Логопедическое занятие в 1 классе "Домашние животные"

  • docx
  • 17.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытое занятие 2020.docx

 

КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

Логопедическое занятие

в 1 классе

«ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ»

 

Подготовила

учитель-логопед

Приведенцева З.А.

 

 

 

Лексическая тема: Домашние животные и их детеныши.

Цель: совершенствовать устную речь и способствовать развитию внимания, памяти.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о домашних  животных  и их детенышах;

- обогащать и активизировать словарь по теме;

- расширять словарь антонимов;

- развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие;

- корректировать дефекты звукопроизношения;

- корригировать и развивать зрительный гнозис;

- корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и  активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;

- развивать внимание, память;

- развивать мелкую моторику рук;

- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать умение работать самостоятельно;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом индивидуальных особенностей детей;

- соблюдать правильную посадку учеников;

- проводить работу по профилактике нарушения зрения;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

 

Оборудование:

 предметные картинки, аудиозапись голосов домашних  животных, раздаточный материал, шарики Су-Джок.

Технические средства обучения: компьютер.

Мультимедийное обеспечение: слайды к занятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационный момент.

 

Логопед:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся!

 

Логопед:

- Дети, а теперь давайте поздороваемся  с гостями, и подарим им свои улыбки.

 (Дети здороваются с гостями).

Вот таких хороших и пригожих я приглашаю сесть за парты.

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ножки нам не мешают.

Наши ручки нам помогают.

                                                  (Дети садятся за парты).

 

II. Игровая мотивация.

Логопед:

- Ребята, кто-то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо!

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, кот, письмо, как мышку

За окошко заманил?

Может это воробьишко, пролетая, обронил?

- От кого же это письмо? Давайте прочитаем его.

 

«Здравствуйте, дети! Мы живем в деревне, у нас есть много верных друзей. Мы за ними ухаживаем, и наши друзья в долгу не остаются. Вы, наверное, уже поняли, что наши друзья – это животные. Злая фея заколдовала всех животных в нашей деревне и они забыли – кто они, где живут, чем питаются и даже как называют их малышей-детенышей. Надеемся на вашу помощь».

                       Дедушка Ваня и бабушка Маша.

 

- Ну что, дети, поможем животным  избавиться от колдовства?

Логопед:

  - Злая фея  очень коварна! Чтобы защититься от ее чар, нужно хорошо подготовиться к встрече. Готовы потрудиться?! (Ответы детей).

- Тогда начнем подготовку к спасательной операции и выполним нашу разминку.

 

Артикуляционная гимнастика /про домашних животных/

·         Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).

·         Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).

·         Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).

·         Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.

·         Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.

·         Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

·         Собачка сердится (зубки «заборчиком»)

·         Корова мычит (губы «трубочкой»)

·         Лошадка скачет («цокаем» языком)

·         Кошка облизывается (широкий язычок скользит по верхней губе)

 

Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения.

 

«Два козленка»

 

Содержание упражнений

Выполняемые действия

 

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

 

 

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Делаем «Козу». Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

 

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

 

 

«Бодаться» рожками.

 

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

 

 

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

 

Вот с разбега лбами – бух!

 

 

На слово «бух» – хлопаем в ладоши.

 

И с моста в водичку – плюх!

 

 

Роняем руки на колени.

 

Самомассаж кистей рук су-джок мячиком.

 

Дети делают движения в соответствии с текстом:

 

Я мячом круги катаю                                     Между ладоней

Взад-вперед его гоняю                                   Смена рук

Им поглажу я ладошку                                   Катаю взад-вперед

Будто я сметаю крошку                                   Смена рук

И сожму его немножко                                    Сжимают

Как сжимает лапу кошка                                Смена рук

Каждым пальцем мяч прижму                       Нажимают пальцами на мяч

И другой рукой начну                                     Смена рук

 

Развитие воздушной струи.

- Посмотрите, у вас на столах волшебные стаканчики. Давайте в них подуем и посмотрим, кто сегодня спрятался под нашим волшебным снежком.

/Дети дуют в стаканчики и называют животное, которое увидели на дне стаканчика/

 

 

- А теперь давайте  вспомним, каких животных мы можем встретить в деревне у бабушки и дедушки? (Ответы детей). 

- Каким общим словом мы можем назвать всех животных, живущих в деревне? (Ответы детей).

- Почему они так называются? (Ответы детей).

 

- А загадки вы отгадывать умеете? (да) Тогда слушайте загадки про домашних животных:

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко дает.      (Корова)

                     (Ответы детей).

                        На экране появляется изображение отгадки

Я скачу, скачу, скачу.

Вьётся грива на ветру. (Лошадь).

 

Рыльце лепешкой,

С копытцами ножки,

Толстое брюшко,

Хвост, как стружка. (Свинья.)

 

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Зайчику брат,

Морковке он рад. (Кролик).

 

Идет, идет, бородой трясёт,

Ме-ме-ме, дай-ка вкусной травки мне. (Коза).

