Логопедическая ритмика ДОУ
Оценка 4.7

Логопедическая ритмика ДОУ

Оценка 4.7
Игры
docx
дефектология
Детсад
17.01.2017
Логопедическая ритмика ДОУ
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе.
Логопедическая ритмика в ДОУ.docx
Логоритмика для детей Дошкольное   детство   ­   самый   благоприятный   период   для   развития   речи. Развитие   речи   детей,   начиная   с   раннего   возраста,   является   одним   из   ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.  Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка   через   постоянное   общение   со   взрослыми   и   сверстниками.   Но   именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком,   свободно   пользоваться   разговорной   (диалогической)   и   монологической речью,   воспитывать   звуковую   культуру   речи.  Полноценная   речь   ­   необходимое условие успешного обучения в школе.  Речь   маленьких   детей   в   период   ее   формирования   всегда   отличается недостатками   звукопроизношения.   Причиной   может   являться   недостаточная сформированность   речевого,   или   фонематического   слуха,   т.е.   способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. У большинства детей   звукопроизношение   к   четырем­пяти   годам   достигает   языковой   нормы. Однако   в   силу   индивидуальных,   социальных   и   патологических   особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.  В дошкольном возрасте выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает   музыку,   и   непосредственность   этих   восприятий,   а   также способность   его   быстро   инстинктивно   познавать   содержание   ее,   и   простейшие средства   выразительности   облегчают   задачу   исправления   речи.   На   занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно   нужного   детям,   страдающим   темповыми   расстройствами   речи, коррелирущими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений. Логоритмика   –   это   методика   обучения   и   лечения   детей   с   различными аномалиями и нарушениями речи. Логоритмика  ­   своеобразная   форма   активной   терапии;   сочетание   слова, музыки, движения. Объектом   логоритмики  является   структура   речевого   дефекта,   неречевые функции   и   речевые   нарушения   у   детей   с   речевой   патологией.   Предметом   – многообразные   нарушения   психомоторных,   сенсорных   функций   и   система движений в сочетании с музыкой и словом. 1 Целью логопедической ритмики  является преодоление речевого нарушения путем   развития   и   коррекции   неречевых   и   речевых   психических   функций   и   в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Так, логоритмика   служит   цели   нормализации   двигательных   функций   и   речи, объединяет   как   работу   по   коррекции   моторики,   так   психотерапевтические   и общевоспитательные мероприятия. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. Решение  оздоровительных задач  обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними. В результате решения данной группы задач у детей   с   речевыми   расстройствами   укрепляются   костно­мышечный   аппарат, развиваются   дыхание,   моторные,   сенсорные   функции,   воспитывается   чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.   Осуществление  образовательных задач  способствует формированию двигательных   навыков   и   умений,  пространственных   представлений,  развивается способность произвольно двигаться в пространстве, разрушаются патологические динамические стереотипы, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости,   координации   движений,   организаторских   способностей.  При реализации   образовательных   задач  дети   с   речевой   патологией   усваивают теоретические   знания   в   области   метроритмики,   музыкальной   культуры, музыкального восприятия.   Решение воспитательных задач содействует:             1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;   2)   развитию   способности   восприятия   музыкальных   образов   и   умению ритмично,   выразительно   двигаться   в   соответствии   с   данным   образом,   то   есть умению перевоплощаться, проявлять художественно­творческие способности;  3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма,             обучению правилам в различных видах деятельности и др.  Коррекционная   направленность   занятий  обусловлена   учетом механизма   и   структуры   речевого   нарушения,   комплексностью   и   поэтапностью логопедической работы. Такая работа предполагает: 2 1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией и дизартрией). Темп и ритм дыхания воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью. Например, при спокойной ходьбе на полной ступне по кругу, по   команде   педагога   поднять   руки   вверх   (вдох),   опустить   вниз   (выдох);   или поднять   руки   в   стороны   (вдох),  соединить   их   перед   собой   (выдох).  Затем   эти упражнения проводятся с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний «а», «аи­аи­аи» , с использованием  ритмической речи, перечисления, счета, таблицы умножения, спряжения и т.п «один, два, три, четыре, пять»; «я иду, ты идешь, он идет». 2.  Развитие  орального  праксиса  (особенно  у  лиц  с дислалией,  ринолалией, дизартрией,   алалией,   афазией,   с   заиканием,   если   у   последних   заикание сосуществует   с   нарушениями   звукопроизношения   разного   генеза).   Для совершенствования   орального   праксиса,  добиваются  –  на   основе   подражания   и упражнения   –   динамичности,   четкости,   скорости   выполнения   движений мимических  мышц лица, губ,  языка, нижней  челюсти,  мягкого  неба. Например, мимикой   показать     человека   пробующего   кислый   лимон   и   сладкое   яблоко; веселого   и   грустного   человека;   показать   боль,   гнев,   радость,   ликование,   горе, равнодушие,   презрение,   брезгливость   и   т.п.   под   соответствующую   настроению музыку.  По     мере   их   выполнения   в   упражнения   включаются   звукоподражания, выражающие восклицание (А!, Ах, О!), сожаление (Ай­ай! Ох!), удивление (О! У! Ах!),  способствующие   развитию   орального   праксиса;   а  также   артикуляционные упражнения, выполняемые под счет и ритмичную музыку. Например, «раз» – губы в улыбке, «два» – вытянуты вперед и т.д. 3. Развитие просодики речи (ударения, паузации в речи) преимущественно у лиц с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса. 4.     Совершенствования   фонематических   процессов.   Восприятие   музыки различной   тональности,   громкости,   темпа   и   ритма   создает   основу   для совершенствования   фонематических   процессов.   А   воспитание   соответствующих ассоциаций (с – мелодия журчащего ручейка, ж – полет шмеля, ц – стрекотание кузнечика, з – звенящего комара и т.п.) между звуком и мелодией непосредственно улучшает   различение   звуков   на   слух.   Произношение   под   музыку   текстов, насыщенных   оппозиционными   звуками,   способствует   развитию   слухо­ призносительной дифференциации фонем. 5. Автоматизация звуков осуществляется на логоритмических занятиях при целеноправленном подборе речевого материала. 3 В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить 2 направления:  1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов: слухового внимания и слуховой памяти, оптико­пространственных представлений, общее   оздоровление   и   укрепление   организма,   зрительной   ориентировки   на собеседника,   координации   движений,   чувства   темпа   и   ритма   в   движении, воспитание и перевоспитание личности.   2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания   и   речи,  орального   праксиса,  просодии,  фонематического   слуха   и   т.п., речевых   нарушений,  в   зависимости   от   этиологии,  механизмов,   симптоматики   и методики устранения.  