Логарифмическая фунцкия, свойства и график

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лог функц. свойства.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании

ЦМК ОГСЭ

Протокол № ____

«____» _______________ 20 ___ г.

Председатель ЦМК

____________

                        утверждено

Зав. филиалом БПОУ «ЧМК»

МЗ Чувашии в г. Канаш

________  

 

 

 

 

 

Методическая разработка теоретического занятия

 

Логарифмическая функция,

свойства и график

учебная дисциплина БД. 04 Математика

специальность 34.02.01Сестринское дело

 (базовая  подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш, 2025

 

 

Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

 

 

Аннотация

 

                   Данная разработка предназначена для изучения темы «Логарифмическая функция, свойства и график» обучающимися 1 курсов СПО. Урок построен с применением методов проблемного обучения.  Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.

                Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Логарифмы», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. методический блок. 4

1.1. Учебно-методическая карта. 4

Формы деятельности. 4

1.2. Технологическая карта. 8

2. Информационный блок. 10

2.1. План лекции. 10

2.2 Текст лекции. 11

2.3. Глоссарий. 18

3. Контролирующий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Данная методическая разработка по теме «Логарифмическая функция, свойства и график» является уроком изучения нового материала. Структура урока: постановка цели и задач урока; повторение умений и навыков, являющихся опорой для восприятия новой темы; проведение проверочных упражнений, устная работа; изучение логарифма. Упражнения на закрепление данного алгоритма; тренировочные упражнения по образу и подобию в виде самостоятельной работы; самоконтроль обучающихся.
          Методическая разработка урока математики «Логарифмическая функция, свойства и график» с применением технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.

Данная разработка предназначена для изучения данной темы обучающимися 1 курсов СПО. Материал будет полезен учителям математики, преподающих математику в старших классах. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Логарифмы. Свойства логарифмов», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

            Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.

 


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Учебно-методическая карта

 

Тема занятия

Логарифмы.

Учебная дисциплина

БД.04 Математика

Специальность

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс

I

Группа

9М-11-24, 9М-12-24, 9М-13-24,9М-14-24, 9М-15-24.

Место проведения

Кабинет № 5

Продолжительность занятия

90 мин.

Характеристика занятия

Вид

Вид занятия 

 Лекция текущая, обзорная.

 

Тип

Типы учебных занятий

урок изучения нового материала;

комбинированный урок

 

Форма

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Формы деятельности

Фронтальная.                     

 

Технологии обучения

Традиционная технология обучения

Технология развивающего обучения

 

Методы обучения

Метод  

Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму.

Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

 

Средства обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:  

ИКТ - презентации;  

2.По степени сложности:  

простые: учебники, печатные пособия.  

 

Методическая цель

Методическая цель

- отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений.

- реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;

Цели и задачи занятия

Воспитательная

Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.

 

Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний;

Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;

Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики.

Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

 

 

Образовательная

Формирование умений решать логарифмические выражения. Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме «Логарифм».

Систематизирование знания о логарифме числа.

Повторить знания, полученные на предыдущих занятиях по теме «Логарифмы. Свойства логарифмов»;

Познакомиться с натуральным, десятичным логарифмом и формулой перехода к новому основанию.

 Установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным.

 Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке материал «Логарифмическая функция, свойства и график».

Развивающая

Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;

 

Формировать навыки познавательного мышления.

Продолжить развитие умения выделять главное.

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
развивать познавательный интерес.

Планируемый результат

Уметь

С помощью какой формулы можно перейти к новому основанию логарифма;

Применять формулу перехода к новому основанию для преобразования логарифмических выражений.

Устанавливать связи преемственности в изучении нового материала с изученным.

 

Знать

Определение логарифм по основанию, а числа, представленного в виде степени с основанием а.

Значение логарифмов в природе и технике.

Определение десятичного логарифма, натурального логарифма;

Формулу перехода к новому основанию для преобразования логарифмических выражений.

