Логопедическое сопровождение в условиях ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Автор: Смирнова Светлана Викторовна - учитель- логопед ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга.
Еще совсем недавно специалисты в сфере дефектологии вынуждены были констатировать, что сложившаяся система специального образования не обеспечивает целенаправленного личностного развития детей с ОВЗ и подготовку их к самостоятельной взрослой жизни, не позволяет в достаточной степени корригировать нарушенные адаптационные процессы в социуме. Обучение указанной категории детей в основном было направлено на формирование общеобразовательных умений и навыков.
В условиях модернизации образования, реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ произошло переосмысление роли и места нравственно-эстетического, социально-личностного воспитания детей с особенностями в развитии.
Реализация указанных направлений – одна из актуальнейших и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к воспитанию «особых» детей.
Программа коррекционный работы, входящая в содержание АООП активно способствует решению задач духовно-нравственного, личностного развития детей с ОВЗ, поскольку требования к результатам освоения программы коррекционной работы с обучающими, например, с ТНР в условиях реализации специального ФГОС дополняются группой специальных требований не только по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма, а также содержат требования к результатам овладения социальной компетенцией.
Осуществляя логопедическое сопровождение АООП для обучающихся с ТНР, мы, учителя-логопеды, сталкиваемся с рядом проблем, решение которых возможно лишь при комплексном коррекционно-развивающем воздействии со стороны всех специалистов службы сопровождения, учителей и родителей.
Обидное, болезненное чувство собственной ущербности, недостаточности, сниженная самооценка приводят к дополнительным, вторичным (но не менее серьезным) проблемам у детей с ОВЗ: у них появляются (а потом и закрепляются) попытки самоутверждения в виде различных нарушений поведения, агрессивных проявлений или развиваются депрессивные расстройства. Ребенок или уходит в себя, замыкается от ненавистного ему мира, или начинает искать сферу самоутверждения в асоциальной среде.
Так формируется замкнутый круг вокруг ребенка – круг учебных неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, депрессиям, нарушениям поведения; а если подобная ситуация сохраняется длительно – к искаженному формированию личности.
Т.о., целью логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС является:
выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
· Общее речевое развитие школьников.
· Формирование речевых предпосылок к усвоению АООП.
· Успешная социализация детей.
Работа учителя-логопеда в условиях специального ФГОС включает:
диагностическую работу, которая обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования, анализ результатов обследования для составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы;
коррекционно-развивающую работу, которая обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания АООП и коррекцию имеющихся проблем у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативную работу, обеспечивающую непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительскую работу, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Логопедическая работа с обучающимися с ОВЗ имеет свою специфику:
· Работа ведется над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороной, лексико-грамматическим строем, над связной речью, чтением и письмом).
· Максимально используются сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
· Осуществляется дифференцированный подход к каждому обучающемуся (учет психических особенностей, уровня развития работоспособности, сформированности речи).
· Часто повторяются упражнения с введением элементов новизны.
· Происходит частая смена видов деятельности (в связи с нарушениями ЭВС)
· Применяется дозированное предъявление заданий и речевого материала (с постепенным усложнением).
· Учитывается конкретность и доступность заданий.
· Осуществляется умеренный темп работы.
· Прослеживается постоянное поддерживание интереса к занятиям (используется эмоциональность предъявления, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
· Весь процесс логопедической работы направлен на формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
· Используется возможность пролонгирования сроков усвоения коррекционной программы.
Наиболее актуальными проблемами логопедического сопровождения являются следующие:
· Отсутствие ранней профилактики, выявления и устранения нарушений речевого развития.
(Часто ребенок с ТНР оказывается в поле зрения школьного учителя-логопеда в тот возрастной период, когда работа над коррекцией звукопроизношения, например, уже не может принести эффективных результатов).
В связи с этим стоит вопрос о необходимости обеспечения преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
· Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях специального ФГОС.
Проблема личностного развития детей с нарушениями в развитии является до сих пор научно малоизученной. Она требует своего решения либо путем модифицирования уже известных, либо путем разработки новых методов и приемов коррекционно–развивающего воздействия, их научно–методического обоснования, экспериментальной апробации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.