Методологические   и   методические   основы   использования логоритмических занятий  Для понимания сущности логопедической ритмики важно знать содержание таких   понятий,   как   движение,   двигательное   умение,   двигательный   навык, психомоторное   развитие,   ритм,   ритмика,   музыкальный   ритм,   музыкально­ ритмическое   чувство,   музыкально­двигательное   воспитание,   подвижные   игры, лечебная ритмика и логоритмика. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Г.А.Волкова путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность   движений   музыкой   содействует   их   свободе   и  непринужденности. Она   заметила,   что   движения   с   музыкальным   сопровождением   положительно влияют   на   развитие   слуха,   внимания,   памяти,   воспитывают   временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с   различным   метроритмическим   рисунком   музыкального   произведения. Определенная   ритмическая   пульсация,   с   которой   связаны   движения   детей, вызывает   согласованную   реакцию   всего   организма   ребенка   (дыхательной, сердечной,   мышечной   деятельности),   а   также   эмоционально­положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.  Заполнить таблицу  «История зарождения логоритмики» Еще в начале XX века в странах Европы получила распространение система музыкально­ритмического   воспитания,   основанная   швейцарским   педагогом   и музыкантом Эмилем Жак­Далькрозом. Он считал, что именно в музыке имеется 4 идеальный образец организованного движения. По его мнению, музыка регулирует движение   и   дает   четкие   представления   соотношений   между   временем, пространством и движением. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма», он использовал специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.  Дальнейшее   развитие   система   Жак­Далькроза   получила   в   работах   его учеников   и   последователей.   Большая   заслуга   в   этом   принадлежит Н.Г.Александровой   и   В.А.Гринер.   Александрова   подчеркивала   важность ритмического воспитания детей. Она отмечала, что ритмика есть та общая точка, на которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, танцора, актера. Характеризуя ритмическое воспитание как одно из средств биосоциального воспитания,   Н.Г.Александрова   ставила   ритмику,   проводимую   по   системе Далькроза,   в   центр   области   соприкосновения   педагогики,   психофизиологии, физкультуры,   указывая,   что   ритмика   содержит   в   себе   ритмические   моменты каждой из этих областей. В своих ранних работах Н.Г.Александрова подчеркивала значимость   дифференцированного   использования   ритмики   в   зависимости   от возраста   людей.   Она   считала,   что   если   ритмист   работает   в   дошкольном учреждении, то  его предмет  становится  частью  воспитательных  задач, которые ставятся в педагогике. Из   большого   раздела   ритмической   гимнастики   и  музыкально­ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. Первым кто ввел лечебную ритмику, был профессор В.А.Гиляровский. Затем в 30­е годы лечебная ритмика находит применение в логопедических учреждениях, но не в полном объеме. В системе ритмического воздействия на детей с речевой патологией ведущее место занимает слово.   В   связи   с   этим   формируется   особое   направление   воздействия   в реабилитационных   методиках   ­   логопедическая   ритмика.   Первоначально логоритмика   использовалась   в   работе   с   заикающимися   дошкольниками   по инициативе В.А.Гиляровского и Н.А.Власовой.  В.А. Гринер и Ю.А.Флоренская в своей   статье   «Логопедическая   ритмика»   (1936)   впервые   поставили   вопрос   о разработке   специальной   логопедической   ритмики   для   занятий   с   заикающимися детьми с целью улучшения их речи. В своей статье авторы ставили такую задачу, как   коррекция   моторики   и   речи,   подчеркивали,   что   коренное   отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову. В   50   ­   70­е   годы   появились   работы   по   логоритмике,   которые   касались устранения   заикания   у   детей.   В   1958   году   переиздается   работа   В.А.   Гринер 5 «Логопедическая   ритмика   для   дошкольников».   Затем   в   1960   году   В.И. Рожденственская в своей работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивала роль упражнений на сочетание слова с движением. Она считала, что ритм производимых движений способствует нормализации речи, этот прием вошел в практику под названием «речь с движением». Логопедическая ритмика привлекает внимание исследователей и в 70 ­80­е годы,   но   по­прежнему   только   в   отношении   заикающихся   детей.   Попытка расширить   область   применения   логоритмики   в  различных  реабилитационных методиках  была предпринята в учебно­методическом фильме «Логопедическая ритмика   в   детском   саду»   ­   автор   сценария   Г.А.Волкова.   В   этом   фильме   был представлен   разнообразный   логопедический   материал,   который   необходим   в коррекционной   работе   по   устранению   различных   дефектов   речи.   Материал   по логоритмике был дан дифференцировано в зависимости не только от ведущего речевого расстройства, но и от этапа коррекционно­воспитательной работы. В 60­е годы польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести   элементы   ритмопластики   в   логопедическую   работу.   Новый   способ коррекции речи ­ логоритмика ­ опирается на сочетание слова и музыкального ритма   и   включает   как   запрограммированный,   так   и   импровизированный аккомпанемент   ритмических   движений   тела   в   соответствии   с   музыкой. Упражнения   на   сочетание   словесного   и   музыкального   текстов   и   двигательной программы   дают   эффект   при   соблюдении   необходимых   условий:   подчинение восприятию   музыки;   необходимо   следить   за   осанкой,   грацией,   дикцией, интонацией,   правильно   оформлять   речь   в   лексическом   и   грамматическом отношении. Другой   исследователь,   автор   учебника   «Логоритмика»   Э.Килинска­ Эвертовска, развивая положения Жак ­ Далькроза, определяла следующие условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки ­ это   правильное   восприятие   музыкального   сюжета   и   характера   произведения, слуховой   анализ   музыкального   содержания   слушаемого   произведения   и способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности), что   делает   возможным   выполнение   ритмических   упражнений   всеми   детьми независимо   от   их   интеллектуального,   физического   и   моторного   развития. Э.Клинска­Эвертовска   на   основе   своих   исследований   сделала   вывод,   что логоритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в коррекции различных речевых нарушений. Продолжателем идей Эмиля Жак­Далькроза является немецкий музыкант и педагог   Карл   Орф.   Суть   его   методической   концепции   заключается   в 6 максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Карл Орф считал, что достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу таких занятий составляет синтез   слов,   музыки   и   движения.   Движения   сочетаются   с   ритмической   речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах. Таким образом, логопедическая ритмика все более широко используется в различных   реабилитационных   методиках   как   одно   из   самостоятельных   средств коррекционного   воздействия   и   в   сочетании   с   музыкально­ритмическими упражнениями. Уникальное   сочетание   физических   упражнений,   музыки,   проговаривание стихов   в   ритме   движений   или   пение   в   такт   любимой   мелодии   развивает ритмическое   чувство,   координацию,   речь,   равновесие,   а   также   вызывает эмоциональный   подъем,   чувство   радости   и   удовольствия.   Она   способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально­ритмическое   чувство.   