Доклад.
«Подбор упражнений артикуляционной гимнастики для формирования речевых функций у учащихся с умеренной умственной отсталостью в урочной деятельности».
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети с задержкой интеллектуального развития имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, страдают физиологическим косноязычием.
Поэтому с целью исправления речевых нарушений, их коррекции, необходимо применять в работе с детьми, имеющими нарушения артикуляции, игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Для этого рекомендуется широко использовать в урочной деятельности артикуляционную и дыхательную гимнастики.
Артикуляционная гимнастика играет ведущую роль в преодолении речевых нарушений у учащихся с умеренной умственной отсталостью. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и опре деленных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
При правильном, но вялом звукопроизношении, артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи.
С учащимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, необходимо разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом.
Сначала учащиеся должны рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Необходимо обратить внимание каждого ребенка, на то, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один и он очень подвижный и ловкий, умеет выполнять самые разные движения.
Принцип отбора упражнений и их классификация.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть учитель выделяет, что и как нарушено.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
1. Статические упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 –10 секунд.
2. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Маятник», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 –8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы – «Почистим зубы»;
б) поднят вверх «Маляр», «Грибок», «Гармошка».
После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «Качели».
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится».
Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».
В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж).
Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м).
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика с учащимися, регулярно проводится в урочной деятельности по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — 5 минут.
Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии с разрабатываемым звуком.
В комплекс входят 2-3 упражнения: 1-2 статических и 1-2 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» или «Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на две, три недели. Затем он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).
Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варенье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.
«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного времени Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так (показ педагога).
Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.
После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 1-2 упражнений за раз.
2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны пользоваться зеркалом.
8.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать заключение: артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным, ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.