В умственном, духовном развитии он стоял на «уровне образованья людей своего времени». Любил книги, имел довольно значительную библиотеку. Ещё юношей отец писателя вступил корнетом в казачий полк, участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе. После семи лет военной службы он вышел в отставку в чине подполковника. О минувшей войне Николай Ильич любил весело и живо рассказывать детям. Вероятно, именно отец был первым, кто пробудил в мальчике «воинственную поэзию», заронил в его душу мечты о воинских подвигах и боевой славе.
В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в Москву: пришла пора готовить старшего сына к поступлению в университет. В сознании Льва Николаевича эти перемены совпали с трагическим событием: 21 июня 1837 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам отец. Девятилетний Лёвушка впервые испытал чувство ужаса перед загадкою жизни и смерти. Мальчик не хоронил отца и долго не мог поверить, что его нет. Детское ощущение непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть. Навсегда облик отца остался в сердце Льва Николаевича Толстого.
10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за человек мой отец?»:
- Каким предстаёт отец Николеньки на страницах повести? Какие слова помогают нам определить отношение мальчика к отцу?
- Как вы считаете, от чьего лица мы узнаём о характере отца: от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство, или от лица Николеньки Иртеньева?
- На какие черты характера своего отца обращает наше внимание главный герой (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)? Какие из них вам кажутся определяющими?
- Какое значение имеет название главы?
- Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Николаем Ильичом Толстым?
- Какова атмосфера в семье Николеньки? Как мы можем это понять? Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка?
- Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера? Всегда ли вас понимают дома? Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей? Как это проявляется?
- Как вы понимаете слова эпиграфов к уроку? Чем они близки вам? Возникает ли у вас когда-либо такое чувство?
11. Итоги урока.
Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела шумный успех. Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».
Многие современники говорили о том, что повесть Толстого психологическая. Для автора на первый план выходят не внешние события, а внутреннее состояние героя. Мы видим, как в мальчике борются противоречивые чувства. Наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учится понимать и других, вдумчиво познаёт окружающих. Автор не смог бы так ярко представить нам состояние ребёнка, не сохранив в душе «детскость». Способствовала этому и игра детства, придуманная старшим братом Николаем, в «муравейных братьев», ведь так хотелось разгадать «тайну о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Всю жизнь Лев Николаевич Толстой шёл очень трудным путём самосовершенствования, на котором «чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
12. Домашнее задание: прочитать статью о Толстом, оставшиеся главы в учебнике, приготовить рассказ об одном из героев.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.