В помощь педагогу: чтение в радость

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 06.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации рассматриваются различные подходы к обучению чтению. Материал компактен, содержателен и доступен как для педагогов, так и для родителей.
Иконка файла материала В помощь педагогу.pptx

В помощь педагогу: чтение в радость

Учитель-логопед
МБОУ «Средняя школа №2»
Краснова Елена Петровна

Рассмотрим методики обучения чтению, которые доказали свою эффективность

Аналитико-синтетический метод Еще его называют фонемный метод, звуковой или слоговой. Названий много, но принцип один «от букв к слогам». Сначала детей учат воспринимать, как буква звучит. Для того чтобы прочитать слово, мы разделяем его на буквы, звуки и фонемы (сочетания букв) — этот этап называется «аналитическим». Затем мы сливаем буквы в слоги, а слоги в слова — то есть «синтезируем». Отсюда и название метода. По этому методу учатся читать дети в старших группах детских садов и в школах. Он встретится вам в современных букварях и азбуках.

Звукобуквенная методика обучения чтению Д.Б. Эльконина

Практически все Буквари  построены именно на этом способе обучения чтению.
Описанный механизм воссоздания звуковой системы формы слова при чтении требует ориентации в звуковой системе языка – фонемного анализа.  Фонемный анализ позволяет:
Выяснить порядок следования фонем в слове
Установить различительную функцию фонем
Выделить основные фонематические противопоставление, свойственных языку

При обучении чтению по складам исчезает такая проблема: как объяснить ребенку принцип слияния букв в слоги — одна из главных трудностей у детей, которые осваивают чтение по звуковой системе. Н. Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения.. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям почувствовать. А не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими.

Кубики Зайцева

Единица чтения - СЛОВО

Глен Доман
Представление о методе глобального чтения связано с методикой раннего развития американского нейрофизиолога Гена Домана

Его графическое изображение воспринимается как идеограмма. Знание подкрепляется картинкой. Достоинства метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов

Методика раннего обучения чтению В.П. Тюленева

Считает, что современная система образования тормозит развитие детей, мешает им осваивать многое полезные навыки. Так, читать можно научить к двум годам, а не к семи. Причем в два сделать это легче, чем в семь.
П.В. Тюленев создает:
1992 – программа « В пять лет – в пятый класс»
1995 – 1996 – книга « Читать раньше, чем ходить»
Если начинать показывать новорожденному буквы, то он привыкнет к ним, как к любым игрушкам, и в дальнейшем будет радостно узнавать их.
Таким образом, если вывешивать рекомендуемые методикой изображения ( букв, геометрических фигур) с первых дней, то в течение первых месяцев малыш запомнит образы слов. В будущем он будет оперировать этими образами, словно своеобразным конструктором, складывать эти образы в слова. а значит..читать.

Единица чтения - СЛОВО

В России по аналогичной схеме работает А.А. Маниченко автор развивающей программы
« Читаем с пеленок».
Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанными на ней словом, он запоминает графический рисунок. Авторы методик советуют начинать заниматься с ребенком как можно раньше ( с 6 месяцев)

Методика послогового чтения Т.С.Резниченко

Методика заключается в том, что вместо того чтобы знакомить ребенка с правилами чтения слогов, ему просто демонстрируют, как они читаются

При этом важно:
Соблюдать строго определенный порядок введения слогов ( он обосновывается научно)
Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом

Обучение чтению по методу М. Монтесори

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с желанием научиться читать.
Причем читать бегло, без запинок и спотыкания

Обучение чтению по методике О.Соболевой

Данная методика не предполагает изучение алфавита в качестве начальной стадии для обучения чтению, потому что знание алфавита и умение читать между собой никак не связаны. По этой методике дети проходят алфавит намного позднее, когда они уже неплохо читают и пишут.
Методика, в которой материал распределяется для кинестетиков, аудиалов и визуалов в отдельности, так как принцип обучения построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Применяется ассоциативный метод запоминания как отдельных букв, так и правил, упражнений- всё познается играя. За счет ассоциативного ряда идет расширение словарного запаса, происходит развитие воображения, логики.
На первоначальном этапе букву можно выложить из пуговиц, слепить; с буквой можно составить небольшое двустишие; превратить букву в фантастический образ- рисунок!

Кубики Чаплыгина

Способ, в котором скорее реализован звуковой метод обучению чтению через слоги. Двухбуквенные слоги наглядно представлены в деревянных кубиках. В них обе буквы вращаются вокруг середины, сменяя друг друга. Ребенок может достраивать их следующими буквами, собирая слоги и целые слова. Здесь, как и в кубиках Зайцева, все наглядно, но в отличие от них чтение слоговое и побуквенное. Также они занимают гораздо меньше места, в отличие от кубиков Зайцева.

СЛОВА

СОСТАВЛЯЕМ И ПРОЧИТЫВАЕМ ТО, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ

1-2

МА

А

М

МА

МА

МАМА

МА

А

М

МА

ША

МАША

Ш

А

ША

КА

А

К

КА

ША

КАША

Ш

А

ША

БУКВЫ - СКЛАДЫ - СЛОВА


Показываем пальчиком на экране и читаем по строчкам по порядку слева направо

2-2

РЕ КА РЕ КА РЕКА





ЧТО ТАМ БЫЛО НАПИСАНО?

МО РЕ МО РЕ МОРЕ





ЧТО ТАМ БЫЛО НАПИСАНО?

Е

И

Л

Ц

Х

Щ

Х

Л

Е

Б

Б

З

Ф

О

У

К

С

К

О

З

А

А

 games-for-kids.ru

Лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ» вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Благодарю за внимание

Используемые интернет – ресурсы
https://vk.com/wall-58100338_3951
https://metodikinz.ru/goods/?reload
https://ped-kopilka.ru/roditeljam/metodika-glena-domana-opisanie.html
https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5556
https://vk.com/wall-2756772_29492
http://virmary.ucoz.ru/publ/izuchenie_glasnih_bukv_po_metodu_poliakova_chast_1/34-1-0-76