Если   рассматривать   логоритмику   с   лечебной точки   зрения,   то   она   изменяет   общую   реактивность   организма,   повышает   его сопротивляемость   и   неспецифическую   устойчивость   к   болезням.   Логоритмика позволяет   разрушить   патологические   динамические   стереотипы   и   формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств,   подражательность,   самостоятельность,   настойчивости, как: коллективизм;   воспитанию   волевых   качеств:   смелости, решительности, выдержки.   активность,   инициативность, Логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи, если: включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по  развитию речи;  создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры  со словом и музыкой;  проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике. Теоретической   основой   для   построения   системы   работы   по   логоритмике выступает   теория   уровневой  организации   движений   Н.А.  Бернштейна.  Развитие движений   в   сочетании   со   словом   и   музыкой,   представляет   собой   целостный воспитательно­коррекционный  процесс.  Перевоспитание  нарушенных  функций  и дальнейшее   развитие   сохранных   функций   требует   от   ребёнка   собранности 7 внимания,   конкретности   представления,   активности   мысли,   развития   памяти: эмоциональный   (если   процесс   обучения   вызывает   заинтересованность   и соответственно   с   этим   эмоциональный   отклик);   образной   –   при   восприятии наглядного образца движений; словесно­логической – при осмыслении задачи и запоминании   последовательности   выполнения   логоритмических   заданий; двигательно­моторной   –   в   связи   с   практическим   выполнением   заданий; произвольной   –   без   которой   невозможно   сознательное,   самостоятельное выполнение упражнений. Таким   образом,   коррекционные   логоритмические   упражнения,   с   одной стороны   исправляют   нарушенные   функции,   а   с   другой   –   развивают   сохранные функциональные системы ребёнка,  то есть  развивают  речевую  функциональную систему и неречевые процессы. Особенно   важны   для   логоритмического   воспитания   данные   корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.   Советский   физиолог   М.М.Кольцова   считала,   что   «есть   все   основания рассматривать   кисть   руки   как   орган   речи   ­   такой   же,   как   артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».  Как   отмечает   Г.А.Волкова,   логопедическая   ритмика   тесно   связана   с методикой   музыкального   воспитания,   поскольку   музыка   оказывает   влияние   на повышение   качества   исполнения   движения.   Движения   с   музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Если музыка оказывает благоприятное действие на эмоционально­волевую сферу, то тем эффективнее   оказывается   ее   влияние,   когда   она   положена   в   основу специализированной   двигательной   системы,   имеющей   целью   регулировать движение, речь и поведение детей. Особенности и возможности логоритмики Логопедическая   ритмика   исходит   из   общих   методологических   основ логопедии   и   дефектологии   и   является   одним   из   ее   разделов.   Она   изучает закономерности   развития,   воспитания,   а   также   нарушения   психомоторных функций   в   синдроме   речевой   патологии.   Важнейшей   задачей,   определяющей особую   значимость   логопедической   ритмики,   как   одного   из   звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией   двигательных   способностей,   как   основы   воспитания   речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений. Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и  музыкального руководителя  направляется  на всестороннее  развитие 8 ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству. Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми   путем   исследования   различных   функциональных   систем   детей   с речевой   патологией,   их   развития   при   наличии   того   или   иного   нарушения. Следовательно,   логопедическая   ритмика,   познавая   закономерности   развития   и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой   и   речедвигательной   систем,  содействует   совершенствованию   всей коррекционно­воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи. Развитие   движений   в   сочетании   со   словом   и   музыкой   представляет   собой целостный   воспитательно­коррекционный   процесс.  Логоритмическое   воспитание детей   непосредственно   связано   с   нравственным   воспитанием,   формированием моральных   чувств   и   сознания,   с   развитием   морально­волевых   качеств: доброжелательности   и   взаимопомощи,   целеустремленности,   формирует   у   детей богатство эстетического чувства. В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое ­развитие,   воспитание   и   коррекция   неречевых   процессов   у   детей   с   речевой патологией,   а   именно:   слухового   внимания,   слуховой   памяти,   оптико­ пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе ­ развитие речи   и   коррекцию   речевых   нарушений:   воспитание   темпа   и   ритма   дыхания   и коррекцию   речевых   нарушений   в   зависимости   механизмов,   симптоматики расстройства и методики его устранения. В содержание первого звена логоритмического воспитания входит развитие восприятия,   слухового   внимания   и   слуховой   памяти,   которое   начинается   от различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек   к   последующему   целостному   осознанному   восприятию   музыкальных произведений,   к   дифференцированному   восприятию   высоты   звука,   ритма, динамики   музыки.   Для   выяснения   и   развития   интонационно­слухового   опыта ребенка   необходимо   определить   общее   настроение   музыкального   произведения, его жанр. С этой целью можно исполнить, например, пьесы П.И.Чайковского из детского альбома «Новая кукла» и др. Для выяснения и развития звуковысотного слуха у детей, им предлагается узнать знакомую мелодию, а затем спеть любимую песню, сначала в сопровождении фортепиано, а потом без аккомпанемента. 9 Как   свидетельствуют   исследования,   воспринимающий   ритмический   слух практически развит хорошо у всех детей, а вот воспроизводящий ­ довольно слабо. Творческое   воображение   развито   у   80%   детей.   Его   характеризуют   свобода, смелость   выбора   темы,   желание   создавать,   практически   отсутствуют   образы подражания. Виды творческой деятельности детей очень разнообразны: рисование, сочинение сказок, песен, игры и т.д. Следовательно, у детей преобладает образный тип восприятия и творческий вид воображения. Приведенные данные необходимо учитывать в работе с детьми, имеющими речевые   нарушения,   с   тем,   чтобы   не   проводить   жесткой   зависимости   между имеющимся речевым расстройством и недостаточностью развития музыкальности. Занятия   по   логопедической   ритмике   предоставляют   широкие   возможности для   развития   оптико­пространственных   представлений   и   навыков,   зрительной ориентировки   на   говорящего.   В   двигательно­музыкальных   упражнениях организующим   фактором   протекания   движения   во   времени   является   музыка, которая   определяет   и   пространственные   рамки   выполнения   движения. Двигательно­пространственные   упражнения   являются   конечным   результатом творческого   проявления   детей.   Основными   элементами   в   двигательно­ пространственных   упражнениях   является   речь   с   ее   естественным   ритмом, танцевальные движения и жесты. Особое внимание в них уделяется ритму речи, акценту,   выражению   мелодии.   Самой   простой   двигательно­пространственной схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д. Логопедическая   ритмика   способствует   развитию   координации   общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений   предполагает   овладение   ребенком   двигательными   умениями   и двигательными   навыками.   