Лето для ребенка – долгожданный период. Завершился учебный год. Впереди отдых, прогулки, путешествия. Это прекрасная возможность пополнить словарный запас ребенка не на занятиях в кабинете, а прежде всего во время совместных наблюдений, в неформальной обстановке, на фоне ярких положительный эмоций. Во время похода в лес, поездок на дачу, на море, посещении зоопарка парка аттракционов и т.д. пассивный словарный запас резко возрастает. И именно беседа о прошедшем событии, совместное просматривание фотографий об этом событии помогают ребенку расширить активный словарный запас, вербализировать свой эмоциональный опыт.
В городских условиях можно посадить цветок или кустик салата в цветочный горшок, и расположить его на балконе. Чтобы ребенок имел возможность ухаживать за своим растением и наблюдать его развитие.
Старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать сами.
Формируем развернутую фразу у ребенка.
Игра «Скажи какой? (какая?)»
Цель: формировать умение подбирать слова-признаки,
согласовывать существительные с прилагательными
Лето какое?... ( жаркое, дождливое, яркое, солнечное,
теплая)
Солнце какое ?...( желтое, яркое, круглое, ласковое, жаркое)
Ветер какой?...( теплый, ласковый, сильный, прохладный…)
Погода какая? …(солнечная, теплая, жаркая, дождливая, ветряная)
Цветы какие? …(луговые, садовые, лесные, яркие, душистые, красивые)
День какой? – летний, теплый, веселый, солнечный, дождливый.)
Клубника какая?...(вкусная, яркая, красная, сладкая)
Трава какая?.. (зеленая, густая, высокая)
Сад какой?... (тенистый, фруктовый)
Море какое?... (теплое, синее, ласковое, бушующее, штормящее)
Пляж какой?... (песчаный, каменистый, пустынный).
Игра « Один — много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Дерево – деревья – много деревьев
Цветок – Цветы - много цветов
Поездка – поездки – много поездок
Дождь – дожди – много дождей
Гриб – грибы – много грибов
Ягода – ягоды – много ягод
Птица – птицы – много птиц
Бабочка – бабочки – много бабочек
Муравей – муравьи - много муравьев
Комар - комары - много комаров
Игра «Нет чего?»
Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже
Деревья- нет…(деревьев)
Кусты – нет …(кустов)
Цветы - нет…(цветов)
Ягоды - нет…(ягод)
Фрукты - нет…(фруктов)
Овощи - нет…(овощей)
Бабочки- нет..(бабочек)
Муравьи - нет…(муравьёв)
Комары– нет …(комаров)
Велосипеды - нет…(велосипедов
Самокаты – нет …(самокатов)
Лодки – нет…(лодок)
Играя на свежем воздухе в подвижные игры, дети не только развиваются физически, но и увеличивают словарь глаголов: мы бежим, играем, бросаем, скачем, плаваем, забиваем, ловим , прыгаем собираем и т.д.
Игра « Назови ласково»
Цель: закреплять умения в образовании существительных
уменьшительно — ласкательных форм.
Цветок – цветочек
Комар - комарик
Клубника – клубничка
Жук – жучок
Гриб – грибок
Ветер – ветерок
Птица – птичка
Лодка – лодочка
Малина – малинка
Черника - черничка
Игра «Кому что нужно?»
Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.
Велосипед нужен - …(велосипедисту)
Удочка нужна - …(рыбаку)
Лопата нужна - …(садовнику)
Лукошко нужно - …(грибнику)
Палатка нужна - …(туристу)
Гнездо нужно - …(птице)
Муравейник нужен - …(муравью)
Улей нужен - …(пчеле)
Хорошее настроение… (нужно всем!!!))
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Закрепить знания о приметах лета.
Зимой дни холодные, а летом…(жаркие)
Зимой небо серое, а летом…(голубое)
Зимой день короткий, а летом…(длинный)
Зимой солнце тусклое, а зимой…(яркое)
Зимой ветер холодный, а летом …(теплый)
С друзьями весело, а без них… (грустно)
Игра «Скажи какой?»
Цель: учить образованию словосочетаний.
Солнце (день) – солнечный день.
Ветер (день) – ветреный день .
Дождь (день) – дождливый день.
Солнце (погода) – солнечная погода .
Ветер (погода) – ветреная погода .
Дождь (погода) – дождливая погода .
Солнце (лето) – солнечное лето.
Жара (лето) – жаркое лето.
Засуха (лето) – засушливое лето.
Дождь (лето) – дождливое лето.
Урожай (год) – урожайный год .
Цветы (луг) – цветущий луг .
Игра «Дополни предложение».
Цель: развивать связную речь.
Закрепить знания о приметах лета.
Летом солнце светит … (ярко, жарко)
Летом дует …(теплый) ветер.
Летом небо …( голубое, ясное, высокое)
Летим дни длинные, а ночи … (короткие)
Летом можно в речке … (купаться, нырять, ловить рыбу)
Летом … (цветут) цветы.
Летом можно загорать, потому что…(тепло, светит солнце)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.