 

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

у него усы, как спицы,

Он мурлыча песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это - … (Кот).

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком? (Собака).

 

Логопед:

- Молодцы, все загадки правильно отгадали и помогли домашним животным вспомнить, как они называются. 

Логопед:

-Посмотрите, у вас на столе лежат карточки с изображением животных. Вам необходимо найти тень каждого животного и соединить с картинкой.

 

Логопед:

- Следующее задание, угадать животное по контуру.

 

Логопед:

- А вот еще одно задание, которое вам необходимо выполнить. Собрать картинку. Соберите  картинки и назовите животных,  которые у вас получились.

 

Логопед:

- А теперь давайте немного отдохнем, встанем и сделаем физкультминутку.

 

Физкультминутка:

 

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!                                             (шагают).

Пролетел весёлый жук,

Ж-Ж-Ж!                                                    (машут руками-крыльями).

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!                                                   (круговые вращения шеей).

Клювом перья расправляют,                  (повороты туловища влево - вправо,

Га-га-га!

Ветер ветки раскачал,                             (качают поднятыми вверх руками)

Ш-Ш-Ш!                                                    

Шарик тоже зарычал,               

Р-Р-Р                                                          (руки на пояс, наклониться вперед, смотреть перед собой).

Зашептал в воде камыш,

Ш-Ш-Ш!                                                    (поднять руки вверх, потянуться)

И опять настала тишь,

Ш-Ш-Ш                                                    (присесть).

 

Логопед:

- Дети, ваши глаза умеют узнавать домашних животных, а умеют ли это делать ваши уши? Давайте проверим.

Звучит аудиозапись с голосами различных домашних животных,

дети угадывают и называют,  кто кричит.

 

Дидактическая игра “Кто как голос подает ?”   /Развитие глагольного словаря./

Логопед:

Ребята, а давайте с вами поговорим о том, кто как голос подает: (Слайды).

•          Свинья – хрю-хрю – хрюкает.

•          Кошка – мяу – мяукает.

•          Корова – му – мычит.

•          Собака – аф- аф- лает.

•          Овца – бе – блеет.

•          Лошадь – иго-го – ржет.

Логопед:

- Мы с вами разобрались, как правильно подают голоса домашние животные. Животные могут блеять, мычать, мяукать, лаять, хрюкать, ржать.

 

Логопед:

- Дети, вы помните, в письме  говорилось, что после того как  фея  заколдовала животных, они забыли своих детенышей.

- Сможете ли вы помочь мамам найти своих детей?

Логопед:

- Давайте повторим:

У коровы - теленок

У  лошади - жеребенок

У свиньи - поросенок

У  козы - козленок

У овцы - ягненок

У  собаки - щенок

У  кошки – котенок.

У кролика – крольчонок.

 

Дидактическая игра “У кого кто?”  /Падежное согласование существительных./

(Индивидуальная работа каждого ребенка).

Логопед:

- Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с карточками).

Логопед:

- Теперь проверим. Кто у кого?

Ответы детей: (Слайды).

§  У кошки – котенок.

§  У лошади – жеребенок.

§  У собаки – щенок.

§  У коровы – теленок.

§  У овцы – ягненок.

§  У свиньи – поросенок.

§  У козы – козленок.

Логопед:

- Правильно, ребята.

 

Логопед:

- Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.

Какую пользу приносят: собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова?

Ответы детей:

•          Собака охраняет дом.

•          Свинья дает человеку мясо.

•          Овца дает мясо и шерсть.

•          Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.

•          Кошка ловит мышей и крыс.

•          Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.

•          Корова дает человеку молоко и мясо.

 

Логопед:

- Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.

 

Логопед :

- Дети, все задания мы выполнили, всё о домашних животных вспомнили. Теперь можно отправляться в деревню спасать друзей. Но прежде надо вспомнить Правила безопасного поведения с животными. Они хоть и домашние, но всё же животные.

Что надо помнить при общении с домашними животными? (близко не подходить, резких движений не делать, не дразнить, не обижать).

- Сели на стульчики, закрыли глаза. Отправляемся в деревню!

Логопед :

Вот мы и приехали!

 

Логопед :

- Дети, посмотрите, как обрадовались дедушка Ваня и бабушка Маша. Они так рады, что вы помогли   им! Они говорят вам спасибо!

- Мне тоже понравилось, как вы работали.

 

Итог занятия:

Логопед:

 - Каких животных можно назвать домашними? ( те животные за которыми ухаживает и заботится человек.  Это собака, кошка, корова, коза, свинья, овца, лошадь и др).

- Какие животные дают молоко? ( корова, коза).

- Кто мяукает, ржет, лает, мычит?

-  За кем бы ты хотел ухаживать (поить, кормить, мыть, пасти)?

 

Логопед:

Занятие наше подходит к концу, молодцы ребята, хочу выделить всех детей, вы были активны, внимательны, давали правильные ответы.