Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка (Р.Е. Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).
Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Одним из таких средств является развивающий массаж.
Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками
Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития
ребёнка (Р.Е. Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление,
целенаправленное поведение формируются с участием речи (Л.С. Выготский, А.Р.
Лурия, А.В. Запорожец и др.).
Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства
развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Одним из таких средств
является развивающий массаж.
Виды развивающего массажа
Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её
вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три – скажу четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно
«рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрём:Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!
Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30.
Потом – круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Делать 1 мин.Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на
обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не
отпуская, на счёт до 20. Делать по 1 разу.
Точка 1
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три – скажу, четыре
Точка 2
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Точка 3
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Точка 4
Нужно делать всем.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и
наоборот. Делать по 10 раз.Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой……
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой……
Откинуться назад на спинку стула, сделать двигательные вдох и выдох,
руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Руку сжать в кулак. Резко разжать.
Крепко пальчики сожмём.
После резко разожмем.
Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук
соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев
остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти
руками и повторить упражнение снова.
Потерялись мы в лесу,
Громко крикнем все: «Ау!»
Двигать большим пальцем к себе и от себя.
Зажигалку зажигаю,
Искры кремнем выбиваю!
Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница.
Быстро мука мелется.
Опереться руками о стену. Нажать сильнее – расслабить кисти.
Сильным я родился!
А ну, стена, подвинься!
Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно
упасть вниз.
Вот все пальцы на виду.
Бух! – теперь их не найду.
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу.
Аурикулярный массаж (целенаправленное влияние на зоны внимания)Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны (см. рисунок).
Рис. Зоны ушной раковины
1 – противокозелок;
2 – треугольная ямка;
3 – зона перехода ножки завитка в восходящую часть;
4 – самая глубокая часть раковины (воронка).
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке
Дорожка идёт,
По этой дорожке
Наш пальчик пройдёт.
Погладим её мы,
Чтоб гладкой была…….
И дальше продолжилась
Наша игра.
Снизу в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы считать.
Ушкам отдыхать пора.
Вот и кончилась игра.
Поглаживание ушных раковин.