 

Формирование компетенций у обучающихся

Общие (ОК)

 

Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

Профессиональные (ПК)

 П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

Межпредметные связи

Входящие

История

Логарифмическая функция, свойства и график.

Выходящие

Геометрия

 

 

 

 

 

Внутрипредметные

Алгебра, геометрия

Логарифмическая функция, свойства и график.

Оснащение занятия

Методическое

Методическая разработка занятия.

Материально-техническое

Ручка, карандаш, тетрадь, линейка.

Информационное

Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы

Основная

1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455.

2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с.

Дополнительная

1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.  – 2017. – 344 с. 

2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов.  – М., 2018. -  384 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова.

2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472.

3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


 

1.2. Технологическая карта

 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Формируемые

ОК и ПК

1. Организационный этап -5 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

Готовятся к началу занятия.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

ОК 1, ОК 4.

П1.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин.

Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

По очереди комментируют свои решения.

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин.

Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.

 

Эмоционально настраиваются и готовятся   обучающихся на урок.

 Ставят цели, формулируют тему урока.

 Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог.

ОК 1, ОК 4.

П1.

4. Актуализация знаний - 30 мин.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности

 

 Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

 

Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК 1, ОК 4.

П1.

5. Первичное усвоение новых знаний - 10 мин.

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

 

Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь.

Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

6. Первичная проверка понимания - 10 мин.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

 

Отвечают на заданные вопросы преподавателем.

Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

7.  Первичное закрепление - 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм.

записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

 

Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин

Отмечает       степень             вовлеченности             обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала.

Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий

ОК 1, ОК 4.

П1.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин

Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.

 

Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

ОК 1, ОК 4.

П1.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия), 5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

 

1.      Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”

 

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей.

ОК1,

ПК 1,

ПК4


 

2. Информационный блок

2.1. План лекции

 

№ п/п

Изучаемые вопросы

Уровень усвоения

1.

 Объяснение темы Логарифмическая функция, свойства и график..

1

 

   1.1 Основные определения.

2

 

   1.2 Область определения. Множество значений функции.

2

2.

Закрепление нового материала.

 

 

 2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

3

 

 2.2 Решение задач  № 1-3.

 

3.

Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№318-328)

3

4.

Домашнее задание № 318-328 (четные пункты).

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Логарифмическая функция.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) Понятие логарифмической функции

2) Свойства логарифмической функции

3) График логарифмической функции

Глоссарий по теме

Логарифмическая функция. Функция вида https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/088992f5-b98e-411d-9a41-fd3b4612b454.png, где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1.

Свойства логарифмической функции:

1. Область определения – множество всех положительных чисел. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/d65751d1-67c5-49a3-84ef-2163a0bb4895.png

2. Множество значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/ad3fb9cc-e9c0-446a-a9b7-1917582c9328.png

3. Неограниченная функция.

4. Возрастающая, если a > 1, и убывающая, если 0 < a < 1.

5. Нули функции: х = 1 (т. к. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/9fffbe2d-8182-4011-aff1-acfb78b828bf.png)

6. Промежутки знакопостоянства https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/5bc4f6b6-2e8a-49a3-a6a6-2b4cb37aa9a6.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/981d0985-2556-4a29-9e3c-e1883cabf855.png.

Если a > 0, то функция принимает положительные значение при х > 1, отрицательные при 0 < x < 1.

Если 0 < a < 1, функция принимает положительные значение при 0 < х < 1, отрицательные при x > 1.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. – М.: Просвещение, 2014.–384с.

Открытые электронные ресурсы:

http://fipi.ru/

 

 

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

          В математике и других науках достаточно часто встречаются функции, содержащие логарифм.

Функцию вида https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/127d21e9-0cb9-40b7-afe5-51e532dab091.png, где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1 называют логарифмической функцией.

Свойства логарифмической функции:

1. Область определения – множество всех положительных чисел. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/cf438922-8411-4a10-b1b9-d193f06e5f26.png. Это следует из определения логарифма (т. к. логарифм существует только положительного числа!)

