Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего доклада оказание логопедической помощи в общеобразовательной школе №2 села Хурба.
Цель логопедической работы в общеобразовательной школе: своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся воспитанников для их наиболее полной социализации и успешного обучения.
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями на 8-10 человек. Что составляет 6,8 % от общего количество поступающих детей в школу.О положении организации логопедической помощи все подробно расписано и утверждено в распоряжении министерство просвещения РФ от 6 августа 2020 года. На основании этого распоряжения было составлено положение логопедической помощи конкретно для нашей школы. Где учтены особенности детей, результаты диагностики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания
ЦЕЛЬ логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках внеурочного процесса- это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
1. Коррекционно-развивающее.
2. Консультативное.
3. Информационно-просветительское.
Задачи
Устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Наладить коммуникативную функцию речи
u нарушения звукопроизношения;
u отсутствие практических речевых обобщений;
u бедность и слабую дифференцированность словаря;
u недостаточная сформированность грамматического строя;
u нарушение связной речи.
u Различные нарушения письменной речи
Следствие дети элементарно не умеют наладить простые взаимоотношения со сверстками, с трудом о чем то могут рассказать поделиться. И основной и главные проблем у детей это письмо. Письменная сторона речи
u То есть, речевые проблемы препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения ребёнка с ОВЗ.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание
Хотела поделиться коллеги с вами различными методиками технологиями которые я использую в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья так с детьми нарушениями письменной устной речи.
В первую очередь это коллективные мероприятия для успешной социализации детей. Это различны викторины, логоперемены, игры, конкурсы стихов, квесты популярные сейчас очень в нашей школе.
Для коррекции звукопроизношения в логопедическом кабинет накопился большой дидактический материал и разнообразные пособий для более успешного преодоления звуковой стороны речи. Работа ведётся ка индивидуально на занятиях так и со всем классом.
Активно использую на каждом занятии современные межполушарные доски-лабиринты-тренажёры, балансеры-подушки(Приложение 22).Тем самым повышаю интерес к своим занятиям. Дети более уверенно чувствуют себя на занятии.
Нейротренажер многофукциональный. Здечь ориентация в пространстве. Все психические процессы память внимание.Данная тема мне интересна, прохожу много различных семинаров, вебинаров, делюсь опытом.
Огромное внимание уделяется развитие высших психических функция. Созданы различные пособия (Приложения 23). Создан «Уголок логопеда», в нём расположена информация о режиме работы, циклограмме занятий, памятки рекомендаций и консультации для родителей, характеристики речевого развития детей данного возраста и т.д.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности строю на основании учёта ведущей деятельности возраста – учебной. Дети с ограниченными возможностями здоровья, все таки более успешны когда процесс обучения проходит в игровой деятельности. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаю такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мир
Широко применяются на коррекционно-развивающих занятиях различные методы коррекции нарушений письменной и устной речи учащихся:
Применение коррекционно – развивающих технологий, создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития школьников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).
Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы Л.Н. Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В. Ястребовой, Е.В.Мазановой, Елецкая О.В., Кузьмина Л.А, Алексеева О.С. и тд. Имеется большой дидактический материал, рабочие тетради по предупреждению и коррекции письма
Разработаны индивидуальные рабочие тетради для учащихся для коррекции и профилактики дисграфии
Уделяю большое внимания на занятиях коррекции почерка. Работаем в специальных прописях для левшей, правшей.Прописываем крупными линиями элементов букв. Использование ИКТ технологий для изучения детального прописывание букв. Постоянные тренировки, упражнения дают хороший результата. Создала на портале учи ру. Мой класс 2В записала своих детей . Проходи олимпиады самостоятельно практически добиваемся больших баллов. Так же задания более доступны детям
Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Активно использую арт-терапию технологию на коррекционно-развивающих занятий. Основные задачи- это снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы.
Эффективно использую технологии развития мелкой моторики. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Поэтому на индивидуальных коррекционно - развивающих занятиях использую различные упражнения, которые помогают эффективно развивать и совершеноствовать нашу мозговую деятельность: "умная" пальчиковая гимнастика.
Особенности
логопедического сопровождения детей с ОВЗ
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ и с детьми с нарушениями письменной и устной речи:
• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
• Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
• Частый повтор упражнений с элементами новизны
• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
• Конкретность и доступность заданий
• Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.