Они   совершенствуются   при   использовании   музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения,   ритмичность,   четкость,   плавность,   слитность.   Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость,  больший   размах   или   сдержанность,  а  создание   с   помощью   музыки   и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики. Еще одним аспектом воздействия логопедической ритмики в звене неречевых процессов является воспитание чувства ритма в движении. У человека имеется врожденная,   естественная   склонность   к   осуществлению   ритма.   Уже   маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. По мнению Карла Орфа, при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье и т.д. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные 10 движения, совершенствует их двигательную координацию. Акустические эффекты движения можно условно записать в нотах, чтобы потом воспроизвести. Чувство ритма имеет три основных компонента:   чувство темпа ­ способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;    чувство   метра   ­   способность   к   восприятию   и   воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;  чувство   ритмического   рисунка   ­   способность   к   восприятию   и воспроизведению (подражательность, отношений длительности звуков и пауз. Логоритмические   занятия   способствуют   воспитанию   личностных   качеств детей   с   речевыми   расстройствами     инициатива, самостоятельность,   коллективизм),   воспитанию   волевых   качеств   (смелость, настойчивость,   решительность,   выдержка).   Эти   качества   формируются   под влиянием,   как   примера   педагогов,   так   и   через   целенаправленный   подбор музыкальных   и   речевых   упражнений.   Под   специально   подобранную   музыку,   на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантастические рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками и т.д. Г.А.Волкова и Н.А.Власова считали, что подобные детские фантазии являются проявлением   внутренней   потребности   выражения   психического   состояния. Правильно   развивающиеся   дети   в   наибольшей   степени   проявляют   творческие способности.   С   возрастом   желание   фантазировать,   импровизировать   у   детей связывается с определенным видом деятельности. Если в развитии ребенка есть известные нарушения, то возникает ограничение творческих способностей. Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция   речевых   нарушений.  Эта   система   логоритмического   воспитания реализуется через организацию направленных занятий с детьми в зависимости от их речевого нарушения и предлагает:    воспитание   и   развитие   темпа   и   ритма   дыхания.   Темп   и   ритм воспитываются  в процессе двигательных  упражнений сначала без речи, затем с речью;    способствует   развитию   фонематического   восприятия   у   детей   с разными   речевыми   нарушениями.   Восприятие   музыки   различной   тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов.   Произношение   под   музыку   текстов,   насыщенных   оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем; 11     воспитание   темпа   и   ритма   с   помощью   логоритмики   необходимо выделить   в   специальный   раздел   коррекционной   работы.   Музыкальный руководитель   создает   своеобразную   музыкально­двигательно­речевую   основу, которую   логопед   и   воспитатель   совершенствуют   на   своих   занятиях   в   чисто речевом плане. Например, ритмизированное произношение имен и под хлопки, и в пении. Вместо имен можно подобрать названия цветов, деревьев, животных и т.д. в соответствующем ритме;   коррекция   речевых   нарушений   осуществляется   как   с   учетом двигательных   возможностей   детей   с   речевой   патологией,   так   и   при целенаправленном   подборе   речевого   материала   для   логоритмических   или музыкально­ритмических занятий. Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей Следовательно,   музыка   является   средством   эстетического,   нравственного, умственного   воспитания   человека.   Она   учит   воспринимать,   чувствовать   и понимать   прекрасное,   замечать   хорошее   и   плохое,   творчески   самостоятельно действовать. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств   человека,   его   духовного   мира.   Современные   научные   исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие   на   общее   развитие:   формируется   эмоциональная   сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Музыка   является   средством   активизации   умственных   способностей   детей, поскольку   ее   восприятие   требует   внимания,   наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные,   отмечают   характерные   смысловые   особенности   художественных образов,   учатся   разбираться   в   структуре   произведения.   Беседа   по   поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения. О   влиянии   музыки   на   детей,   о   ее   значении   в   эстетическом,   умственном, физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман и другие. Музыкальное   воздействие   на   детей   дошкольного   возраста   проявляется   в совершенствовании   личности   ребенка,   его   функциональных   систем. Логопедическая   ритмика   помогает   разрушить   «почву»,   на   которой   возникло речевое   расстройство,   и   содействует   нормализации   речи   и   общедвигательной функции. 12 Средства   логопедической   ритмики   можно   представить   как   систему постепенно   усложняющихся   ритмических,   логоритмических   и   музыкально­ ритмических   упражнений   и   заданий,   лежащих   в   основе   самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. Для   достижения   оптимальных   результатов   логоритмических   занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:  I. Ритмическая разминка.  II. Некоторые из видов музыкально­ритмических упражнений.  1. Упражнения для развития основных сторон внимания.  2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.  3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.   4.   Упражнения   для   развития   координации   движений;   упражнения   на координацию речи с движением.  III. Упражнения оздоровительного характера.  IV. Слушание музыки   V. Пение.  VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.  VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений.  VIII. Игра.  IX. Заключительная ходьба или упражнения на реалаксацию.  Каждое   логоритмическое   занятие   включает   в   себя   элементы,   имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения,   работа   над   певческим   дыханием   и   развитием   певческого   голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).  Средства логоритмики следующие:  – ходьба и маршировка в различных направлениях;  – упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;  – упражнения, регулирующие мышечный тонус;  – упражнения, активизирующие внимание;  – счетные упражнения;  – речевые упражнения без музыкального сопровождения;  – упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;  – упражнения, формирующие чувства темпа;  – ритмические упражнения;  – пение;  – игровая деятельность; 13 – упражнения для развития творческой инициативы;  – разнообразные виды движения;   –   творческие,   сюжетно­ролевые,   подвижные   игры,   творческие   этюды   для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;  – упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;  – упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;   –   игры   с   пением,   хороводы,   игры­драматизации   с   музыкальным сопровождением для развития просодии речи;  – упражнения на реалаксацию;  – этюды для развития воображения, творческих способностей;  – упражнения на ориентировку в пространстве;  – ритмико­гимнастические упражнения;  – танцевальные упражнения;  – упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;  – чтение стихов, сопровождающееся движением;  – мимические упражнения;  – логопедические упражнения;  – разные виды массажей;  – коррегирующая гимнастика;  – игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;  – пластические этюды. Основной   принцип   построения   всех   перечисленных   видов   работы   ­   тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых   разнообразных   формах:   это   тексты   песен,   хороводов,   драматизации   с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не   музыкальным   ритмом,   а   ритмом   в   стихотворной   форме,   позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Ходьба и маршировка ­ это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные   упражнения   дают   установку   на   разнообразный   темп   движения   и   речи, поэтому   внимание   детей   направляют   на   руководящую   роль   музыки.   