2. Множество значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/09108c56-20c9-4f05-b55d-0aa084ff5bc9.png

3. Неограниченная функция. (Следует напрямую из 2 свойства.)

4. Возрастающая, если a > 1, и убывающая, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/f142dd3b-ed8d-457a-af35-d28536483a07.png.

Докажем возрастание по определению возрастающей функции, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/9fb536c7-3b9e-4ab9-8fd6-5b3ea84c28a1.png, то https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/ef40525e-7ca9-4539-82a4-1a3795bee441.png.

Пусть https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/5fdb5ebc-fc69-42aa-8a8d-f47764159950.png.

По основному логарифмическому тождеству https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/f8854223-6c0e-425e-83f9-4be20b88b7bb.png cследовательно https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/e17ac20b-740c-4ef9-827d-8663f1fa063e.png. По свойству степеней с одинаковым основанием, большим 1 имеем: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/8b118422-d7fe-41c2-8c1d-2513d8900be2.png. Т. е. большему значению аргумента соответствует большее значение функции, следовательно, функция возрастающая. Аналогично доказывается убывание функции при основании https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/09282921-8bc2-4113-b7a5-8808dc78e7dd.png.

Из этого свойства следуют два важных утверждения:

Если a > 0 и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/566a3235-dc65-406b-a81f-9beb9f732643.png

Если 0 < a < 1 и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/3d1c4728-fe8e-48d2-82a0-fea0df425d93.png https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/7ecac32b-3761-4c5c-adbe-78d5b2ba1129.png https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/88990b13-6e4e-45d1-a7ff-07b2a9fa2990.png

5. Нули функции: х = 1 (т. к. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/db3ef1e7-4111-4339-afd5-28043c9965c8.png)

6. Промежутки знакопостоянства https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/948d93bf-fdc7-4725-935e-f5726387d2b7.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/806c6109-d419-4d88-8c42-246d7b799053.png.

Если a > 0, то функция принимает положительные значение при х > 1, отрицательные при 0 < x < 1.

Если 0 < a < 1, функция принимает положительные значение при 0 < х < 1, отрицательные при x > 1.

 

 

         Из рассмотренных свойств логарифмической функции следует, что ее график располагается правее оси Оу, обязательно проходит через точку (1; 0) и имеет вид: если основание больше 1 (график №1) и если основание больше нуля, но меньше 1 (график №2).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/5072a58d-a183-44dc-be69-dd1f26e97ae4.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/349f0089-e026-4a38-8744-6c248e3ae5ed.png

Теорема: Если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/ed90e731-62b3-4070-bf0c-2ea8d24ab019.png

      Докажем это утверждение.

Предположим, что https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/3cd8f714-d3ad-499c-8fa7-dcee193c7725.png, например, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/1632a5be-8c4f-43c0-9509-0b2945d77ca1.png. Тогда если основание https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/b9d0cf42-9b06-4158-afc4-cb53f3958e3d.png, в силу возрастания функции https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/5e9ec0d6-a79a-4475-971d-caf7e68dd833.png. Противоречие с условием задачи. Если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/fa14b7a7-c18c-4e02-ae29-db27c89c5b57.png, тогда функция убывающая и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/4872d481-028c-4d31-b1cf-4b04be84f2a1.png. Тоже противоречие с условием задачи, что https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/2737629f-0411-4cd5-9385-6fed9c9fd0c1.png. Следовательно, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/8509af0d-ad79-49ef-aaed-287d2a851265.png.

Это свойство применяется при решении уравнений.

Задача 1.

Решить уравнение: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/90e7b3e5-173e-4149-9dd6-4dbc2b43ae32.png

Слева и справа логарифмы по одинаковым основаниям, значит при условии, что https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/0ae142f7-6e08-407a-80ec-c98e901566a0.png(иначе логарифмы не существуют) приравниваем выражения под логарифмами:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/e07421a8-06ca-4ef8-b14b-22de0c0fe01a.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/403fc9e1-6462-4908-8344-0ccbb69542df.png.

