Доклад. «Подбор упражнений артикуляционной гимнастики для формирования речевых функций у учащихся с умеренной умственной отсталостью в урочной деятельности».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С целью исправления речевых нарушений, их коррекции, необходимо применять в работе с детьми, имеющими нарушения артикуляции, игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Для этого рекомендуется широко использовать в урочной деятельности артикуляционную и дыхательную гимнастики. Описан принцип отбора упражнений и их классификация.
Иконка файла материала Доклад. Подбор упр-й артикуляционной гим-ки.....docx

Доклад.

«Подбор упражнений артикуляционной гимнастики для формирования речевых функций у учащихся с умеренной умственной отсталостью в урочной деятельности».

 

    Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

     Почти все дети с задержкой интеллектуального развития имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, страдают физиологическим косноязычием.

      Поэтому с целью исправления речевых нарушений, их коррекции,   необходимо применять в работе с детьми, имеющими нарушения артикуляции, игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Для этого рекомендуется широко использовать в урочной деятельности артикуляционную и дыхательную гимнастики.

 Артикуляционная гимнастика играет ведущую роль в преодолении речевых нарушений у учащихся с умеренной умственной отсталостью. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

 Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

          Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и опре деленных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

     При правильном, но вялом звукопроизношении, артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи.

      С учащимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии,  необходимо разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом.  

 Сначала учащиеся должны рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Необходимо обратить внимание каждого ре­бенка, на то, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один и он очень подвижный и ловкий, умеет вы­полнять самые разные движения.

           Принцип отбора упражнений и их классификация.

 Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть учитель выделяет, что и как нарушено.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.  

1. Статические упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 –10 секунд.

2. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Маятник», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 –8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы – «Почистим зубы»;

б) поднят вверх «Маляр», «Грибок», «Гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «Качели».

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится».

Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».

В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж).

Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м).  

          Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

           Артикуляционная гимнастика с учащимися, регулярно проводится в урочной деятельности по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 2-3 упражнения: 1-2 статических и 1-2 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» или «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на две, три недели. Затем  он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука   (например, в  вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варенье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в  деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного времени Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

         Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

           Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

          1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 1-2  упражнений за раз.             

          2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

          3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

          4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

           5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

            6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

            7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны пользоваться зеркалом.  

            8.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

            В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

 Опираясь на вышесказанное, можно сделать заключение: артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным, ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.