Логопедическое занятие по теме: "Разделительный мягкий знак" для учащихся 2класса ОНР
Оценка 4.6

Логопедическое занятие по теме: "Разделительный мягкий знак" для учащихся 2класса ОНР

Оценка 4.6
docx
07.06.2022
Логопедическое занятие по теме: "Разделительный мягкий знак" для учащихся 2класса ОНР
в разработке занятия представлены коррекционные задания и упражнения по формированию у учащихся представлений о разделительном мягком знаке и способах его определения в слогах и словах.
2кл Путешествие с разд Ь.docx

Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

 

 

Тема. Разделительный мягкий знак в слове.

Цель:

·        формирование у учащихся представления об акустическом и артикуляторном образе слов с разделительным мягким знаком.

Задачи.

·        Развивать артикуляционные навыки и фонематические представления по теме.

·        Развивать навыки слогового и буквенного анализа и синтеза слов.

·        Уточнить и обогатить словарь.

·        Совершенствовать навыки чтения и письма слов с разделительным мягким знаком.

·        Закрепить навыки пространственной ориентации.

·        Продолжить формирование навыка адекватной самооценки деятельности учащихся.

Ход занятия.

 

I. Приветствие.

 

II. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации).

Незнайка прислал открытки и подписал их. Посмотрите, правильно Незнайка подписал их.

Картинки свиньи для детей.

 

 

 
 

 


 

 

 

 

     Обезяна              свиня                мурави

 

- есть ли ошибки в словах?

-какую букву забыл написать Незнайка?(буква мягкий знак)

- исправьте ошибки Незнайки и прочитайте слова правильно.

- где нужно поставить ( Ь)?

 

III. Определение цели занятия.

 - запишите слова в тетрадь и подчеркните слог, в который вы поставили Ь.

-посмотрите на доску и подберите схему к данному слогу.

 

                                                

          Ь                         Ь                             Ь

 

 

 

-верно, третья схема показывает выделенный слог

-это не простой Ь знак, его называют разделительным. Почему? Что он разделяет?

- как вы думаете ,что сегодня на занятии мы будем учиться делать?

- верно, мы будем учиться находить в слогах и словах разделительный мягкий знак.

IV Основная часть

1.      - На доске паровозик «Фью» С ним мы отправимся в путешествие.

Нам нужно купить билеты для поездки, но  на билетах должен быть разделительный ь знак.

У меня есть билеты : ти-

Бё-

Ле

Сю

Превращаем , превращаем, Ь знак ,мы добавляем : (ти-тьи, бё-бьё, ле-лье, сю-сью)

- скажите, одинаково ли звучат слоги? Какой слог было произнести сложнее?

(самостоятельная работа детей с пособиями и зеркалами, сравнение слогов с разделительным мягким знаком и без него по акустическим и артикуляционным признакам).

 

Давайте сравним слог без разделительного мягкого знака обозначим так-

А слог с разделительным Ь знаком так          Й

                     

 

*Какой слог произнести труднее?

*Почему?

*Чем отличаются слоги с разделительным мягким знаком от слогов без него по звучанию? Работают со слоговыми пособиями и зеркалами.

Кто готов, поднимает руку и отвечает: Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак, язык поднимается сильнее и немного отодвигается назад.

Слог с разделительным мягким знаком.

Потому что сильнее напрягаются щёки и губы, рот растягивается в улыбку.

Без разделительного мягкого знак звучит слитно, а с ним – раздельно

 

 

 

2.     Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. Двигаем изображение поезда : Ну вот наш поезд тронулся. Давайте попрощаемся со станцией слогов. (физкультминутка)

1, 2, 3, 4 (помахали правой рукой),

1, 2, 3, 4 (помахали левой рукой),

1, 2, 3,4 (помахали двумя руками),

1, 2, 3, 4 (похлопали в ладоши).     

 

3.     Графический диктант. 

Наш поезд проезжает слоговую полянку. Она необычная. Там находятся слоги из слов с разделительным мягким знаком. Какие это слоги? Давайте запишем их на доске и в тетради. Например: печенье, запишем только слог …,а в каком месте слова?

Записывает на доске ___нье. но будьте внимательны, не попадите в ловушку (есть слова без разделительного мягкого знака).

Слова:

1.веселье, здоровье, лимон, вьюга.

2.ночью, сыновья, чутьё, Ирина.

3.осенью, блюдце, попрыгунья, Ульяна.

4.колосья, сиденье, деревья, рябина.

5.кушанье, Семён, Наталья, прутья.        

 

Работа у доски и в тетрадях

 

4.Мы с вами проезжаем лес. Из-за деревьев выглядывают разные звери.

Перед вами картинки, ответьте на мои вопросы:

.

1.Вот показалась серая длинноухая голова? Чья?

2.А вот мелькнула рыжая хитрая мордочка. Чья?

3.А вот на нас смотрит серая хищная морда. Чья?

4.Вот раздвигает кусты малины бурая голова. Чья?

 5.С ветки сосны на нас смотрит маленькая рыженькая головка. Чья?

А какие это животные?

(по цепочке учащиеся читают слова и записывают на доске и в тетради)

1.заячья.

2.лисья.

3.волчья.

4.медвежья.

5.беличья.

(Дикие.)

 

6.Работа над смыслоразличительной функцией разд.ь.

Вот и остановка. На Станции собрались слова. Но посмотрите…

 

Что-то случилось и со словами. Посмотрите две разные картинки, а названия одинаковые.

(картинки со словами-паронимами и надписями к ним. Но без разд.ь. )

Какая картинка подписана неправильно? Из какого слова выпал разд. ь?

Посмотрите, какая это нужная буква! Что происходит со словами, если она пропадает?

Но мы не будем забывать её писать. Так, ребята?

Вернём ь в слова. (дети исправляют ошибку, вставляют букву ь в нужное слово, читают получившиеся слова, объясняют значение незнакомых слов.)

Отвечают: Слова меняют своё значение.

Да!

         Слова  просят  помочь им сесть в свои. Давайте им поможем, составив предложения

Коля    колья( дать объяснение слову) вагончики. ______ несёт _____.

Семья    семя.       Наша ______ была на даче. Я посадил _______.

Полю   полью.   Я морковь ________., а потом ____________.

 

 

7. Игра «Четвёртое лишнее» (проверочные задания).слова решили с вами поиграть. – сыграть в игру «Четвёртое лишнее».

а На слух определить лишнее слово: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья.

Почему это слово лишнее?

Как назвать эти слова одним словом?

б) На карточках вставить разд. ь там, где нужно. Лишнее слово подчеркнуть.

Выдаёт карточки.

в) По картинкам найти лишнюю картинку. Выдаёт конверты с картинками.

 

V .Подведение итогов, самооценка.

 

 Наше путешествие закончилось.

Про какую букву мы сегодня вели разговор?

А почему она важная?

Что вам помогало почувствовать разделительный мягкий знак в словах?

Оцените себя, как вы научились чувствовать и употреблять в нужном месте разделительный ь по шкале самооценки. Почему вы себя так оцениваете.

Логопед отмечает работу учеников, прощается с ними.

На следующем занятии мы отправимся на станцию предложений.

Спасибо за работу, до свидания.    

 

 


 

Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Ь Ь

Ь Ь

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

Что-то случилось и со словами

Что-то случилось и со словами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2022