Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.
Оценка 4.8

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология
Детсад
13.02.2018
Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.
При работе над составлением рассказов по картине и серии картин детьми с той или иной речевой патологией возникает ряд трудностей, которые обусловлены тем, что принцип составления рассказа должен основываться на достаточно богатом словарном запасе и знаниях об окружающей действительности, Дети должны: - знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой; - уметь отличать рассказ от простого набора предложений.Представленный материал содержит схему работы по составлению рассказов по сюжетной картине или серии картин детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
составление рассказов.docx
Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.    При работе над составлением рассказов по картине и серии картин детьми с  той или иной речевой патологией возникает ряд трудностей, которые  обусловлены тем, что принцип составления рассказа должен основываться на  достаточно богатом словарном запасе и знаниях об окружающей  действительности,    Дети должны: ­ знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат»      между собой; ­ уметь отличать рассказ от простого набора предложений.    Картины и серии картин, с которыми мы работаем, можно условно  разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2)  действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц.  Первый вид картин: действие происходит вне помещения.    Начинаться рассказ может со слов: как­то раз…, однажды…, был…    Далее следует ответить на вопрос когда? ( время года и название части  суток ):    если событие происходит :     осенью, день, ( утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный,  теплый, холодный, дождливый, ветренный, ясный;    зимой день ( утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный;    весной день ( утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый;    летом день ( утро, вечер) ­ жаркий, теплый, летний, ясный.    Варианты начала могут быть разные: «Однажды, жарким летним днем…»,  «Как­то раз зимним морозным утром…», «Был теплый осенний вечер…».    Следующая группа вопросов: кто что задумал, решил? Где? Куда? Придумать имя герою, обозначить место действия и цель.   Например; «Петя вышел с машинкой во двор…», «Дети пошли в лес за  грибами…».    Середина рассказа – описание непосредственных событий, произошедших  с героем (героями).  Вопрос: «А что случилось?»               (устанавливаются  причинно­следственные связи).    Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание  отношения к герою.    Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть  дальше.    Рассмотрим примерный рассказ по серии картин  «Девочка Маша и  кукла Наташа».    Начало. «Однажды, зимним, снежным, морозным днем Маша вышла с  куклой Наташей во  двор. Во дворе никого из ребят не было, и она решила  покачаться на качелях».    Середина. «Маша села на одну сторону качелей, куклу посадила не  другую. Но кататься не смогла, кукла была очень легкая. Тогда Маша  слепила большого снеговика, поставила его на качели, а сама с куклой села  на другую сторону качелей. Все вместе дружно качались».    Конец. «Так Маша нашла выход: смогла весело покачаться на качелях.  Девочка оказалась умной и сообразительной».    Можно придумать продолжение. «Маша сказала снеговику: «Спасибо за  помощь» и пошла домой. Снеговик всю ночь вспоминал, как весело качался  на качелях».    Второй вид картин: действие происходит в помещении.    Начало. Отвечаем на вопросы: Когда? Где? Кто что задумал (решил)?    Время года опускается, остается название части суток.    Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после  завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе…    Кто? – дается имя, что решил, предложил, задумал.    Середина и конец. Остаются такими же как и в работе с первым видом  картин.    Рассмотрим этот вид работы на примере сюжетной картины «Скоро  Новый год».    Начало. «После завтрака воспитательница Екатерина Ивановна сказала:  «Ребята, скоро Новый год. Давайте сделаем игрушки для елки».    Середина.  «Все дети придумывают, кто что будет делать. Лена аккуратно вырезала из бумаги рыжую белочку. Алеша склеил красивый фонарик.  Екатерина Ивановна помогла Ане нарисовать большую золотую звезду».      Конец. «Воспитательница хвалит детей за то, что они аккуратно сделали  красивые и нарядные игрушки, которыми украсят елку».    Третий вид  картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа  «Ранняя осень», «Зима», «Весна».  Небо Солнце День,  воздух Осенью: хмурое, пасмурное, покрытое тучами, ясное,  темное… Зимой: серое, низкое, ясное, пасмурное… Осенью: светит, прячется за тучи, иногда выглядывает из­за  туч… Зимой: совсем не греет… Осенью: осенний, пасмурный, светлый, ясный, дождливый,  солнечный, теплый… Зимой: морозный, зимний, свежий, холодный… Дождь Осенью: моросит, моросящий, ливень, мелкий, грибной.. Деревья,  кусты Цветы,  травы Земля Осенью: с листьями, без листьев, листопад, желтые, красные,  зеленые, разноцветные, листья падают, кружатся… Зимой: принакрыты снежными шапками, стрят в серебре,  заснули до весны… Осенью: завяли, увяли, пожелтели… Осенью: грязная после дождя, лужи, засыпана разноцветным  или золотым ковром… Снег, лед     Зимой: пушистый, легкий, серебристый, искрится на  солнышке, сверкает, блестит, тонкий, толстый, прозрачный…   Начало. Название картины, имя автора, определение времени года.    Пршла…, наступила… ( по картине И.Левитана).    Середина. Последовательно сверху вниз ( от состояния неба и солнца,  заканчивая тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать  описание признаков данного времени года.    Очень полезно во время рассматривания использовать:    ­ произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах  природы, и постараться использовать эти выражения и слова в рассказе;    ­ опыт наблюдений за природой на прогулках.    Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа.    Аналогично подбирается словарь на остальные времена года.    Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?»    Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно­ласкательными  значениями ( травка, березка, солнышко, ручеек), слов с противоположным  значением ( далеко­близко, высоко­низко, толстый­тонкий, широкий­узкий).    При соблюдении такого принципа при составлении рассказов, можно  рассчитывать на формирование устойчивого навыка и успешного его  использования в любых формах  работы по развитию связной речи  дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.

Обучение составлению рассказов по картине и серии картин старших дошкольников с нарушениями речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018