Ходьба включается   в   каждое   занятие.   Она   является   естественным   видом   движения   и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и 14 парами,   умению   соблюдать   одинаковые   расстояния   между   идущими,   а   также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п. С   самого   начала,   и   это   является   чрезвычайно   существенным,   вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки. В этом отношении следует   использовать   исключительную   способность   детей   к   инстинктивному восприятию содержания и формы музыки. Упражнения   на   развитие   дыхания   способствуют   выработке   правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть  глухой звук, выполняя при этом определенные  движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы. С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над   голосом.   Необходимо   воспитывать   силу,   высоту,   длительность   звучания   и выразительность   голоса,   которая   определяется   его   тембром.   Упражнения   на развитие   голоса   проводятся   с   музыкальным   сопровождением   и   без   него.   Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим   усилением   или   ослаблением   музыкального   аккомпанемента. Длительность   звучания   выразительности   голоса   зависит   от   продолжительности выдоха.   Для   воспитания   выразительности   голоса   полезно   проводить мелодекламацию:   чтение   стихотворения   с   вопросительной,   восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку. Воспитанию   четкой   дикции   способствуют   дыхательные,   голосовые   и артикуляторные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные   обозначаются   немой   артикуляцией,   затем   произносятся   шепотом   и громко. Потом произносятся шепотом слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры,   игры­драматизации,   в   ходьбу   с   замедлением,   в   упражнения   с   хлопками, счетом, пением. Так же полезно пение вокализов ­ мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения ­ звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз ­ это развивает его гибкость и высоту. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх 15 и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Пение ­ сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие   и   расширяющим   грудную   клетку,   а   также   помогающим   вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей   с   разного   рода   речевыми   нарушениями.   Органическим   элементом   песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Для   развития  правильного  звукообразования   и  певческого   дыхания  удобна мелодия   с   короткими   и   длинными   музыкальными   фразами.   Песни   необходимо подбирать   в  медленном   и   среднем   темпе,  обладающие   слитностью   звучания.  В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют   обучение   правильной   певческой   дикции.   Для   выбора   песен необходимы:   коррекционная   направленность, содержательность   песни,   простота   и   запоминаемость   мелодии,   логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность   инсценирования   текста   песни.   Чем   разнообразнее   будут   песни   по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребенка.   соответствие   возрасту, Речевые   упражнения   без   музыкального   сопровождения,   впервые   были предложены   В.А.Гринер   для   работы   с   заикающимися.   Эти   задания   могут   быть использованы   при   проведении   утренней   зарядки   или   физкультминутки,   с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идет о   произношении   слов   в   стихотворной   форме,   как   без   движений,   так   и   в соответствии   с   движениями.   Ритмизированное   слово   в   сочетании   с   движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии.\   Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь   разной   коррекционной   направленностью   логоритмических занятий: ­   речевой   материал   для   нормализации   темпа   и   ритма   заикающихся;   для развития   словаря   у   детей   с   общим   недоразвитием   речи;   для   автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.; стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи; длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение; 16 преобладание   в   стихотворении   глагольной   лексики,   чтобы   легче   было сопровождать текст движениями; в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующие лицо, чтобы исключить механические движения; ­   стихотворения   подбираются   с   учетом   возраста,   речевых   и   двигательных возможностей. Для   организации   поведения   при   выполнении   заданий,   особенно   сложных построений, используются счетные упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое  значение  в онтогенезе речи.  Ребенок,  начиная говорить, прежде  всего, усваивает   ритмический   контур   слова,   понимая   его   смысл,  но   не   умея   еще   его правильно   произнести.   Например,   вместо   слова   молоток   ­   «мотолок»   и   т.д.   В логоритмическом   воздействии   на   детей   с   речевыми   нарушениями   необходимо учитывать   данные   онтогенеза   в   формировании   музыкального   ритма   и   чувства ритма в целом. Детям предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. При   этом   у   них   воспитывается   умение   дифференцировать   несложные разнообразные   ритмы   и   сознательно   подчинять   таким   несложным   ритмам   свои движения.   автоматизируются. Автоматизированное   движение   исключает   напряженность   в   двигательном аппарате,   создает   экономию   сил,   развивает   легкость   в   движении   и   тем   самым повышает качество исполнения.   отражающие   ритм,   Затем   движения, Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний   движениям   птиц,   животных,   трудовым   процессам,   в   форме построений и т.п. Содержание  и формы драматизации   должны соответствовать возрасту,   общему   развитию   и   двигательным   возможностям   детей.   В   младшем дошкольном   возрасте   ритмы   оформляются   легкими   движениями,   а   в   старшем дошкольном   возрасте   детям   предлагается   большее   количество   ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами. Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам: 17 отражающий   порядок   и   беспорядок,   то   есть   быстрый   переход   от   заранее   свободного   движения   к   организованному, неорганизованного, предусмотренному; «третий   лишний»,   создающий   возможность   различных   построений   и изменений в процессе игры. В   ритмические   упражнения   всегда   включается   речь.   Работа   над   речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы: Движение   со   словом   и   жестом.   