С целью достижения эффективности коррекционно-образовательного процесса при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, могут достаточно успешно применяться технологии программированного обучения. Используя на занятиях технологии программированного обучения можно работать не только над фонематическими процессами, но и простимулировать детей к выполнению действий оценочно-контрольного характера. Сочетание технологии программированного обучения и традиционных методов логопедической работы позволит проводить занятия более интересно и эффективно.
Программированое обучение в работе логопеда.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
С годами количество детей с несформированным фонематическим
восприятием не уменьшается, поэтому данная проблема остается актуальной и
сейчас. Технологии программированного обучения помогают сделать обучение
интересным и увлекательным. Работа с детьми по программированным заданиям
(перфокарты, игровые поля) позволит сформировать у дошкольников не только
фонематические процессы, но и подготовить детей к обучению грамоте, а также
успешно развивать познавательнопсихические процессы и конечно же
сформировать предпосылку к учебной деятельности.
Фонематическое недоразвитие это нарушение в процессе формирования
произносительной системы родного языка у детей, имеющих разного рода
речевые расстройства вследствие дефектов восприятия фонем. Работая над
преодолением фонетикофонематического, а также общего недоразвития речи
развитие фонематических
одним из основных направлений является
представлений, а также фонематического восприятия.
В данном направлении можно выделить следующие задачи логопедической
работы:
определение наличия звука в слове;
определение количества звуков в слове;
определение места звука в слове;
определение количества слогов в слове;
выделение гласного или согласного звука в начале слова;
подборка слов с какимлибо заданным звуком;
подбор слов с заданным количеством звуков, либо слогов.
дифференциация звуков и др. [1, 36]
Технологию программированного обучения в отечественной науке
разрабатывали П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.М. Матющкин и др. Сущность
заключается в следующем: особыми способами и средствами обучению
придается индивидуализированный характер,
выделяются элементы непрерывного контроля. Программированное обучение осуществляется по
специально составленным заданиям и программам, в которых содержится не
только нужный материал, но также фиксируется деятельность детей при его
усвоении. Большой плюс состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что
значительно способствует осознанному усвоению материала,
уверенность в собственные силы.
вселяет
В работе с дошкольниками широкое применение получили
следующие формы программированных заданий: перфокарты, перфоконверты,
игровые поля, сигнальные круги, кодирование, шифрование символами.
Дидактический материал разработан и оформлен в виде перфокарт и
соответствующих им сигнальных (контрольным) карточек. Предлагаемое
пособие можно применять и на индивидуальных и на подгрупповых
логопедических занятиях. Разработанные перфокарты рекомендуется применять
при закреплении и контроле уже усвоенных знаний и умений.
Разработаны и используются на логопедических занятиях следующие
программированные задания:
задания на определение наличия звуков в слове [2,50];
задания на определение количества звуков в словах;
задания на определение места звука в слове;
задания на определение количества слогов в словах;
задания на выделение согласных и гласных звуков в начале слова;
задания на анализ звукового состава слов.
Использование перфокарт позволяет работать не только над развитием
фонематических процессов, но и простимулировать детей к выполнению
используя в работе
оценочноконтрольных действий.
Кроме этого,
программированные задания можно применить еще один вид контроля –
взаимоконтроль, когда детям предлагается проверить работы друг друга.
Разумно сочетая традиционные методы логопедической работы с
элементами технологии программированного обучения (важно помнить и о
дозированном применении – не более 510 минут) позволит логопеду проводить занятия не только эффективно, а что и не маловажно, интересно. Работа с
программированными заданиями дает возможность сформировать не только
фонематические процессы, но и успешно развивать познавательные психические
процессы (память, мышление, внимание) и сформировать предпосылку к
учебной деятельности.
Программированное обучение в работе логопеда
Программированное обучение в работе логопеда
Программированное обучение в работе логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.