Л.Н.Толстой "Лебеди" и "Зайцы" (сравнение произведений)

  • doc
  • 12.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литер 12.12.doc

Литературное чтение

 

Тема: различение произведений Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

 

Цели:

 

1. Ввести понятия о рассказах  научно – познавательных и художественных; Сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов.

 

2.Научить работать с научно – познавательным текстом (выделять факты и их описания);

 

3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами – справочниками, ресурсами Интернета;

 

4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

 

Ход урока:

Этапы

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

 

Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь  и ваше хорошее настроение.

2. Проверка д/задания.

Пересказ

Работа по вопросам после текста

3. Активизация познавательной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа по теме урока.

 

а)Беседа о лебедях.

 

деятельности. ) Чтение рассказа учителем.

 

 

в) Анализ произведения.

 

г) Чтение рассказа детьми.

 

 

 

д)Анализ рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес)

-Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное)

- Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа).

-Так о чем будут произведения? (о природе).

-Молодцы!

- Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов.

Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета.

(лебеди, зайцы).

 

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.

 

Познакомиться…   (с рассказами Л.Толстого)

Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)

Проанализировать…   (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы».

- Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них?   

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и неж­ности. Существует ста­ринная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)

 

           Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).

-Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

-Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

-Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?

Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.

-Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?

 (Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

- Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.

 

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились.

- Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.

- Как море приняло птицу? Прочитайте.

 А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря, синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?

 -Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.

-Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

Он еще слаб. / Лебедь одинок.

-Что же произошло за ночь?

 Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

-Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Давайте построим схему-описание лебедя:   (дети пользуются словарями  качеств характера)   

                           Царская птица

                            сильный

лебедь                 уставший

                            смелый

-Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить.

-Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?

Художественный рассказ  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Прочитаем об этом в учебнике с.113

 

 

физминутка

 

Словарная работа.                  

Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает?

На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.

 

 

Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся.  (Зайцы)

Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте.

-Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте.

 Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)

 

– Вызывает ли какие – то чувства, переживания этот рассказ?

– Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан?

(Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).

 

Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль — стиль научных сообщений. Основная его функция — сообщение информации, фактов.

Прочитаем об этом в учебнике с.114

-Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.

 

Вывод: художественный или научно – познавательный рассказ

 

Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев.        У. с.114.

 

Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113. построим модели обложки этих произведений.

-Чем же отличаются эти произведения?

 

5. Итог урока.

Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились.

Познакомиться…   (с рассказами Л.Толстого)

Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)

Проанализировать…   (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

6. Рефлексия.

 

7. Дом. задание.

Рисунок к одному из произведений