Дети   в   разных   действиях,   положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети,  отмахиваясь   от   осы,  хором   говорят:  «Тут   оса!   Там   оса!   Ай,  боюсь!   Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения   используются   в   соответствии   с   речевыми   и   двигательными возможностями   детей.   Эти   упражнения   важны   для   коллективного   ритма. Например, игра «Мы на луг ходили» (Слова В.Кукловской, пер. с укр. Т.Волгиной, музыка А.Филипенко). Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами. Одни   упражнения   проводятся   в   форме   диалога,   выражающего   обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп. Пример игры, «Сорока, сорока» (Русская народная песня в обработке В.Агофонникова. автор М.Медведева). В   логопедической   ритмике   на   занятиях   используется   игра   на   детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики,   звучащие   различно   по   своей   высоте,   и   дети   узнают,   какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать   «музыкальной   лесенкой:   дети   учатся   различать   направление   звукоряда, расстояние   между   звуками.   Для   развития   ритмического   чувства   используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает   свой   ритмический   рисунок,   а   другой   точно   его   повторяет.   Для 18 развития   тембрового   слуха   полезно   сравнивать   звучание   не   только   различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бебенчика и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно ­ горячо»). Игра   на   музыкальных   инструментах   ­   игрушках   способствует   развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во   время   игры   на   кларнетах,   дудочках;   развитию   голоса,   артикуляции   при исполнении   песен,   попевок;   развитию   слуха   при   подборе   знакомых   песен, прибауток,   считалок   для   исполнения   на   музыкальных   инструментах;   для нормализации   просодической   стороны   речи   при   импровизации   ритмических   и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры. Музыкальная   самостоятельная   деятельность   так   же   очень   важна   для логопедической   ритмики,   так   как   способствует   развитию   координации   слуха, голоса   и   движения,   тонального   и   ритмического   чувства;   воспитанию   любви   к музыке   и   пению;   обогащению   эмоциональной   жизни   детей.   Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе   поют,   водят   хороводы,   исполняют   пляски,   подбирают   мелодии   на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность. Музыкальная   деятельность   детей   проявляется   в   детских   утренниках,   в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях.   Детские   утренники   являются   своеобразным   отчетом   по   проведению коррекционной и логопедически­воспитательной работы. Помимо   музыкальной   самостоятельной   деятельности   в   логоритмике используются   упражнения   для   развития   творческой   инициативы.   К   таким упражнениям   относятся  дирижирование,  свободные   двигательные   импровизации под   музыку,   двигательные   инсценировки   песен,   двигательно­музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Так как игра ­ ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют   в   сочетании   с   различными   ритмическими,   логоритмическими, музыкально­ритмическими комплексами. На   логоритмических   занятиях   полезно   использовать   игры­драматизации стихотворного,   прозаического   текстов   на   самые   различные   темы   и   сюжеты. 19 Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов. И   в   заключение   проводятся   упражнения,   цель   которых,   успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая   нагрузка   должны   быть   доведены   до   минимума.   Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка   под   музыку,   перестроения,   слушание   музыки   с   последующим определением   характера   произведения,   например   «Игра   в   лошадки» П.Чайковского   или   «Маленький   вальс»   А.Лядова;   или   слушание   музыки   с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила. То есть следует давать такую музыку, которая понятна ребенку и без песенного текста   и   без   названия   рождает   в   его   сознании   определенные   образы   и представления. Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют   и   упорядочивают   двигательную   сферу   ребенка,   его   деятельность, положительно   влияют   на   личность.   Координированные,   целенаправленные   и экономные   движения   вызывают   у   ребенка   чувство   удовлетворения.   Ритм воспринимается   многими   органами   перцепции   ­кинетическими   ощущениями, тактильными,   зрительными,   слуховыми.   Эти   сильные   стимулы   создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно еще и то, что в детском возрасте   нормализация   двигательной   сферы   ребенка   и   коррекция   речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует  воспитанию   правильной  речи,  поскольку  речь  воспроизводится  из стремления к общению, к участию в игре и т.д. Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач   каждого   этапа   логопедической   работы,   целей   и   задач   логоритмического занятия. Таким   образом,   с   помощью   логоритмики   воспитываются   общие   и речедвигательная   функции   детей.   Методические   приемы   варьируются   в зависимости   от   нарушения   речи,   но   сводятся   к   одному:   к   максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической  речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. 20 Основной  принцип  построения  всех  перечисленных  видов работы – тесная связь   движения   с   музыкой.   Следующий   принцип   предполагает   обязательное включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это  тексы песен, хороводов, драматизации  с пением, инсценировки  на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т.п. Опираясь на свежесть восприятия ребёнка, в первой части занятия даются музыкально­ритмические   упражнения,   которые   направлены   на   тренировку внимания,   памяти,   ориентировки,   тормозных   реакций,   координации   движения. Особое   место   занимают   упражнения,   регулирующие   мышечный   тонус,   которые пронизывают все разделы занятия. По мере нарастания утомления идет переход ко второй части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить   в   середине   занятия,   чтобы   дать   возможность   детям   отдохнуть   и подготовиться к игре.  Вслед   за   спокойным   видом   деятельности   я   перехожу   к   подвижной   игре  в целях   разрядки,   а   также   закрепления   выработанных   навыков.   Заключительная ходьба,   а   также   пластические   этюды   и   реалаксация   нормализует   дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий. В   планировании   логоритмических   занятий   я   использовала   принцип концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое   путешествие   или   экскурсия,   фольклорные   источники,   элементы соревнования и т.д.  Следует отметить, что данный вид занятий (логоритмика) проводится мной 1­ 2 раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей (10­12 человек), на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит от возрастной группы детей. Так, во II младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Логоритмические   занятия   проводим   совместно   с   музыкальным   руководителем, воспитателем   под   контролем   логопеда.   Логопед   является   ведущим   и руководителем   занятия.   Музыкальный   руководитель   подбирает   и   реализует музыкальное   сопровождение   занятия.   Воспитатель   проводит   индивидуальную работу по рекомендации логопеда.  Для оценки эффективности  оздоровительно  курса занятий  по логоритмике нужно   составлять   карту   индивидуального   психомоторного   развития   ребёнка   и групповой динамики проведенных оздоровительных занятий.  