    Особенности графиков логарифмической функции с разными основаниями.

Построим в одной системе координат графики функций у = log3 x, y = log 2 x, y = log 4 x  ; 

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/f5573429-58de-4e6f-b73f-6761f621f3d4.png

Видно, что чем больше основание, тем ближе к осям координат расположен график. Обратите внимание: все графики проходят через точку (1; 0).

В другой системе координат построим графики функций с основаниями от 0 до 1.

y = log ½ x, y = log 1/3 x, y = log ¼ x. 

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/9756e7ac-f92a-44c1-a57c-c2e033c68c11.png

       Видно, что в этом случае график приближается к осям координат при уменьшении основания. Но все так же есть общая точка (1; 0).

1. Если функция возрастающая (a > 1), при увеличении основания график приближается к осям координат.

2. Если функция убывающая https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/b3f1289e-d667-4417-95a5-bfb7cf542be4.png, при уменьшении основания график приближается к осям координат.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. Найдите область определения функции:y = log 2x,  y = log 2 (x+1).

Решение:

Для функции  y = log 2 x область определения все положительные числа, т. е. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/051fc998-6fdc-42d5-ab26-b6b14cc842ec.png

В данной функции  y = log 2 (x+1) под логарифмом выражение, которое также должно быть больше нуля.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/73a1c590-2d38-4f8d-b8e0-42b1552dc76b.png.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/4fa55eaf-70df-4ce8-8001-d5df49f9290f.png

№2 Найдите наибольшее значение функции на данном промежутке y = log 1/2x

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/bb3960b7-a211-4aa0-8533-ab9e9e50f6c2.png

Решение:

Рассмотрим функцию y = log 1/2x . Это убывающая функция, т.к. основание меньше 1. Если функция убывает, то большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. Значит наибольшее значение функции будет при https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/2b0a4eb7-6e1f-41fe-b04e-c9fb93a6b080.png, а наименьшее – при https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/d6eaa766-dd15-4582-af7e-469f7fbf0841.png.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/0b716ad8-a953-47e7-893d-209862e1c531.png.

Ответ: 2.

 

              

      2.1 Решение примеров устно № 1-3.

 

3.Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№318-328) 

 

4.Домашнее задание № 318-328 (четные пункты). Подведение итогов.

 

 

 

 

 


 

 

2.3. Глоссарий

 

Термин

Значение

Логарифмическая функция.

Функция вида https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3834/20190726153907/OEBPS/objects/c_matan_10_26_1/088992f5-b98e-411d-9a41-fd3b4612b454.png, где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контролирующий блок

Самостоятельная работа по теме: «Логарифмическая функция, свойства и график»

Вариант 1:

 

1.      Выяснить, является ли положительным или отрицательным число :

 log 3 0,5 

 log 1/3 1,6

log 0,2 0,45       

 log 2 9,6.

 

2.      Сравните числа:

log 3 4,5          log 1/3 4,6

        

log 1/4 e          log 1/4 π

log 2 1,5          log 2 √2

3.      Выяснить, является ли возрастающей и убывающей функцией:

y= log 0,75 x

 y= log 3 x

y= log √2 x

 

4.      Найти область определения функции:

у = log 32 -1)         

у = log 1/3 (2х + 3)

5.      Построить график функции:

 y= log 4 (x+1)

 

 

Вариант 1:

 

1.      Выяснить, является ли положительным или отрицательным число :

 log 3 1,25 

 log 1/2 0,16

log 0,2 4,45       

 log 2 96,2.

 

2.      Сравните числа:

log 4/3 2,5          log 4/3 2,6

        

log 2 e          log 2 π

log 1/3 1,7          log 1/3 √3

3.      Выяснить, является ли возрастающей и убывающей функцией:

y= log 0,15 x

 y= log 4,6 x

y= log √3 x

 

4.      Найти область определения функции:

у = log 2 2 -4)         

у = log 1/3 (3х -  3)

5.      Построить график функции:

 y= log 3 (x -1)

 


 

Скачано с www.znanio.ru