Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6- 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух - и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Хотя нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
Проанализировав данные научно- методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников, можно сделать вывод о том, что эта проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов являются неполными, несмотря на их актуальность.
О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. А также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чём свидетельствует повседневная логопедическая практика.
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Виды нарушений слоговой структуры слов
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушения в воспроизведении слогового состава слова, могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов:
· элизии (сокращение, пропуск слога): «моток» - молоток; «павоз» - паровоз;
· опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино; «платенце» - полотенце;
· увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната; «тарава» - трава.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
· перестановка слогов: «деворе» - дерево; «каблажаны» - баклажаны;
· перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот.
3. Искажение структуры отдельного слога:
· сокращение стечений согласных: «тул» - стул; «тол» - стол;
· вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.
4. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение):
«били…били…билитекарь» - библиотекарь.
5. Антиципации (уподобление слогов, замена предшествующих звуков
последующими):
«нананасы» - ананасы; «пипитан» - капитан; «кококосы» - абрикосы.
6. Контаминации (смешение элементов слов):
«в холодильнице» - в холодильнике и хлебнице; «трашет» - трактор
пашет.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Этиология и патогенез нарушений слоговой структуры слов.
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены крайне недостаточно.
Нарушения слоговой структуры слов могут быть вызваны действием различных неблагоприятных факторов в пренатальный и постнатальный период развития плода и ребёнка.
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребёнка.
Ошибки слоговой структуры слов связаны с разными причинами:
- с нарушением фонематического слуха (при дисфункции верхней височной извилины – 22 поле);
- с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации возможны при дисфункциях лобных и задне - лобных отделов мозга)
- с нарушением слухоречевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии).
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребёнка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер.
В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, часто отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме.
Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе.
Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:
1 г. 3 мес.- 1 г. 8 мес. ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова
(ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
1 г. 8 мес.- 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто
опускается один из слогов: моко (молоко);
1 г.10 мес.- 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще
предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество
слогов в 4-сложных словах;
2 г. 1 мес.- 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные
слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес.- 3г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в
малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
· правильно произносимые слова: мама, дай, папа, нет…
· слова- фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: мако (молоко); дека (девочка); сина (машина)…
· слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би - би, мяу, му, бух…
· контурные слова, или «абрисы», в которых правильно воспроизводятся просодические элементы – ударение в слове, количество слогов: папата (лопата), тититики (кирпичики), патина (машина)…
· слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у многих детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Дети часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Обследование состояния слоговой структуры слов
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушений слоговой структуры слов всегда предшествует обследование ребёнка. Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Следует отметить, что логопедическое обследование ребёнка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой структуры слов».
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определёнными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок, ответы на вопросы.
Весь материал подготовлен в папках «Обследование речевого развития детей», «Обследование слоговой структуры слова».
Обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведённых слогов.
Детям 4- 5 лет предлагаются различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных; более сложные – из 4 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим:
4 года 5 лет
· Изолированные слова: Изолированные слова:
Кот вода самолёт скворец
стук мост фотограф микстура
спина банка парашютист погремушка
· Предложения Сестрёнка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку…
После 6 лет детям даются задания с большой концентрацией сложных слов.
· Изолированные слова:
Тротуар градусник фотоаппарат
Экскаватор виолончелист регулировщик…
· Предложения:
Регулировщик укладывает инструмент в футляр.
Часовщик чинит часики.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки…
Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок в речи. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведёт к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессы речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладения слоговой структурой слова.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
· подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
· собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка – логопата).
П о д г о т о в и т е л ь н ы й э т а п .
На этом этапе ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Цель подготовительного этапа: тщательная, всесторонняя подготовка ребёнка к усвоению слоговой структуры слов.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (узнавания предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими, как дудка, барабан, бубен, погремушка, колокольчик…Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывать прозвучавший инструмент, запоминать его название. Вводятся такие понятия, как тихо – громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе, направлению.
Дидактические игры «Где звонили?», «Узнай музыкальный инструмент по
звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»…
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный).
· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; !!-!-!!
· Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным символами: !!!-!!!-!!; !!-!!-!!-; !!!-!!-!!!.
· Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку.
· Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!; !!!!!!
· Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.
· Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ «--» ) и коротких (барабан, бубен – символ «+». Ритмический рисунок может быть следующим: -- -- + +; + + -- + -- --; + -- + + --
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт: кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.)
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=...
Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учётом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка.
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно
рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием,
например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребёнком в его
пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый -
последний, начало – середина – конец, между – за – перед – после (Кто тянул
репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой?...)
2. Дети обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны – в кулачок, разжимай - и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать).
Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными
игрушками (Подуди в дудку). Если ребёнок знаком с понятиями один – много,
то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку
один раз.
3. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Все перечисленные виды упражнений постепенно формируют активное отношение ребёнка к языковой действительности; подготавливают ребёнка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определённой учебно-речевой задачей.
К о р р е к ц и о н н ы й э т а п.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней:
· Уровень гласных звуков.
· Уровень слогов.
· Уровень слова.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков.
Детям предлагаются следующие задания:
- Произнести заданный гл. звук столько раз, сколько точек на кубике;
- Произнести заданный гласный звук столько раз, сколько раз логопед хлопнул
в ладоши;
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за
логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный
диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
- Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с
голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребёнок должен в соответствии с этим ритмом
произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА;
ААА.
Уровень слогов.
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
Задания могут быть следующие:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки
слогов (на каждое кольцо – один слог);
- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение
пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнёс (слоги прямые, обратные, со
стечением согласных);
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со…;
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-
-су-сы;
- Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
- Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего
или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые
слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
- Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-
-со; са-са-со; со-со-са;
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:
ста-сто-сту-сты;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
- Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике,
записать слоги;
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
- «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен
быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
- Запись слогов различных типов под диктовку;
- Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или
согласных, твёрдых или мягких согласных, звонких или глухих согласных;
выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от
коррекционной задачи);
- Зрительный диктант цепочки слогов, содержащий слоги различных типов.