Для   того,   чтобы   оптимизировать   коррекционный   процесс   и   решить   задачу оздоровления  и здоровьесбережения, необходимо  проводить  тщательный  анализ 21 занимающейся группы детей по физическому, нервно­психическому статусу, по состоянию их опорно­двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформлят в сводную таблицу.  По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно­моторной   или   тонко   дифференцированной   координации   и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.  Заключение Анализ   литературы   и   собственные   наблюдения   свидетельствуют   о необходимости заниматься с детьми логоритмической деятельностью, поскольку она   имеет   большое   значение   для   музыкального   развития   ребенка   дошкольного возраста с речевой патологией. Организация   специальных   логоритмических   и   музыкально­двигательных занятий   способствует   развитию   и   коррекции   двигательной   сферы,   музыкально­ сенсорных способностей детей с расстройствами  речи, содействует устранению речевого   нарушения   и,   в   конечном   счете,   адаптации   к   условиям   внешней   и внутренней среды. Логоритмические   занятия   развивают   психические   процессы   ­   восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу. Большое   значение   эти   занятия   имеют   и   для   нравственного   воспитания дошкольника, что очень важно в наше время ­ воспитание умения вести себя во время   занятий,   формируют   чувство   такта   и   культурных   привычек   в   процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу. Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики   по   логоритмической   и   музыкально­ритмической   деятельности следует   помнить,   что   ведущей   деятельностью   ребенка   дошкольного   возраста является   игра,   следовательно   все   мероприятия   должны   проводиться   в   игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу. Включение   элементов   логоритмики   в   музыкальные   занятия   и   занятия   по развитию   речи,   в   повседневные   игры   детей   способствует   как   собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.  Логопедическая   ритмика   в   системе   педагогической   работы   по устранению у детей речевых нарушений. 22 Известно:   чем   выше   двигательная   активность   ребенка,   тем   интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является  одним из основных элементов  в двигательно­ пространственных   упражнениях.   Ритм   речи,   особенно   ритм   стихов,   поговорок, пословиц,   способствует   развитию   координации,   общей   и   тонкой   произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда   привлекает   детей   своей   живостью,   эмоциональностью,   без   специальных установок настраивая детей на игру. Логоритмика   основана   на   связи   слова,   музыки   и   движения,   поэтому выделяются следующие направления: Для   определения   связи   речи   с   движением   и   музыкальным   ритмом   детям предлагается:  упражнения   на   развития   дыхания,   способствующие   выработке   правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх ­ вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш,ф,х), затем гласные звуки а,о,у,и. Для   определения   развития   голоса   и   артикуляции   ­   пение:   у,   о,   а,   и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: "А! О! Ах! Ох! Ай­ай­ай!", звуки к/г, б/п, в/ф, д/т. упражнения с речью, связанные с координацией движения (дети стоят в кругу ­ мяч передается по кругу) ­ бросить мяч со словами: "вверх ­ себе", "вверх ­ соседу" и т. д.  Детям   предлагают   выразить   мысль   предложенную   в   тексте   английской детской песенки в переводе С.Маршака "Шалтай­Болтай". Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец­игра "К нам гости пришли" (слова М. Ивенсен, музыка А.Александрова). К   упражнениям   на   развитие   творчества   относятся   дирижирование, двигательные   импровизации   под   музыку,   двигательные   инсценировки   песен, двигательно­музыкальные   упражнения,   в   которых   на   первый   план   выдвигаются импровизация   и   творчество.   Для   импровизации   детям   предлагались   песня А.Филиппенко "Вот взяла лисичка скрипку". Для развития у детей с речевыми нарушениями основных движений хорошо использовать   упражнения,   регулирующие   мышечный   тонус   и   упражнения, 23 способствующие   развитию   мелкой   моторики,   ориентировке   в   пространстве, навыков выразительных танцевальных движений.  Для контроля за развитием двигательных качеств ­ игровое упражнение «В походе»   составители   С.Руднева,   Г.Соболева   и   др.   под   музыку   «Марш.   Бег» Ф.Найдененко. Под звуки марша дети идут в колонне за ведущим бодрым шагом по   кругу   друг   за   другом,   с   окончанием   марша   четко   останавливаются.   «На привале»   дети   играют,   бегают   в   разных   направлениях   по   залу,   не   толкаясь   и заполняя   все   пространство   (шаг   на   каждую   четверть).   После   бега,   под   звуки марша, дети без суеты на ходу перестраиваются в колонну по росту за ведущим. К концу   музыки   колонна   должна   быть   построена.  С   последним   аккордом   группа четко останавливается, приставляя ногу к ноге. Во время упражнения обращается внимание на то, как дети ориентируются в пространстве, насколько четко и правильно выполняют перестроение, следят ли при выполнении заданий за осанкой. В танцевальных движениях у детей вырабатываются навыки выразительных движений. Для определения навыков выразительных движений детям предлагается игровое упражнение «Зеркало» составитель Р.Борисова, которое проводится под русскую народную мелодию (обработка М.Раухвергера) «Ой, хмель, мой хмелёк». Дети по очереди исполняют разные танцевальные движения, остальные повторяют показанное движение. Для развития мелкой моторики можно предложить детям музыкальную игру «Лиса играет колобком» составитель Н.Щербакова музыка М.Сатулиной. В этой игре дети­«лисички», подняв правой рукой небольшой мячик­«колобок», бегают врассыпную. «Колобок катится»­ дети, стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук. «Лиса играет колобком» ­ каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве. Важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы». Для   определения   у   детей   музыкально   ритмического   чувства   можно использовать следующие упражнения: Упражнение игра «Запрещенное движение» составитель Н.Щербакова, музыка Т.Шушенко. Детям показывают серию движений (одно движение на такт), заранее обговаривается   какое   из   них   «запрещенное»   для   повтора.   Под   музыку   дети повторяют все движения, кроме «запрещенного». Затем показывают следующую серию, включающую то же «запрещенное» движение. Дети должны самостоятельно все повторить, кроме «запрещенного». 24 Постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука. Позвать медвежонка громко и шепотом. Здесь же используют акцент, т.е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: "Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч". Музыкально­ритмический диктант ­ прохлопать в ладоши, протопать ножками на   месте,   затем   в   движении,   ритмический   рисунок   четных   тактов   вначале   под музыку   (Д.   Кабалевский   «Забавный   случай»),   а   затем   без   музыкального сопровождения.  После проведенной диагностики детей по выше перечисленным направлениям, работу нужно продолжить по следующим разделам: Общеразвивающие,   коррекционные   упражнения   на   пространственную ориентировку. Упражнения  на развитие  слухового  внимания  и музыкально­ритмического чувства. Ритмические упражнения со словом. Игры­драматизации   с   музыкальным   сопровождением,   упражнения   для развития творческой инициативы. Содержанием   занятий   служат   доступные   детям   дошкольного   возраста разделы курса логоритмики. Сохраняется основной метод: внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ выразительных средств и отражение их в движении со словом. Для   работы   можно   использовать   следующие   музыкальные   произведения: Русская народная песня «По малину в лес пойдем», «Ой, утушка луговая», «Ах, вы, сени», «Калинка»; русская народная попевка (обработка Ломовой) «Лиса»; А.