Логопедия "Постановка и автоматизация звука Рр"

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Постановка звукаРр.docx

Постановка звука (Р)

ЦЕЛИ

      Закреплять правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

      Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

      Учить правильно произносить звук [р] с механической по­мощью.

      Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.

      Продолжать учить образовывать притяжательные прилага­тельные.

      Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.

      Развивать внимание, память, мелкую моторику.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закруг­ленная палочка) для постановки звука [р]; предметные кар­тинки с изображением трактора, машины; набор геометри­ческих фигур; набор предметных картинок (зонт, шляпа, туф­ли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счетные палочки.

Примерный ход занятия

1.  Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно про­износить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!

2.  Для начала нужно хорошо размять и подготовить язы­чок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно вы­полнить.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обо­значающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи: «Парус», «Жучок».

3.  Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Пока­жи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей вол­шебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с ме­ханической помощью).

Ребенок выполняет.

4. Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищетнужные детали. Помоги ему, подай ему только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. А щенок тебе поможет.

Логопед поочередно предлагает ребенку детали — геометрические фи­гуры — и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Ребенок должен взять деталь, кото­рую логопед сопровождает словом со звуком [р].

5.  Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

6.         Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после назы­вания каждую картинку переворачивает и ребенок видит соответствующий символ.)

7.  Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью). Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажи и назови это животное.

Ребенок выполняет.

8. Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.

Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек.

Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).

9.  Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. По­стоял около ... льва, посмотрел на ... лису, увидел ... зайца, остановился рядом с ... оленем, подошел к ... медведю, поду­мал о ... волке, посмеялся над ... обезьяной. Посмотри, щен­ка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы, зайца, волка, льва, оленя, обезьяны чей хвост?

Ребенок образует прилагательные.

Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги ему вспомнить обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.

Ребенок по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же пе­реворачивает, чтобы ребенок мог проверить правильность своего ответа.

10. Итог занятия.

Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произно­сить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя полу­чается (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизация звука (Р) в слогах

ЦЕЛИ

   Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Р].

       Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

       Продолжать учить произносить звук [р] в прямых слогах.

       Упражнять в определении наличия звука в слогах.

       Закрепить названия спортивного инвентаря и спортивных профессий.

   Упражнять в правильном образовании форм дательного па­дежа имен существительных.

   Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинки «Язычок», «Парашютист»; картинки, названия которых заканчиваются звуком [р]; картинка «Вертолеты»; флажок; карточка «Горы» (с напечатанными над каждой го­рой слогами); картинки для упражнения «Найди пары».

Примерный ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слу­шай внимательно и помогай мне.

2.         Жил-был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое  утро делал зарядку. Вот и сейчас вышел на крылечко (упражнение Лопата»), посмотрел по сторонам упражнение «Часики» ) и начал зарядку (рис. 14). Любимое упражне­ние у     Язычка — наклоны вперед (упражнение «Качели» ). Следую­щее упражнение — наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки» ). Разогрелся Язы­чок и побежал вокруг домика бы­стро, как лошадка (упражнение «Лошадка» ), громко застучал баш­мачками по дорожке (упражнение «Барабанщик» ). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (уп­ражнение «Парус» ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.      Язычок — настоящий спортсмен! А ты со спортсменами знаком? Давай хорошенько разогреем ладошки: р-р-р. Ребенок вслед за логопедом энергично потирает ладошки и произно­сит звук [р].

А теперь с помощью пальчиков посчитай спортсменов.

Игра «Спортсмены»

Чтоб болезней не боятся,

Ребенок поднимет руки к плечам.

Надо спортом заниматься.

К плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист,

Сгибает пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Он спортсмен, а не артист.

Ребенок выполняет движения вместе с логопедом,

проговаривая при этом только названия спортивных профессий

Весь текст читает логопед.

В футбол играет ... футболист,

В хоккей играет ... хоккеист,

В волейбол — ... волейболист,

В баскетбол — ... баскетболист.

. 4.  Язычок увлекается парашютным спортом — он пара­шютист и сейчас у него тренировка. Посмотри, как ловко он управляет парашютом! (Выставляет картинку.) Летит, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху вид­
но? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:

ша..       забо..      мото..         мухомо..           бо..        топо..         кома..        помидо..

Логопед начинает слово и выкладывает картинку, а ребенок договари­вает слово звуком [р].

5.  Летят мимо вертолеты. Решил Язычок вежливо поздоро­ваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровает­ся: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет ипроизносит слог.) Ребенок за логопедом повторяет: ра, ры, рэ, ро, ру.                                 Посмотрел Язычок вниматель­но и заметил среди вертоле­тов два одинаковых (рис. 15). А ты сможешь их найти? Ребенок находит вертолет, по­хожий на выделенный.

Попрощался Язычок с верто­летами. Ребенок еще раз произносит слоги.

И полетел дальше.

6. Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кри­чит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.

Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» (рис. 16)

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов: ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

7.        Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи и т.д.


.8. Приземлился Язычок, сложил свой парашют и убрал его на место. Любит он порядок, поэтому сразу заметил раз­бросанный спортивный инвентарь. Помоги Язычку его уб­рать, а для этого разбери весь инвентарь парами. (Уточняет названия отдельных предметов: шахматная доска, клюшка, волан, шайба, лыжи, кольцо.)


Ребенок составляет пары.

