Рассмотрим методики обучения чтению, которые доказали свою эффективность
Аналитико-синтетический методЕще его называют фонемный метод, звуковой или слоговой. Названий много, но принцип один «от букв к слогам». Сначала детей учат воспринимать, как буква звучит. Для того чтобы прочитать слово, мы разделяем его на буквы, звуки и фонемы (сочетания букв) — этот этап называется «аналитическим». Затем мы сливаем буквы в слоги, а слоги в слова — то есть «синтезируем». Отсюда и название метода.По этому методу учатся читать дети в старших группах детских садов и в школах. Он встретится вам в современных букварях и азбуках.
Звукобуквенная методика обучения чтению Д.Б. Эльконина
Практически все Буквари построены именно на этом способе обучения чтению.
Описанный механизм воссоздания звуковой системы формы слова при чтении требует ориентации в звуковой системе языка – фонемного анализа. Фонемный анализ позволяет:
Выяснить порядок следования фонем в слове
Установить различительную функцию фонем
Выделить основные фонематические противопоставление, свойственных языку
При обучении чтению по складам исчезает такая проблема: как объяснить ребенку принцип слияния букв в слоги — одна из главных трудностей у детей, которые осваивают чтение по звуковой системе. Н. Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения.. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям почувствовать. А не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими.
Кубики Зайцева
Единица чтения - СЛОВО
Глен Доман
Представление о методе глобального чтения связано с методикой раннего развития американского нейрофизиолога Гена Домана
Его графическое изображение воспринимается как идеограмма. Знание подкрепляется картинкой. Достоинства метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов
Методика раннего обучения чтению В.П. Тюленева
Считает, что современная система образования тормозит развитие детей, мешает им осваивать многое полезные навыки. Так, читать можно научить к двум годам, а не к семи. Причем в два сделать это легче, чем в семь.
П.В. Тюленев создает:
1992 – программа « В пять лет – в пятый класс»
1995 – 1996 – книга « Читать раньше, чем ходить»
Если начинать показывать новорожденному буквы, то он привыкнет к ним, как к любым игрушкам, и в дальнейшем будет радостно узнавать их.
Таким образом, если вывешивать рекомендуемые методикой изображения ( букв, геометрических фигур) с первых дней, то в течение первых месяцев малыш запомнит образы слов. В будущем он будет оперировать этими образами, словно своеобразным конструктором, складывать эти образы в слова. а значит..читать.
Единица чтения - СЛОВО
В России по аналогичной схеме работает А.А. Маниченко автор развивающей программы
« Читаем с пеленок».
Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанными на ней словом, он запоминает графический рисунок. Авторы методик советуют начинать заниматься с ребенком как можно раньше ( с 6 месяцев)
Методика послогового чтения Т.С.Резниченко
Методика заключается в том, что вместо того чтобы знакомить ребенка с правилами чтения слогов, ему просто демонстрируют, как они читаются
При этом важно:
Соблюдать строго определенный порядок введения слогов ( он обосновывается научно)
Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом
Обучение чтению по методу М. Монтесори
Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с желанием научиться читать.
Причем читать бегло, без запинок и спотыкания
Обучение чтению по методике О.Соболевой
Данная методика не предполагает изучение алфавита в качестве начальной стадии для обучения чтению, потому что знание алфавита и умение читать между собой никак не связаны. По этой методике дети проходят алфавит намного позднее, когда они уже неплохо читают и пишут.
Методика, в которой материал распределяется для кинестетиков, аудиалов и визуалов в отдельности, так как принцип обучения построен на «двуполушарной» работе головного мозга.Применяется ассоциативный метод запоминания как отдельных букв, так и правил, упражнений- всё познается играя.За счет ассоциативного ряда идет расширение словарного запаса, происходит развитие воображения, логики.
На первоначальном этапе букву можно выложить из пуговиц, слепить; с буквой можно составить небольшое двустишие; превратить букву в фантастический образ- рисунок!
Кубики Чаплыгина
Способ, в котором скорее реализован звуковой метод обучению чтению через слоги. Двухбуквенные слоги наглядно представлены в деревянных кубиках. В них обе буквы вращаются вокруг середины, сменяя друг друга. Ребенок может достраивать их следующими буквами, собирая слоги и целые слова. Здесь, как и в кубиках Зайцева, все наглядно, но в отличие от них чтение слоговое и побуквенное. Также они занимают гораздо меньше места, в отличие от кубиков Зайцева.
games-for-kids.ru
Лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ» вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.
Благодарю за внимание
Используемые интернет – ресурсы
https://vk.com/wall-58100338_3951
https://metodikinz.ru/goods/?reload
https://ped-kopilka.ru/roditeljam/metodika-glena-domana-opisanie.html
https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5556
https://vk.com/wall-2756772_29492
http://virmary.ucoz.ru/publ/izuchenie_glasnih_bukv_po_metodu_poliakova_chast_1/34-1-0-76
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.