Спадаевсккиа   «Полька»;   Д.Кабалевский   «Забавный   случай»,   «Марш», «Народный   танец»;   Ф.Надененко   «Марш.Бег»;   Е.Тиличеева   «Марш»,   «Осень   ­ рыжая   лиса»;   Ф.   Шуберт   «Экосез»,   «Немецкий   танец»,   «Вальс»;   Л.Бетховен «Лендлер», С.Левидова «Колыбельная» и др. Перед   занятием   рекомендуется   всем   детям   проверить   осанку   у   стены   без плинтуса, затем под музыку заходить в зал в колонне при этом сохраняя осанку. Далее   ­   установочные   упражнения   перед   зеркалом   для   отработки   правильной осанки. Например, на первом занятии детей слушают «Вальс» Ф.Шуберта, и им предлагают под музыку выполнить упражнения со словами «вверх­вниз, вправо­ влево»   (используются   танцевальные   движения   вальса),   при   этом,   не   забывая сохранять правильную осанку.  25 Упражнение на различение правой и левой руки. Дети, стоят в кругу, сдвинув пятки вместе и положив руки на пояс. С началом звучания музыки отводят правую руку в сторону и на «раз» 2­ого такта возвращают ее на место. Делают такие же движения   левой   рукой,   затем   снова   правой   и   т.д.   На   вторую   часть   музыки выставляют вперед на носок правую ногу, возвращают ее на место, затем ­ левую вперед. Педагог негромко говорит «правая рука», «левая рука», «правая нога» и т.д. Затем вместо педагога проговаривает команды ведущий. На   следующем   занятии   к   этому  упражнению   добавляется   вводное «Марш. Бег» Ф.Надененко. Дети отмечают разный характер музыки (марш ­ маршируют, изменение темпа музыки ­ бегают врассыпную), их внимание обращается на то, что в музыке есть вступление, во время которого предлагается стоять на месте. 1 часть занятия ­ речевые упражнения без музыкального сопровождения или с музыкальным сопровождением. На   первом   занятии   детям   предлагались   упражнения   без   музыкального сопровождения. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:  Вот поезд наш едет,  Колеса стучат,  А в поезде нашем  Ребята сидят.  Затем переходят на нормальный шаг: Чу­чу, чу­чу, чу­чу,  Бежит паровоз,  Далеко, далеко  Ребят он повез. Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:  Плыли гусята ­ красные лапки,  Озером, озером ­ все по порядку.  Серые плыли, белые плыли.  Красными лапками воду мутили.  На другом занятии детям вниманию детей предлагается хоровод «К нам гости пришли» слова М.Ивенсен, музыка А Александровой.  Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:  К нам гости пришли, дорогие пришли,  Выполняют движения руками «пекут пироги» и поют:  Мы не зря кисель сварили,  Пирогов напекли.  С малинкой пирог.  26 С капусткой пирог.  А который без начинки ­ самый вкусный пирог. Круг открывается, образуется шеренга, дети, держась за руки, плечо к плечу идут вперед топочущим шагом со словами: Наш детский сад Дружбой славится, Приходите в гости чаще, Если нравится.  Музыкально ритмические игры. Используются   упражнения   для   передачи   ритмического   рисунка   мелодии. Музыка   Д.Кабалевского   «Забавный   случай»   или   Ф.Шуберта   «Экосез»   ­ ритмический   диктант.   Дети   отхлопывают   ритмический   рисунок   четных   тактов вначале под музыку, затем без музыкального сопровождения. часть. Упражнения для развития творческой инициативы. Тиличеева «Осень ­ рыжая лиса», русская народная песня «По малину в лес пойдем». Программное содержание: Научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу,   в   одиночку,   парами,   обходить   различные   предметы,   не   сталкиваться   во время встречной ходьбы, двигаться по ориентирам, строить шеренги; использовать речевой материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения; согласование движения рук, ног, туловища с ритмом речи; развитие чувства ритма в движении и включение его в речь; стимулировать воображение и фантазию детей, обращая внимание на различный характер музыки, который по­разному должен быть, оформлен в движении. Регламент данного занятия: часть ­ 5 минут. часть ­ 10 минут часть ­ 7 минут часть ­ 10 минут Итого   ­   длительность   занятия   30   ­   33   минуты.   В   конце   каждого   занятия обязательно   подводить   итоги,   выделить   детей,   не   только   тех,   у   кого   хорошо получалось, но и тех, кто старался. Таким   же   образом   проводятся   и   другие   занятия.   Слушая   музыку, рассматривая иллюстрации к ней, проводить беседы с детьми, выясняя их взгляды на прослушанное. Пусть дети пытаются рисовать музыку, описывать ее словами. Кроме   этого   в   работе   очень   важно   не   упускать   тему:   ритмический   рисунок   и соотнесение движений с ритмом речи. 27 Проговаривание стихотворных строк с движениями способствуют коррекции не  только  речи и  движения,  а также  способствуют нормализации  деятельности переферических отделов речевого аппарата. Мы знаем, что на занятиях хуже всего обстоит дело с творчеством детей, импровизацией не только не только у детей, имеющих логопедические дефекты. Так   как   чтобы   двигаться   в   соответствии   с  характером   музыки   и   передавать   в движениях   не  только  ритмический  рисунок,  но  и  такие  элементы  музыкальной выразительности,   как   фразировку,   динамику,   темп,   необходимо   иметь определенный запас движений, которые заимствуются из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, а у наших детей запас движений небольшой. Да к тому же дети часто скованы, стесняются и не могут выразительно показать даже знакомые движения. Для   развития   танцевально­игрового   творчества   рекомендуется   проводить досуги   с   играми,   пением,   инсценировками   песен,   создавать   условия   для самостоятельной музыкальной деятельности. Например,   для   развития   выразительности   движений   и   самостоятельности игровых   и   танцевальных   образов   детям   можно   предложить   песню   на   слова Е.Макшанцевой,   музыка   А.Филиппенко   «Песенка   о   зверятах»,   которая   очень нравится.   Эту   песенку   дети   с   удовольствием   инсценируют,   изображая   разных животных.  Пастушок проснулся поутру  Заиграл на дудке: Ту­ру­ру!  Пастушку мы будем помогать,  Пастушку мы будем подпевать!  На лугу коровка: «Му­му­му!»  Розовые свинки: «Хрю­хрю­хрю!»  А козел рогатый: «Ме­ме­ме!»  А баран б­о­д­а­т­ы­й: «Бе­бе­бе!»  Быстрые синички: «Цвики­цвик!»  Воробьи запели: «Чик­чирик!»  Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»  А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»  Из леса кукушка ­ все: «Ку­ку! Ку­ку!»,  Петушок веселый спел: «Ку­ка­ре­ку!» А в саду зеленом детвора  Распевает песни: «Та­ра­ра!». 28 Более сложное задание, с которым дети тоже справляются с удовольствием, но только после отработки движений со словом ­ игра «Никанориха» (русская народная песня). В этой игре поставлена, более сложная задача ­ самостоятельно выполнить танцевальные   движения   под   музыку.   Дети,   взявшись   за   руки,   идут   по   кругу, сопровождая движение пением: Никанориха гусей пасла, Запустила в огород козла.  Никанориха ругается,  А козел­то упирается.  Далее под музыку «Камаринской» (такты 1­12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13­24 переходят на пружинный бег, в рассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова: Надо быстро пару брать,  Чтобы козликом не стать.  Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок. 29

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ

Логопедическая ритмика ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017