Л.Н.Толстой "Лебеди" и "Зайцы" (сравнение произведений)
Оценка 4.6

Л.Н.Толстой "Лебеди" и "Зайцы" (сравнение произведений)

Оценка 4.6
doc
12.12.2024
Л.Н.Толстой "Лебеди" и "Зайцы" (сравнение произведений)
литер 12.12.doc

Литературное чтение

 

Тема: различение произведений Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

 

Цели:

 

1. Ввести понятия о рассказах  научно – познавательных и художественных; Сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов.

 

2.Научить работать с научно – познавательным текстом (выделять факты и их описания);

 

3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами – справочниками, ресурсами Интернета;

 

4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

 

Ход урока:

Этапы

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

 

Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь  и ваше хорошее настроение.

2. Проверка д/задания.

Пересказ

Работа по вопросам после текста

3. Активизация познавательной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа по теме урока.

 

а)Беседа о лебедях.

 

деятельности. ) Чтение рассказа учителем.

 

 

в) Анализ произведения.

 

г) Чтение рассказа детьми.

 

 

 

д)Анализ рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес)

-Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное)

- Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа).

-Так о чем будут произведения? (о природе).

-Молодцы!

- Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов.

Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета.

(лебеди, зайцы).

 

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.

 

Познакомиться…   (с рассказами Л.Толстого)

Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)

Проанализировать…   (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы».

- Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них?   

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и неж­ности. Существует ста­ринная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)

 

           Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).

-Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

-Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

-Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?

Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.

-Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?

 (Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

- Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.

 

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились.

- Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.

- Как море приняло птицу? Прочитайте.

 А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря, синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?

 -Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.

-Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

Он еще слаб. / Лебедь одинок.

-Что же произошло за ночь?

 Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

-Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Давайте построим схему-описание лебедя:   (дети пользуются словарями  качеств характера)   

                           Царская птица

                            сильный

лебедь                 уставший

                            смелый

-Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить.

-Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?

Художественный рассказ  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Прочитаем об этом в учебнике с.113

 

 

физминутка

 

Словарная работа.                  

Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает?

На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.

 

 

Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся.  (Зайцы)

Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте.

-Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте.

 Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)

 

– Вызывает ли какие – то чувства, переживания этот рассказ?

– Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан?

(Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).

 

Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль — стиль научных сообщений. Основная его функция — сообщение информации, фактов.

Прочитаем об этом в учебнике с.114

-Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.

 

Вывод: художественный или научно – познавательный рассказ

 

Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев.        У. с.114.

 

Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113. построим модели обложки этих произведений.

-Чем же отличаются эти произведения?

 

5. Итог урока.

Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились.

Познакомиться…   (с рассказами Л.Толстого)

Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)

Проанализировать…   (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

6. Рефлексия.

 

7. Дом. задание.

Рисунок к одному из произведений

 

 

 


Литературное чтение Тема: различение произведений

Литературное чтение Тема: различение произведений

Анализ произведения. г) Чтение рассказа детьми

Анализ произведения. г) Чтение рассказа детьми

Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев)

Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2024