Уровень слова.
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счёт уже
имеющихся в речи ребёнка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых
схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или
закрепления имеющихся в речи ребёнка слов- звукоподражаний. (Особое
внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт
определённые возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав,
мяу-мяу);
г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных
простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа
СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путём вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объёма понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.
После того как у ребёнка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно- ритмического рисунка одно-, двух-, и трёхсложных слов ( звуковой состав слова ребёнок может воспроизводить приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания - объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).
Важное значение придаётся подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребёнка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика – слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идёт на материале освоенных ребёнком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, ещё не освоенные звуки. Главное – не упустить осмысление ребёнком значения усваиваемого слова.
Параллельно большое значение уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков – только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.
На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребёнка никакого осознанного отношения к слогу, как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно. Затем деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове.
Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама – мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова – Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка – белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
Таким образом, важнейшее значение в логопедической работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учёт психических особенностей, работоспособность, уровень речевого развития дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 13 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Необходимо тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребёнок не допускает в нём ошибок. В последующем, любое многосложное слово может быть «разбито» ребёнком на 2-3 более простые и изученные слоговые структуры.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов.
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове.
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный дом – лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребёнок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход, из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:
- слова написаны неправильно;
- слова произносятся неправильно (если ребёнку трудно выполнить задание,
то в помощь даётся картинка).
12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове? Лис - лиса - лисица.
14. Ребёнку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ - вниз; шил - сшил.
17. Назвать ласково: Оля – Оленька, Вова – Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слов.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.
20. Найти одинаковые звукосочетания из трёх звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребёнку предлагается ряд слов. Найти одинаковый слог во всех этих словах:
самолёт, молоко, прямо, мороженое.
Фонетический и слоговой синтез слов.
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…
2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:
ЛЁТ |
|
||
|
СА |
||
МО |
|
||
4. Из двух слов образовать одно: лёд, колоть (ледокол).
5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со – ба – ка, а ребёнок произносит это слово целиком.
6. «Разрезные картинки». Ребёнку даётся задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребёнку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик, кот -…Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
8. Изменить по аналогии: дом – дома, лес - …(упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА.
МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА |
11.Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла,
прочитать их.
12.Дописать слог в названиях, изображенных на картинках предметов: маши…,
куби…
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов.
1. Поменять слоги местами, составить слово: рада – дыра, сосна – насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка
малина + машина = мама
3. Один ребёнок произносит слово ме6дленно по слогам: пу – го – ви – ца, а другой
произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-…-ва; са-…-лёт.
Фонематические представления.
1. Разложить картинки под схемы слов:
(дуб) (сосна) (берёза)
- - - - - -
(кот) (коза) (корова)
- - - - - -
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать
ЗИ |
МА |
ВО |
РО |
ТА |
один слог):
РАК |
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка,
снежный) – задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче);
аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука):
тигр – рыба.
7. Придумать слова к схемам: КА - …(каша)
КА - ... - … (калина)
…-КА - …- … (рукавицы, макароны)
…-КА (ложка, ручка)
8. Закончить слово: ла…, ла…, ла…, ма…, ку…
9. Придумать слова, оканчивающиеся на – ЧОК (каблучок, сверчок…).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки,
названия, которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются
картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
а) !; !!; !!!; !!!!;
б) !; !!; !!!; !!!; !!!.
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …
13. Подобрать рифму к словам: мак – гамак; зайка - …
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение
слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер;
водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребёнку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с
этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хвалит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать
внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Отработка слоговой структуры слов на материале предложений, стихотворений, текстов.
Как правило, дети с речевой патологией плохо запоминают стихотворения, тем более из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки.
При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задаёт вопросы по картинке.
Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью.
Для наилучшего «вхождения» ребёнка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку).
На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребёнка к усвоению слогового ряда.
Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряжённое проговаривание рифмованных строк логопедом и ребёнком (в пределах речевых возможностей ребёнка), чтение стихотворений логопедом и ребёнком по ролям. Например:
Логопед: Гуси! Гуси!
Ребёнок: Га – га – га!
Логопед: Есть хотите?
Ребёнок: Да – да – да!
Если ребёнок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объём запоминания до 4-6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы.
Параллельно ведётся работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.
Заключение
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов, рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа). Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РФ «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Используя данные методической литературы и собственный практический опыт, я составила модель логопедической коррекции нарушений слоговой структуры слов у дошкольников. Данная система даёт выраженную положительную динамику логопедической коррекции и может быть рекомендована логопедам дошкольных учреждений.
Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учёт психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слов. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как всё это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребёнка слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слов проводится индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
Необходимо тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребёнок не допускает в нём ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть разбито ребёнком на 2-3 более простые и изученные слоговые структуры.
Как показали исследования Г.М.Ляминой, со стороны взрослого иногда требуется от 70 до 90 повторений нового сложного для ребёнка слова, прежде чем у него закрепится самостоятельное употребление этого слова. Поэтому очень важно использование потенциала семьи с учётом её особенностей в системе комплексного коррекционного воздействия на ребёнка. Работа с семьёй направлена на повышение родительской компетенции и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребёнка. Разработаны анкеты для родителей, с родителями проводятся беседы (индивидуальные, на родительских собраниях), регулярно обновляются стендовые сообщения «Советы логопеда», еженедельно в индивидуальных тетрадях записываются домашние задания.
Характерной особенностью логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.
Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.