 

А теперь скажи, какому спортсмену эти предметы пригодят­ся (рис. 17). Кому нужны лыжи и лыжные палки? (Лыжни­ку.) А ракетка и волан? (Теннисисту.) Шахматная доска и фигура? (Шахматисту.) Кольцо и баскетбольный мяч? (Бас­кетболисту.)

9. Все тренировки на сегодняшний день закончились, Ве­селому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?

Ра-ра-ра — дружи со спортом, детвора. Ры-ры-ры — совет я дам для детворы.

Ра-ра-ра — зарядку делайте с утра. Ру-РУ-РУ — прыгайте, как кенгуру.

Ры-ры-ры — здоровы будьте и бодры!    Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего лого­пед договаривает чистоговорку до конца.

10. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Конечно, всем нужно дружить со спортом, чтобы быть силь­ными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках, которые мы учимся правильно произносить на наших занятиях. Вот и сегодня, какой звук ты красиво и громко произносил?                     Ребенок. Р-р-р.

Автоматизация звука (Р) в слогах и словах

ЦЕЛИ

       Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [р].

       Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах и словах.

       Упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.

       Продолжать учить подбирать слова-антонимы.

       Упражнять в согласовании существительных с числитель­ными 2 и 5.

       Развивать внимание, мышление, пространственную ориен­тировку, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Карта «Острова в океане»; предметные картинки: парус­ник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок «Угощение»; набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками на одной из сторон); сундучок или шкатулка с конфетами.

Примерный ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?  Ребенок. Р-р-р.

2.Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для построй­ки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздя­ми (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замеча­тельная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усилива­ется! Можно готовиться к отплытию.

3. Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни перевора­чиваются, стучат по дну лодки: р-р-р.

Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук [р]. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.

4.      Берем курс на первый остров!

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — проклады­вает курс.

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Пра — про — пры.                Бро — бра — брэ.

Гры — грэ — гро.                  Тра — тру — тры.

Кру — кро — кра.                 Фрэ — фра — фро.

Дро — дру — дрэ.                  Вры — вро — вра.

5. Первый остров оказался необитаемым, плывем к следу­ющему.

А на втором острове живет зубастый, голодный ... кроко­дил. Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пи­рожки. Угощай крокодила: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.                               Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.

6. Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова
разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним при­ближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лод­ку? (Парусник). Давай расскажем жителям острова, что есть у корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово
погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюп­ка, труба, труба, мостик.

Ребенок повторяет слова со звуком [р].

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.

7.  К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.) На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар­тинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале сло­ва, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги обезьянам разложить кокосы. (Ребенок выполняет.)

8. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу сле­дующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)

Он не молодой, а ... старый. Не плохой, а ... хороший.  Не злой, а ... добрый.

Не сердитый, а ... радостный.      Не растрепанный, а ... аккуратный.

Не ленивый, а ... трудолюбивый. Не глупый, а ... мудрый.

9.  Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на пос­леднем острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправля­емся туда. Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделай шаг вправо, два шага вперед. (Ребенок двигается по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда).

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.

Крыжовник, брусника, груша, смородина.

Ребенок называет лишнее слово в каждой группе слов.

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Ребенок открывает сундучок, в нем конфеты.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.

10. Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был дол­гим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?       Ребенок. Р-р-р.

Автоматизация звука (Р) в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ

       Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.

       Закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах.

       Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

       Продолжать учить образовывать существительные, обозна­чающие названия профессий.

Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам.

      Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; пред­метные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, те­левизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно использовать разноцветные кубики); набор «шаров» — разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.

Примерный ход занятия

1.  Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала вычистим коврик (упражне­ние «Качели» ). Постираем и прополоскаем платочки (упраж­нение «Индюк» ). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус» ). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр» ). А теперь — бегом в цирк (упражне­ние «Барабанщик» ).

2.  Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.) Так на чем мы поедем? (На автобусе.) Поехали! Р-р-р! (Ребенок громко произносит звук [р].)

3.  Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступа­ют дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесутим цифру, и собачки лают столько же раз.

пра — 2          дры — 3              рар — 2               рар — 3

пру — 3         бро — 2                pop — 3               рэр — 2

Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее циф­ре количество раз.

4.  На арене выступает клоун: он пытается большие пред­меты превратить в маленькие. Помоги ему.

Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большая коробка, а маленькая ... коробочка.

Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина, карандаш, рубашка.

5.  Во время представления громко играет цирковой оркестр.

Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Назови та­кие инструменты, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.

Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет не­обходимые.

Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них игра­ет? Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На трубе? На гармошке? На чем играет пиа­нист? А что понадобится гитаристу?

Ребенок отвечает.

6.  А представление в это время продолжается. На арену вы­ходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середи­не — на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и поме­щает слона на нужную тумбу.

7.  Следующее выступление можешь объявить сам: «Следу­ющим номером выступает нерпа!» С чем выступает нерпа? Ответь полным предложением.

Ребенок. Нерпа выступает с разноцветными шарами.

Логопед. На шарах у нерпы картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения (картин­ки: морковь, гитара, ромашка, ерш).

Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение.

8.  Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ра-ра-ра — радуется детвора.

Ры-ры-ры — шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра — до свидания, детвора.

Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора.

Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.

9.  Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступле­ния каких артистов тебе понравились? Отвечай предложени­ем. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву р фишками мозаики.

Ребенок выполняет.