Литературное чтение
Тема: различение произведений Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».
Цели:
1. Ввести понятия о рассказах научно – познавательных и художественных; Сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов.
2.Научить работать с научно – познавательным текстом (выделять факты и их описания);
3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами – справочниками, ресурсами Интернета;
4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Ход урока:
Этапы |
Ход урока |
I. Мобилизующий этап урока.
|
Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь и ваше хорошее настроение. |
2. Проверка д/задания. |
Пересказ Работа по вопросам после текста |
3. Активизация познавательной
4. Работа по теме урока.
а)Беседа о лебедях.
деятельности. ) Чтение рассказа учителем.
в) Анализ произведения.
г) Чтение рассказа детьми.
д)Анализ рассказа
|
-Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес) -Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное) - Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа). -Так о чем будут произведения? (о природе). -Молодцы! - Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов. Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета. (лебеди, зайцы).
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.
Познакомиться… (с рассказами Л.Толстого) Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова) Проанализировать… (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы») Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства. Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы». - Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них? Лебеди Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)
Понравилось ли произведение? Что показалось интересным? Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя). -Как описывается полет лебедей? Прочитайте. -Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте. -Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение? Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути. -Что узнали о птицах в конце 2 абзаца? (Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее») - Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.
-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? Уморились. - Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте. - Как море приняло птицу? Прочитайте. А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря, синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? -Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди. -Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя? Он еще слаб. / Лебедь одинок. -Что же произошло за ночь? Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных. -Скажите, тяжело ли сейчас лебедю? Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному. Давайте построим схему-описание лебедя: (дети пользуются словарями качеств характера) Царская птица сильный лебедь уставший смелый -Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить. -Скажите еще раз, какой жанр этого произведения? Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Прочитаем об этом в учебнике с.113
физминутка
Словарная работа. Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает? На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.
Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся. (Зайцы) Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте. -Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте. Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)
– Вызывает ли какие – то чувства, переживания этот рассказ? – Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан? (Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).
Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль — стиль научных сообщений. Основная его функция — сообщение информации, фактов. Прочитаем об этом в учебнике с.114 -Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.
Вывод: художественный или научно – познавательный рассказ
Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев. У. с.114.
Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113. построим модели обложки этих произведений. -Чем же отличаются эти произведения?
|
5. Итог урока. |
Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились. Познакомиться… (с рассказами Л.Толстого) Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова) Проанализировать… (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы») |
6. Рефлексия. |
|
7. Дом. задание. |
Рисунок к одному из произведений |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.